A CAPPELLA


A CAPPELLA

alla cappella [итал.- как в церкви (часовне); для хора, см. также Капелла], хоровое пение без инструментального сопровождения. Распространено в народном и церковном пении (обиходном и авторском) и композиторском творчестве. Происхождение термина, вошедшего в употребление с кон. XVII в., традиционно связывается с богослужебной практикой Сикстинской капеллы, где не использовались муз. инструменты для аккомпанирования голосов певчих. В ветхозаветном богослужении употреблялось как пение без сопровождения, так и пение, сопровождаемое игрой на муз. инструментах (см. Музыка и муз. инструменты в Библии). Климент Александрийский обращал внимание на отличие христ. богослужения в муз. отношении от евр. и языческого: «Мы же в качестве инструмента пользуемся для прославления Бога единственно мирным словом (Логосом), а не псалтирью уже... и не трубой, и не тимпаном, и не флейтой» (Педагог. II 4). В то же время Климент допускал возможность пения «с аккомпанементом лиры или арфы» во время общинных трапез (см. Агапа).

В ср. века пение А c. господствовало в церковном хоровом искусстве. Практика Зап. и Вост. Церквей стала расходиться после введения в 660 г. по инициативе папы Виталиана (657-672) в зап. богослужение органного сопровождения. Многоголосие А c. достигло наивысшего расцвета в эпоху Возрождения - у мастеров нидерл. (Жоскен Депре, О. Лассо) и рим. (Дж. П. да Палестрина, О. Беневоли, Д. Скарлатти) школ церковной музыки; в светском певч. искусстве этот стиль пения воплощен в мадригалах. Изначально он был полифоническим, в XVII-XVIII вв. к вокальным голосам могли присоединяться инструменты - солирующие или генерал-бас. С XIX в. термин восстанавливает свое утраченное значение: в произведениях стиля А c. инструменты перестают употребляться, а сам стиль во многом отождествляется с церковным стилем. В странах Зап. Европы старинная музыка А c. почитается как совершенная форма изложения церковной музыки, совр. церковно-певч. практика стремится приблизиться к идеалу эпохи Возрождения.

На Востоке преобладало пение без сопровождения, однако в нек-рых Церквах допускалось использование инструментов. Так, в Эфиопской Церкви богослужебные песнопения до сих пор могут исполняться как хором А c., так и в сопровождении сакральных инструментов (барабана «кэбэро», деревянных палок «маквамийа»), нередко в соединении с ритмическими танцевальными движениями. Инструментальное сопровождение известно также в богослужении Коптской и Малабарской Церквей (см. Коптское богослужение; Малабарское христианство). В традиции большинства Вост. Церквей (Византия, Армения, Грузия, Сербия, Болгария и др.) используется только хоровое пение А c.

В России пение А c. развивалось от анонимных монодийных образцов к многоголосным преимущественно авторским композициям (произведения С. И. Беляева, В. П. Титова, М. С. Березовского, А. Л. Веделя, Д. С. Бортнянского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др.). В нач. XX в. предпринимались попытки введения в церковное пение инструментального сопровождения. А. Т. Гречанинов в 1917 г. написал «Демественную Литургию» Соч. 79 (№ 3) с сопровождением оркестра, органа и арфы, что вызвало критику со стороны проф. КДА свящ. В. Д. Прилуцкого. На Поместном Соборе 1917-1918 гг. Гречанинов поставил на обсуждение вопрос о необходимости введения органа в правосл. богослужение с целью «придания церковной службе большей музыкальной красоты, возвышенности и силы воздействия на молитвенное настроение молящихся» (еще до этого в Собор поступил доклад муз. критика В. В. Надина-Уварова о введении в богослужение струнных щипковых инструментов - гуслей, арф, цитр и псалтырионов). Предложение А. Д. Кастальского ограничиться введением более доступного по цене для сельских церквей инструмента - фисгармонии - было поддержано свящ. Д. В. Аллемановым, но встретило возражения уже упомянутого проф. свящ. В. Прилуцкого, Е. М. Витошинского (председателя подотдела Собора по церковному пению), свящ. Л. Е. Иваницкого и др. членов заседания и принято не было. Правосл. традиция продолжает сохранять церковное пение А c., оставляя возможность использования муз. инструментов во внебогослужебной духовной музыке.

Лит.: Clément d'Alexandrie. Le Pédagogue. Livre 2 / Texte grec et trad. de C. Mondésert. P., 1991. P. 92-96. (SC; N 108); Климент Александрийский. Педагог / Пер. Н. Н. Корсунского. Ярославль, 1888-1889; М., 1996п. С. 145-148; Иванов М. Музыка в православных храмах // Новое время. 1912. 3 янв.; Kroyer Th. Zur a caрpella-Frage // Archiv für Musikwissenschaft. Lpz.; Trossingen, 1919/1920. Jg. 2. Heft 1. S. 49-53; Протокол Соединенного заседания членов Подотдела по церковному пению Поместного Собора Православной Русской Церкви и Наблюдательного Совета Московского Синодального училища церковного пения от 8 декабря 1917 года: (Об употреблении орга́на за православным богослужением) // ЦВед. 1918. № 15-16. С. 88-94 (2-я публ. с коммент. // БТ. Сб. 34. 1998. С. 203-209).

Н. В. Гурьева


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "A CAPPELLA" в других словарях:

  • Cappella — war ein italienisches Eurodance , House und Technoprojekt, welches international vor allem in den 1990er Jahren Erfolg hatte. Inhaltsverzeichnis 1 Biografie 2 Diskografie 2.1 Singles …   Deutsch Wikipedia

  • Cappella Giulia — Saltar a navegación, búsqueda La Cappella Giulia o Capilla Musical de la Sacrosanta Basílica Papal de San Pedro en Vaticano es el coro encargado de acompañar musicalmente las ceremonias celebradas en San Pedro que no son precedidas por el Santo… …   Wikipedia Español

  • Cappella — was an Italian Eurodance act formed in 1987 by producer Gianfranco Bortolotti. The act went through a number of line up changes over the years but was most successful in the early 1990s when it was fronted by British performers Kelly Overett and… …   Wikipedia

  • Cappella (Doublage) — Pour les articles homonymes, voir Cappella. Cappella Développe …   Wikipédia en Français

  • Cappella (Groupe) — Pour les articles homonymes, voir Cappella. Cappella est un groupe eurodance italo anglais créé par le producteur italien Gianfranco Bortolotti. Historique Au départ, Cappella était plus un concept qu un groupe et était encore un nom sans visage… …   Wikipédia en Français

  • CAPPELLA — Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Cappella peut faire référence à : A cappella, une expression de la musique vocale indiquant qu un chant ou une partie d un chant, à une ou plusieurs… …   Wikipédia en Français

  • Cappella Cantone — Administration Pays  Italie Région …   Wikipédia en Français

  • Cappella De' Picenardi — Ajouter une image Administration Pays  Italie Région …   Wikipédia en Français

  • Cappella de' Picenardi — Administration Pays  Italie Région …   Wikipédia en Français

  • Cappella de' picenardi — Ajouter une image Administration Pays  Italie Région …   Wikipédia en Français

  • Cappella Maggiore — Administration Pays  Italie Région …   Wikipédia en Français

Книги

Другие книги по запросу «A CAPPELLA» >>