- АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
в Москве на левом берегу Яузы.
История
Андроников мон-рь. Акварель. 2-я пол. XIX в. (Частное собрание)
Андроников мон-рь. Акварель. 2-я пол. XIX в. (Частное собрание) Основными источниками сведений об основании А. м. являются жития прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях, отчасти противоречащих друг другу) исвт. Алексия, составленные иером. Пахомием Логофетом. По свидетельству жития свт. Алексия, мон-рь был основан при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче, по-видимому ок. 1357-1358 гг., свт. Алексием, митр. Московским. Когда он возвращался из К-поля на Русь в 1354/55 г., на море поднялась буря и корабль начал тонуть, свт. Алексий дал обет: если избежит гибели, то построит мон-рь в честь святого, чей праздник случится в тот день. Корабль пристал к берегу 16 авг.- в день празднования Нерукотворного Образа Спасителя. Житие сообщает, что святитель поместил в новопоставленном храме икону Спасителя, привезенную им из К-поля. Возможно, в воспоминание топографии К-поля впадавший в Яузу ручей получил название Золотой Рожок по аналогии с зал. Золотой Рог у входа в Босфорский прол. А. м. был возведен не только по обету святителя, но и по желанию вел. кн. Иоанна Иоанновича, давшего землю под строительство. Земли около мон-ря принадлежали вел. князю, о чем свидетельствует московская запись о душегубстве XV в., согласно к-рой судьи вел. князя рассматривали уголовные преступления на территории Заяузья до А. м. и Городища (Запись о душегубстве. С. 188). Известно, что А. м. в Москве принадлежала Ильинская слободка, к-pую вел. кн. Иоанн III Васильевич выменял у обители до 1504 г. (Духовные и договорные грамоты. С. 354).Рака со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы Московских в Спасском соборе. Кон. XIX в.
Рака со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы Московских в Спасском соборе. Кон. XIX в.Первым игуменом и строителем А. м. стал испрошенный свт. Алексием у прп. Сергия Радонежского любимый ученик последнего прп. Андроник Московский, выбравший место для обители на берегу Яузы, «недалече града», т. е. Кремля. В А. м. со времени его основания по благословению свт. Алексия был введен общежительный устав. В числе насельников обители и учеников прп. Андроника были преподобные Савва и Александр Московские (впосл. игумены), Андрей Рублёв и предположительно прп. Даниил. В XIX в. мощи преподобных Андроника и Саввы (время обретения неизвестно) почивали в одной раке под сенью в Спасском соборе А. м. в сев.-зап. углу (позолоченная серебряная рака пожертвована в 1876 г. А. М. Полежаевым - не сохранилась). Многие настоятели А. м. были удостоены архиерейского сана либо управляли мон-рем, будучи архиереями на покое: Митрофан (XVI в.), еп. Коломенский, Симеон (Стремоухов; † 1515), еп. Суздальский, свт. Серапион, архиеп. Новгородский, Сергий († ок. 1521), еп. Рязанский, Евфимий († ок. 1642), еп. Тверской, Никифор († 1682), митр. Астраханский, Симеон (Милюков; † 1699), архиеп. Смоленский, Трифиллий (Инихов; † 1702), митр. Сарский, Авраамий († 1708), митр. Рязанский, Арсений (Костюрин; † 1712), архиеп. Воронежский, Иосиф († 1726), еп. Воронежский, Киприан (Скрипицын; † 1740), еп. Коломенский, Сильвестр (Страгородский; † 1802), еп. Крутицкий, Авраам (Шумилин; † 1844), архиеп. Ярославский, Сергий (Спасский; † 1904), архиеп. Владимирский, и др. В нач. XVI в. в А. м. был заточен осужденный на Соборе 1509 г. и лишенный кафедры свт. Серапион, архиеп. Новгородский и Псковский. В 1653 г. в течение 4 недель находился в заточении расколоучитель расстриженный протопоп Аввакум.
Спасский собор. 1410-1427 гг.
