АНАГРАММАТИЗМ


АНАГРАММАТИЗМ

[греч. ἀναγραμματισμός], один из основных видов композиции в поздневизант. певч. искусстве, означает перестановку «грамм» (τὰ γράμματα), т. е. слов, синтагм или целых стихов поэтического текста песнопения. Из-за мелодической акцентировки и протяженности мелоса возникла необходимость повторения слогов, слов, целых фраз. А., как и др. прием калофонического пения - анаподизм, появился во 2-й пол. XIII в., в законченном виде сформировался в творчестве св. Иоанна Кукузеля. Термин «А.» появляется в кодексах Пападики XIV-XV вв., впосл. встречается в калофонических Стихирарях и Матиматариях. Развитие этой практики, возникшей сначала в калофонических распевах псалмовых стихов вечерни и утрени («   » (῾´Ινα τί ἐφρύαξαν ἔθνη - Пс 2. 1-2) св. Иоанна Кукузеля, см. пример), полиелея (Пс 134-135), непорочных (Пс 118) и др., достигло вершины в обработках самогласных стихир. А. как полный и совершенный вид композиции охватывает весь текст самогласна: в качестве начального избирается, как правило, ключевая по смыслу фраза или слово из любого стиха, кроме первого, и подвергается перестановкам, вклиниваясь в остальной текст, с тем чтобы с помощью мелодии подчеркнуть поэтически, содержательно или богословски значимые его фрагменты, благодаря чему и текст приобретает новые смысловые оттенки.

Как вид муз. композиции А.- вершина визант. мелотворчества. Обязательное дополнение к А.- вставка кратимы, обычно ближе к концу песнопения. Известен ряд А. св. Иоанна Кукузеля: «  » (̀ρδβλθυοτεΙδωμεν πάντες) самогласной литийной стихиры праздника Богоявления «   » 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 218, 1336 г.), заупокойный икос «    » (Αὐτὸς μόνος ὑπάρχεις ἀθάνατος) (Ibid. Fol. 136-138), «    » (̓Αλλ̓ ὡς οἰκτίρμων κάθαρον) тропарей по 50-м псалме «    » (Ath. Laur. Λ 116. Fol. 2, XVII в.; S. Sepulcri. 733. Fol. 102, нач. XIX в.) и др. С XV в. А. и анаподизмы стали называться матимами. Неск. А. помещены в совр. печатном изд. Матиматария, но в богослужебной практике в наст. время они почти не употребляются. Как остаточное явление А. можно рассматривать существующую ныне практику перестановки слов при пении прокимнов вечерни и утрени, начала полиелея и избранных псалмов, «  » перед чтением Евангелия на утрене (Πᾶσα πνοὴ αἰνεσάτω...- Αἰνεσάτω πᾶσα πνοὴ...), «   » в конце литургии (Εἴη τὸ ὄνομα Κυρίου...- Τὸ ὄνομα Κυρίου εἴη...) и т. п.

Пример

Пс 2. 1-2. Обычный богослужебный текст состоит из 4 строф: ̀λδβλθυοτεΙνα τί ἐφρύαξαν ἔθνη καὶ λαοὶ <ἔθνη καὶ λαοὶ> ἐμελέτησαν κενά; ἀλληλούϊα. / Παρέστησαν οἱ βασιλεῖς τῆς γῆς̇ ἀλληλούϊα. / Καὶ οἱ ἄρχοντες συνήχθησαν ἐπὶ τὸ αὐτό̇ ἀλληλούϊα. / Κατὰ τοῦ Κυρίου καὶ κατὰ τοῦ Χριστοῦ αὐτοῦ. ̓Αλληλούϊα. Те же стихи в калофонической обработке св. Иоанна Кукузеля (из Пападики Хурмузия Гиамалиса - S. Sepulcri 703. Fol. 227v; разрядкой дан текст мелизматических вставок - кратим): ̀λδβλθυοτεΙνα τί ... χικινι ... ιιι ... / ̀λδβλθυοτεΙνα τί ἐφρύαξαν ἔ ... τὰ ἔθνη / καὶ λαοὶ ἐμελέτησαν κενά. / ̀λδβλθυοτεΙνα τί ἐφρύαξαν ἔθνη καὶ λαοὶ / ἔθνη καὶ λαοὶ / λαοὶ ἐμελέτη ... ἐμελέτησαν, ἐμελέτησαν κενά / ̀λδβλθυοτεΙνα τί ἐμελέτησαν κενά / ̀λδβλθυοτεΙνα τί ἐφρύαξαν ἔ ... τὰ ἔθνη / καὶ λαοὶ ἐμελέτησαν κενά. / ̀λδβλθυοτεΙνα τί οἱ βασιλεῖς καὶ οἱ ἄρχοντες / συνήχθησαν ἐπὶ τὸ αὐτό.- πάλιν [«еще раз»] / ̀λδβλθυοτεΙνα τί συνήχθησαν κατὰ τοῦ Κυρίου.- πάλιν [«еще раз»] / ̀λδβλθυοτεΙνα τί παρέ .... ἵνα τί παρέστησαν κατὰ τοῦ Κυρίου / καί κατὰ τοῦ Χριστοῦ αὐτοῦ. / ̀λδβλθυοτεΙνα τί ... Τιριριν / ̀λδβλθυοτεΙνα τί ἐφρύαξαν ἔθνη ἐφρύαξαν ἔθνη / τί ... τι τι τὶ ... τιριριν / ̀ρδβλθυοτεΕθνη καὶ λαοὶ ἐμελέτησαν κενά. / ̓Αλληλούϊα.

