- АНДРЕЭ
[лат. Andreae] Иоганн Валентин (17.08.1586, Херренберг, герцогство Вюртемберг - 27.06. 1654, Штутгарт), лютеран. теолог, писатель, автор протестант. социальной утопии и один из родоначальников, а затем критиков лит-ры розенкрейцеров, внук Я. Андреэ. Его писательское наследие было заново открыто И. Г. Гердером. В 1601-1606 гг. и после поездки в Австрию, Швейцарию, Францию и Италию до 1612 г. А. учился в Тюбингенском ун-те, где в кружке парацельсистов сформировались основные идеи тех из его работ, к-рые стали позднее программными произведениями розенкрейцеров: анонимно опубликованные в 1614 г. «Вести о братстве» (Fama fraternitatis) и «Химическая свадьба Кристиана Розенкрейца в 1459 году» (Chymische Hochzeit Christiani Rosenkreuz anno 1459, 1616). В 1614-1620 гг. А. служил диаконом в г. Файингене в Вюртемберге, в 1620-1639 гг.- суперинтендантом в г. Кальве, был придворным проповедником в Штутгарте (1639-1650), генеральным суперинтендантом в Бабенхаузене (1650-1654).
Иоганн Валентин Андреэ
Иоганн Валентин АндреэНе сочувствуя вероучительным спорам, разъединявшим отдельные течения протестантизма, А. создал занявшую центральное место в его творчестве утопию «Описание республики Христианополитанской» (Reipublicae Christianopolitanae descriptio, 1619). Доктринальным несогласиям он противопоставил состояние внутреннего умиротворения, проявляющееся в деятельной любви. Прообразом для повествования послужила кальвинист. община г. Женевы, с жизнью к-рой А. познакомился во время посещений города. Небольшая городская община, расположенная на острове г. Христианополя, руководствуется 12 положениями своего Символа веры (сформулированного в духе лютеранства) и 10 нравственными принципами, к-рые перекликаются с заповедями Моисея. В общине, составляющей в хозяйственном отношении как бы единую мастерскую, уделяют особое внимание развитию различных областей науки, воспитанию благочестия, рациональной организации труда. Почти все ремесленники общины - образованные люди, во главе стоит выборный триумвират: Теолог, Судья, Ученый. Не являясь первой возникшей на нем. почве моделью образцового христ. об-ва и гос-ва, утопия А. представляет собой между тем важную веху в развитии утопического жанра в Германии. Наиболее полно соображения А. относительно осуществления церковной реформы на практике нашли свое отражение в созданном в 1622 г. трактате «Теофил» (Theophilus).
Ист.: Andreae J. V. Mythologiae Christianae sive virtutum et vitiorum vitae humanae imaginum libri tres. Strassburg, 1618; idem. Christianopolis, 1619: Originaltext und Übertragung. Stuttg., 1972; Из социальной утопии Иоганна Валентина Андреэ / Пер. В. Д. Балакина // История социалистических учений. М., 1985. С. 249-268.
Лит.: Бек И. Г. И. В. Андреэ // История немецкой литературы. М., 1962. Т. 1: IX-XVII вв. С. 376-380; Seibt F. Utopica: Modelle totaler Sozialplanung. Düsseldorf, 1972; Montgomery J. Cross and Cruciable: J. V. Andreae, 1586-1634. The Hague, 1973. 2 vol.; Dülmen R., van. Die Utopie einer christlichen Gesellschaft. Johann Valentin Andreae, 1586-1654. Stuttg., 1978; Балакин В. Д. Общественное воспитание в социальной утопии Андреэ // История социалистических учений, 1986. М., 1986. С. 154-173; он же. Социальная утопия в творчестве Андреэ // История социалистических учений, 1988. М., 1988. С. 114-127; Йейтс Ф. Розенкрейцерское Просвещение: Пер. с англ. М., 1999.
В. М. Володарский
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.