Спасский собор. 1410-1427 гг.В смутное время А. м. был разорен польско-литов. отрядами, восстановлен в 1613 г., в XVII в. считался «божедомским», т. е. в нем отпевали скончавшихся внезапной или насильственной смертью. По описи 1678 г., обитель владела 210 крестьянскими дворами. А. м. пострадал от сильного пожара в 1748 г. В ходе секуляризации 1764 г. был лишен вотчин и отнесен ко 2-му классу с назначением определенного жалованья. В 1810 г. при А. м. было организовано ДУ. В 1812 г. был сожжен франц. войсками, из разграбленного собора исчезла глава прп. Саввы. Благодаря сохраненной в г. Юрьеве-Польском архим. Феофаном ризнице, а также средствам, выданным Святейшим Синодом в 1813 г., мон-рь быстро восстановился. В нач. XX в. здесь проживало 18 монахов и 4 послушника, обители принадлежала мельница на р. Самынке в дер. Борвихе Звенигородского у. и 33 дес. земли.
В 1910 г. настоятелем А. м. стал находившийся на покое миссионер еп. Владимир (Соколовский-Автономов). В 1918 г. обитель закрыли, в монастырских зданиях до 1922 г. размещался концлагерь для белогвардейцев и политических противников новой власти. С кон. 1922 г.- жилой поселок им. Калинина рабочих завода «Гужон» (в наст. время «Серп и молот»). Собор удалось сохранить, обратив его в приходскую церковь. Община под рук. свящ. Сергия Дубровина выпускала рукописные «Андрониковские сборники» (1928, 30-е гг. ХХ в. Церковно-исторический музей Свято-Данилова мон-ря) и планировала создать музей церковных древностей на основе богатого монастырского собрания и памятников некрополя. В 20-х гг. XX в. ценности мон-ря были конфискованы, приход закрыт. Спасский собор и Трапезная палата были взяты на учет Музейным отделом Главнауки Наркомата просвещения. В 1930-1931 гг. была взорвана колокольня. В 1933 г., по заключению проф. А. Некрасова, мон-рь находился в «ужасающем состоянии», так что стены, башни и «жилые дома» (бывш. кельи) подлежали сносу. Спасский собор предлагалось привести «в гражданский вид» (сломать главу и приделы XIX в.) и использовать в культурно-просветительских целях. В 30-х гг. ХХ в. в обители располагалась колония для беспризорных детей.
Идея создания в А. м. музея возродилась после Великой Отечественной войны, в 1947 г. было высказано предложение образовать здесь историко-архитектурный заповедник. В 1960 г. на территории и в постройках А. м. был открыт Музей древнерус. искусства им. Андрея Рублёва (в наст. время Центральный музей древнерус. культуры и искусства им. прп. Андрея Рублёва), организатор и 1-й директор - Д. И. Арсенишвили.
16-17 июля 1989 г., в 1-ю годовщину причисления прп. Андрея Рублёва к лику святых, в соборе в честь Нерукотворного Образа Спасителя было совершено 1-е после закрытия обители всенощное бдение и литургия. С 1990 г. в соборе регулярно совершаются богослужения (настоятель - прот. Вячеслав Савиных), песнопения исполняются знаменным распевом. При храме организована иконная мастерская, учебная хоровая школа знаменного распева, издательская группа, публикуется сб. «Хоругвь». К Спасскому собору приписана часовня «Проща» (первоначальная постройка была поставлена в XVI в. (?) на месте прощания прп. Сергия Радонежского с прп. Андроником), сооруженная в 1889-1890 гг. на средства купца В. Александрова (архит. А. А. Латков). Часовня была закрыта в 1929 г., возвращена Церкви в 1995 г. В наст. время находится в стадии реставрации (восстановлены шатер и фасад).
К 2001 г. завершается строительство заложенного в окт. 2000 г. храма-часовни св. блгв. вел. кн. Димитрия Донского у вост. стены мон-ря на бывш. монастырском кладбище.