Лит.: Στάθης. ̓Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 79-83, 207-214.

Г. Статис


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "АНАГРАММАТИЗМ" в других словарях:

  • АНАГРАММАТИЗМ — (от анаграмма, см. это слово). 1) искусство составлять анаграммы. 2) гадание по буквам имени. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНАГРАММАТИЗМ от греч. ana, поперек, и gramma, буква. а) Искусство… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ИОАНН КУКУЗЕЛЬ — [Пападопул; греч. ᾿Ιωάννης Κουκουζέλης Παπαδόπουλος, ὁ μαΐστωρ] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2 ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант.… …   Православная энциклопедия

  • ГЕОРГИЙ СГУРОПУЛ — [греч. Γεώργιος Σγουρόπουλος], доместик, визант. мелург периода калофонического пения. Г. Пападопулос, прибавляя к прозвищу Г. С. уточнение «из Афин», отмечал, что его произведения встречаются в Кратиматарии и Матиматарии. Самые ранние известные… …   Православная энциклопедия

  • ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ — [церковнослав. ; греч. ἀγρυπνία, παννυχίς; лат. vigilia], в широком смысле слова аскетическая практика, состоящая в отказе от сна и продолжительном молитвословии в ночное время суток; в богослужении правосл. Церкви особый комплекс служб суточного …   Православная энциклопедия

  • ГЕРАСИМ ХАЛКЕОПУЛ — [греч. Γεράσιμος Χαλκεόπουλος] (1 я пол. XV в.?), иером., визант. мелург. Согласно свидетельству в Анфологии Athen. Bibl. Nat. 2406 (1453 г.), Г. Х. происходил из г. Фессалоники. С этим согласуется и тот факт, что один из самых ранних источников …   Православная энциклопедия

  • ИОАНН КЛАДА — [греч. ᾿Ιωάννης ὁ Κλαδᾶς] (2 я пол. XIV нач. XV в.), лампадарий Великой ц. в К поле, визант. мелург, учитель пения. Впервые упоминается в каталоге архиеп. Кирилла Мармаринского (сер. XVIII в.) (БАН. РАИК. № 63. Л. 19 об., рубеж XVIII и XIX вв.).… …   Православная энциклопедия

  • АНАНЕОТ — [Анеот; греч. ̓Ανανεώτης, ̓Ανεώτης] Михаил (2 я пол. кон. XIII в.), доместик, визант. мелург. Имя А. связывается с началом мелодического творчества на текст Акафиста Богородице. Известные мелурги, кодикографы времени падения Византии, относят… …   Православная энциклопедия

  • АНАПОДИЗМ — [греч. ἀναποδισμός от ἀναποδίζω двигаться назад, возвращаться], вид визант. церковно певч. композиции эпохи калофонического пения. А., как и анаграмматизм (в рукописях эти термины часто смешиваются и взаимозаменяются), обозначает перестановку… …   Православная энциклопедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… …   Православная энциклопедия

  • ГРИГОРИЙ БУНИС АЛИАТ — [греч. Γρηγόριος Μπούνης ᾿Αλυάτης] (сер. XV в.), иером., визант. мелург. Вероятно, мирское имя Г. Б. А. Георгий (Ath. Dionys. 401, 1434 г.). В нек рых рукописях есть указания на его происхождение из Силимврии (побережье Мраморного м.) (Brux. IV.… …   Православная энциклопедия