АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ

АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ

Прп. Андроник Московский. Икона. Кон. ХХ в.

Прп. Андроник Московский. Икона. Кон. ХХ в.


Прп. Андроник Московский. Икона. Кон. ХХ в.

(20-е гг. XIV в.?, Ростов - 13.06.1373 ?, Москва, Спасский мон-рь), прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых), основатель Андроникова московского мон-ря. Основные сведения об А. М. содержатся в житии прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях) и в житии свт. Алексия, составленных иером. Пахомием Логофетом. Наиболее полный рассказ об А. М. помещен во 2-й (по классификации Б. М. Клосса), или в 1-й (по классификации Н. С. Тихонравова), редакции жития прп. Сергия. В ней говорится, что А. М., как и прп. Сергий, был родом из Ростова. В юном возрасте он пришел к преподобному и стал умолять, чтобы тот облек его в иноческий образ. Прп. Сергий постриг юношу с именем Андроник, произошло это, по-видимому, не ранее 1353 г. А. М. любил безмолвие, и прп. Сергий повелел ему жить одному в келье. Проведя годы в послушании у прп. Сергия (в одной из редакций сказано, что А. М. был в послушании 10 лет, но числа кратные 10 часто встречаются в пахомиевских редакциях жития прп. Сергия, отражая приблизительность расчетов), А. М. решил основать свой мон-рь, но до времени откладывал свое намерение. Однажды прп. Сергия посетил митр. Алексий «ради обычного благословения и беседы» и попросил отпустить с ним в Москву А. М. для создания нового мон-ря. Преподобный нашел место для обители на р. Яузе, «недалече града», т. е. Кремля.

По свидетельству жития свт. Алексия, А. М. стал игуменом мон-ря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче, т. е. до 13 нояб. 1359 г., когда вел. князь скончался; т. о., основание мон-ря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 гг. В это время А. М. было не меньше 30 лет - возраст, необходимый для поставления в настоятели; следов., примерным временем рождения А. М. является кон. 20-х гг. XIV в. В Андрониковом мон-ре со времени его основания был принят общежительный устав. Через нек-рое время прп. Сергий навестил своего ученика и благословил новоустроенную обитель. Будучи игуменом, А. М. жил в воздержании и молитве, оставался кротким и смиренным, к нему приходили издалека, «от иных стран», чтобы получить благословение; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни. Предузнав свое преставление к Богу, А. М. вручил паству своему ученику прп. Савве. Во 2-й редакции жития прп. Сергия (по классификации Тихонравова) указан день преставления А. М.- 13 июня (Тихонравов. Отд. 2. С. 64).

Нек-рые сведения о жизни А. М. запечатлены в монастырских преданиях, к-рые говорят, что прп. Сергий неоднократно посещал Спасскую обитель и беседовал с А. М. В память последней беседы на месте прощания святых была поставлена часовня «Проща» (Москва, ул. Сергия Радонежского). Колодец близ Андроникова мон-ря предание связывало с именем А. М.

Точная дата кончины А. М., как и его рождения, неизвестна. В списке жития прп. Сергия 40-х гг. XVII в. сказано, что А. М. скончался «месяца июля в 13 день в лето 6982» (1474) (Клосс. С. 211). Отсюда, вероятно, эта дата попала в «Описание о российских святых» (кон. XVII - XVIII в.) и в др. сочинения. Очевидно, что это описка и имелся в виду 1374 год. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. отмечено, что А. М. скончался 13 июня 1373 г. (РГБ. МДА. № 203. Л. 264).

Прп. Андроник и Савва Московские. Прот. Вячеслав Савиных. Икона. 1995 г. (Спасский собор Андроникова мон-ря)

Прп. Андроник и Савва Московские. Прот. Вячеслав Савиных. Икона. 1995 г. (Спасский собор Андроникова мон-ря)


Прп. Андроник и Савва Московские. Прот. Вячеслав Савиных. Икона. 1995 г. (Спасский собор Андроникова мон-ря)

Время местной канонизации А. М. относится, вероятно, к кон. XV в. В Минее общей кон. XV - нач. XVI в., принадлежавшей Новгородскому свт. Серапиону (Курцову), нек-рое время находившемуся в ссылке в Андрониковом мон-ре, в каноне Всем святым упоминается А. М. (РГБ. МДА. № 77; Леонид. С. 333). Прп. Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцех, бывших в монастырех Рустей земли» (1507) называет А. М. в числе наиболее чтимых рус. святых (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 557-558), но общецерковной канонизации А. М. не было. Мощи А. М. и прп. Саввы были обретены (время неизвестно), но оставлены под спудом, однако не под землей, а в Спасском соборе Андроникова мон-ря, в запечатанной гробнице, над к-рой был устроен балдахин. В 1812 г. французы разграбили собор, и, хотя мощи остались целы, глава прп. Саввы исчезла, что было подтверждено в 1853 г. Судьба мощей после 1917 г. неизвестна.