Архитектурный ансамбль
Достоверные сведения о первых постройках мон-ря ограничиваются полученными во время археологических исследований (проводились Музеем им. Андрея Рублёва в 1989, 1993, Ин-том археологии РАН в 2000). Под собором выявлены остатки древнейшего (не ранее нач. XV в.) некрополя и деревянных сооружений, к-рые датируются по данным радиокарбонного анализа дерева в пределах 2-й пол. XIII - сер. XV в. Возможно, среди них есть и фрагменты 1-го деревянного монастырского храма.
Единственное сообщение о строительстве каменного собора в честь Нерукотворного Образа Спасителя содержится в 3-й Пахомиевой редакции жития прп. Сергия Радонежского, указывающей на создание собора при учениках прп. Саввы Московского - игум. Александре и прп. Андрее Рублёве, расписавшем собор. На основании пространной редакции жития прп. Никона Радонежского 40-х гг. XV в. нек-рые исследователи говорят об участии в росписи и прп. Даниила, что не подтверждается более ранними источниками. Хронологические границы возведения собора устанавливаются между 1410-1427 гг. (П. Н. Максимов, на основе представлений о времени игуменства Александра) или 1425-1427 гг. (Н. Н. Воронин, согласно гипотезе о времени пребывания в мон-ре прп. Андрея Рублёва). Мнение, относящее постройку собора к кон. XIV в. (В. Г. Брюсова, Б. Л. Альтшуллер), не получило поддержки у большинства исследователей.
Первоначальный вид собора изменился после пожара 1812 г., когда обрушился его верх. Новое завершение собора с 8-гранным барабаном было возведено в 1813 г. под руководством архит. И. д. Жукова. После перестройки храма в 1848-1850 гг. по проекту архит. г. ф. Герасимова на барабане 1813 г. появился шатер. В 40-50-х гг. XIX в. к Спасскому собору были пристроены 2 боковых придела: правый - в честь Успения Богородицы, левый - во имя прп. Андроника. Этот облик собора сохранялся до реставрации в сер. XX в.
Принадлежность храма кругу раннемосковской архитектуры была установлена при натурных исследованиях 1933 г. (Максимов, А. Р. Егорова, Е. Б. Шереметева), выявивших характерные особенности техники кладки, декора и первоначальной композиции. Благодаря исследованиям собора в нач. 50-х гг. XX в. (Г. Ф. Сенатов при консультации Д. П. Сухова) были открыты фрагменты фресок с растительным и геометрическим орнаментом (XV в.), сохранившиеся под поздними закладками на откосах боковых окон средней апсиды. В 1959-1961 гг. была проведена реставрация первоначального вида собора и восстановлено утраченное при пожаре 1812 г. его завершение (архитекторы Л. А. Давид, Альтшуллер, С. С. Подъяпольский, М. Д. Циперович; археологи М. Х. Алешковский, В. Б. Гиршберг, Ф. М. Гольдштейн). Во время этих работ были найдены детали декора (напр., блоки кокошников), фрагменты белокаменных рельефов (возможно, темплона), открыто основание алтарной преграды, установлен древний уровень полов (однако были сделаны ошибочные выводы о структуре наслоений). На зап. фасаде собора, над порталом, обнаружились следы киота в форме круга, к-рый был восстановлен с условно выполненным обрамлением (первоначальный профиль неизвестен). В 1996 г. в этом киоте худож. О. Б. Павлов написал Нерукотворный Образ Спасителя.
4-столпный крестово-купольный белокаменный храм с одной световой главой поставлен на высокий подиум, внутри к-рого находится строительная засыпка. Стены сложены характерной для XIV - нач. XV в. полубутовой кладкой. Памятник относят к последнему этапу формирования московской школы зодчества, восходившей к традициям владимиро-суздальской архитектуры. Разновысотность его алтарных апсид и фрагменты декора утраченного барабана (блок аркатуры, опирающийся на полуколонки, блоки городчатого пояса и поребрика) во многом напоминают домонг. храмы (ц. Покрова Богородицы на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др.). В объемно-пространственном построении собора присутствуют черты, отличающие его от предшественников. Резкое понижение угловых компартиментов создает ступенчато-башнеобразную структуру, расчленяет единый объем крестово-купольного храма на 9 соподчиненных частей. Динамическое построение пространства усиливается конструкцией повышенных подпружных арок. Особенности башнеобразного объема дали основания нек-рым исследователям указывать на прямые аналогии такой композиции в архитектуре Балкан (напр., церкви в Грачанице, Крушеваце в Сербии и др.).
Облик и судьба первоначального иконостаса до сих пор неясны. В 1999 г. Н. Н. Чугреева предположила, что икона Спаса Нерукотворного, привезенная митр. Алексием из К-поля, находится в собрании филиала ГИМ «Новодевичий монастырь». Однако пока достоверно можно говорить лишь о том, что это действительно местная икона (под записями 1-й трети и кон. XIX в.), существовавшая в соборе, согласно описи 1859 г., и опубликованная Н. П. Кондаковым.
Др. сохранившиеся каменные постройки мон-ря не старше XVI в. Большая трапезная 1504-1506 гг. построена при игум. Митрофане, духовнике вел. кн. Иоанна III. Это квадратное в плане 2-этажное здание, верхний этаж к-рого перекрыт 4 крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп квадратного сечения. Главным украшением фасадов был пояс из терракотовых изразцов и 2 рядов поребрика. Во 2-й пол. XVII в. вблизи сев.-зап. угла собора была построена столпообразная шатровая колокольня (не сохранилась; изображена на акварели архит. Ф. Кампорези, 2-я пол. XVIII в.), разобрана в кон. XVIII в. В кон. XVI или нач. XVII в. Арсением, архиеп. Элассонским, обветшавшая к тому времени трапезная была восстановлена и к ней пристроена ц. во имя Чуда арх. Михаила в Хонех (согласно сведениям, приводимым в записках архиеп. Арсения). В кон. XVII в. царицей Евдокией Феодоровной с востока к трапезной был пристроен храм арх. Михаила, ставший усыпальницей рода Лопухиных (достроен на средства Лопухиных в 1739) с приделом апостолов Петра и Павла (в 1819 освящен в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи). В 1838 г. в трапезной был освящен придел во имя сщмч. Александра, еп. Команского. В верхнем четверике основного объема церкви, над сводом храма арх. Михаила, существовал храм во имя свт. Алексия Московского; под Архангельской ц. располагается теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» (с кон. XVIII в.).
Кирпичная ограда с башнями возведена во 2-й пол. XVII-XVIII в., над ее юж. вратами существовала ц. Рождества Богородицы (1756; разрушена в 30-х гг. XX в.). На рубеже XVIII-XIX вв. по проекту Р. Казакова перед Св. вратами была выстроена одна из самых высоких в Москве каменных колоколен (уничтожена в 30-х гг. XX в.), во 2-м ярусе к-рой 25 окт. 1803 г. освящена ц. во имя Симеона, сродника Господня. Др. здания кон. XVII-XIX в. частью сохранились (настоятельские покои, 1690; братский корпус нач. XVIII в.; духовное уч-ще, 1810-1814), частью снесены (ц. мч. Евграфа - усыпальница Молчановых, 1874). В XIX в. в А. м. сохранялся св. колодец, ископанный, согласно монастырскому преданию, прп. Андроником. Сохранились нек-рые надгробия некрополя XVI-XIX вв. (ЦМиАР, Донской мон-рь).
На территории мон-ря археологических материалов ранее XIII-XV вв. пока не обнаружено, культурный слой нарушен кладбищем XVII-XIX вв. и поздним строительством. Некрополь XV-XVII вв. развивался в XVIII-XIX вв. особенно быстро и постоянно охватывал новые участки. Памятники с него убраны в 20-х гг. XX в., территория в наст. время мало изучена (в 2000 начаты археологические исследования участка сев.-зап. угловой башни ограды и братского корпуса).
В кон. XIV-XV в. А. м. являлся значительным центром книгописания, где был создан ряд больших кодексов, в т. ч. небогослужебных. В книгописании одновременно могло участвовать не менее 8 чел. Между 1392-1406 гг. была переписана «Книга о постничестве» свт. Василия Великого (ЦМиАР. 952, основной писец Василий), в 1403 г.- Изборник Симеона-Святослава, непосредственно со списка 1073 г. (ГИМ. Син. № 256, писец Анфим), в 1406-1407 гг.- Златоструй (БАН. 33.16.15, основной писец инок Арсений), в 1416 г.- Евангелие-тетр (ГИМ. Чертков, № 42/256, писец священноинок Макарий), ок. 1461 г. со Златоструя была изготовлена копия для кремлевского Успенского собора, дополненная минейным Торжественником и статьями Маргарита (РГАДА. Ф. 136. Оп. 1. № 1679, писец Антоний), в 1462 г. переписана Триодь Цветная (Там же. № 1539, писец «дьячишко Степан»). Все монастырские рукописи за исключением Евангелия отличаются практически полным отсутствием иллюминации. Позднейшая история книгописной мастерской А. м. остается неизученной, судьба б-ки неизвестна.
Сохранился ряд памятников, происходящих из А. м.: палица с изображением «Сошествия во ад», 1438-1439 гг. (ЦМиАР), хоругвь «Спас Нерукотворный», 2-я пол. XVII в. (ГММК), палица «Спас Нерукотворный», кон. XVII (?) - XIX в. (ГММК), икона «Преподобные Андроник и Савва Московские», 2-я пол. XIX в. (Спасский собор А. м.).
Ист.: ЦГАМО. Д. 120. Р-1; Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1. С. 128-131; Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XV вв. М.; Л., 1950; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба // Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257; Запись о душегубстве // Российское законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 2. С. 187-191; Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 370-371, 399-401.
Лит.: Иванчин-Писарев Н. Спасо-Андроников. М., 1842; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Историческое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865; Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. Т. 1. С. 82. Табл. А; Максимов П. Н. Собор Спасо-Андронникова монастыря в Москве // Архитектурные памятники Москвы XV-XVII вв. М., 1947. С. 8-32; Огнев Б. А. Вариант реконструкции Спасского собора Андронникова монастыря // Памятники культуры: Исслед. и реставрация. М., 1959. Вып. 1. С. 72-82; Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2. С. 325-337; Вагнер Г. К. Спасо-Андронников монастырь. М., 1972; Альтшуллер Б. Л. Белокаменные рельефы Спасского собора Андронникова монастыря и проблема датировки памятника // Средневековая Русь. М., 1976. С. 284-292; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси. М., 1980. С. 80. Кат. № 36-38; Гальченко М. Г. Книгописание в Спасо-Андрониковом монастыре и проблема второго южнославянского влияния на Руси в конце XIV-XV вв. М., 1994; Перфильева Л. А., Разина Н. Г. К истории церкви Сергия в Рогожской в Москве // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Столица и провинция. М., 1994. С. 109-120; Беляев Л. А. Древние монастыри Москвы (XIII-XV вв.) по данным археологии. М., 1994. С. 188-190, 263-264; он же. Русское средневековое надгробие. М., 1996. С. 354-357; Никифорова О. «Музандр» и «Экзандр» - страницы истории Спасо-Андроникова монастыря (20-е - 30-е гг. ХХ в.) // Золотой Рожок. М., 1997. С. 31-52; Давид Л. А., Альтшуллер Б. Л., Подъяпольский С. С. Реставрация Спасского собора Андроникова монастыря // ДРИ. СПб., 1998. [Вып.] Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. С. 360-392; Костюхина Л. М. Палеография русских рукописных книг XV-XVII вв.: Русский полуустав. М., 1999. С. 8-9. Табл. 15-17; Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 91-105, № 25; С. 350-352, № 122; Козлов В. Ф. Епископ Владимир (Соколовский) - последний настоятель Спасо-Андроникова монастыря // Хоругвь. М., 2000. Вып. 5. С. 113-131; Памятники архитектуры Москвы: Юго-вост. и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII в. М., 2000. С. 39-50, 315-316 [Библиогр.].
А. Л. Баталов, Л. А. Беляев, А. А. Турилов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.