Совместные тропарь и кондак преподобных А. М. и Саввы составлены, вероятно, в кон. XIX в., служба, помещенная в Минее (МП), составлена мон. Андроником (Трубачёвым) в 1982/83 г.

Память А. М. 13 июня особо отмечается в ТСЛ (с 1946), после открытия Спасского собора Андроникова мон-ря (1990) - в Москве. В 1981 г. имя А. М. включено в Собор Радонежских святых, установленный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

Ист.: Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1. С. 128-131; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба // Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257; ВМЧ. Сентябрь. Дни 1-13; Минея. Июнь. М., 1986. Ч. 1. С. 482-496; Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 370-371, 399-401.

Лит.: Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 77-82; Леонид (Кавелин). Славянские рукописи в МДА. Вып. 2; Григорий, архим. Часовня московского Спасо-Андрониева монастыря. М., 1891; Троицкий Патерик. [Серг. П.], 1896, 1992р. С. 319-322; Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1900. Вып. 10. Июнь. С. 103-106; Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублева // ВИ. 1969. № 1. С. 35-48; № 12. С. 194-197; Андрей Рублев и его эпоха: Сб. ст. М., 1971; Спасо-Андроников монастырь. М., 1972.

Игум. Андроник (Трубачёв), В. А. Кучкин

Иконография

На ранних иконах и миниатюрах А. М. изображался средовеком, что соответствует его житию, или же как один из ближайших учеников прп. Сергия уподоблялся видом учителю; в XVIII-XX вв. широкое распространение получили изображения А. М. как седовласого старца. В иконописных подлинниках о святом говорится: «Подобием аки Сергий Радонежский» (ИРЛИ. Бобк. № 4. Л. 120об., посл. четв. XVII в.); в Большаковском подлиннике XVIII в.: «И преподобнаго отца нашего Андроника игумена, иже на Яузе реце, Московскаго чудотворца, брада седа Николина, руце молебны, ризы преподобническия» (Большаков. С. 106-107); в подлиннике 40-х гг. XIX в.: «Сед, брада доле Сергиевы и шире, Власиевы покороче и пошире» (ИРЛИ. ОП. Оп. 23. № 294. Л. 189).

Наиболее раннее изображение А. М. сохранилось, очевидно, на иконе «Свт. Алексий, митр. Московский, с 19 клеймами жития» письма Дионисия, кон. XV в. (ГТГ), в 2 клеймах: свт. Алексий просит у прп. Сергия Радонежского А. М. на игуменство в Спасский мон-рь (7-е), свт. Алексий благословляет А. М. на игуменство (8-е). А. М. представлен в монашеском одеянии (в 7-м клейме в клобуке, в 8-м - с непокрытой головой), средовеком с короткой русой бородой. Эта иконография А. М. повторяется на более поздних житийных иконах свт. Алексия, напр. 3 -й четв. XVII в. (ГИМ). Миниатюры с изображением А. М. имеются в лицевом житии прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304/III. № 21. Л. 214-223об., 80-е - нач. 90-х гг. XVI в.; БАН. 34.3.4, кон. XVII в.), в лицевом житии свт. Алексия (РНБ. ОЛДП. F 137. Л. 122-130, нач. XVII в.). Предположительно преподобный представлен на нижнем поле иконы «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми», ок. 1592 г., из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ) - рядом со свт. Леонтием Ростовским и прп. Кириллом Белозерским; на окладе иконы «Рождество Богородицы», сер. XVII в., из Новодевичьего мон-ря (ГИМ) - под образом прп. Сергия; на прориси с иконы XVII в.- в рост, в молении Спасителю (БАН. СВ. № 751. Л. 8).

Среди Московских святых А. М. изображен в одном из медальонов на иконе «Древо государства Московского» работы Симона Ушакова, 1668 г., из ц. Троицы в Никитниках в Москве (ГТГ) - с развернутым свитком в руках; на левом поле гравюры «Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми» гравера М. Нехорошевского, 1-я пол. XVIII в. (РНБ); на иконах «Собор Московских святых»: 2-й пол. XVII в. из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве; 2-й пол. XIX в. на юго-вост. столпе Успенского собора ТСЛ; на 2 аналойных иконах «Избранные Московские святые пред Владимирской иконой Божией Матери» нач. XX в. (ЦМиАР) и подобной иконе большего размера нач. XX в. из собора Покрова на Рву (ГИМ). В числе учеников прп. Сергия А. М. представлен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св. Троице», кон. XVII в., из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ). Образ А. М. помещен на иконе «Собор Радонежских святых» на юго-зап. столпе Успенского собора, 2-я пол. XIX в. (ТСЛ). На прориси с иконы 1814 г. А. М. изображен в Соборе рус. святых (Маркелов. Т. 1. С. 455).

Сохранилась икона преподобных А. М. и Саввы Московского 2-й пол. XIX в., происходящая из Андроникова мон-ря. Основатель обители представлен старцем с длинной бородой, в рост, в мантии и схимническом аналаве, левая рука с четками прижата к груди. После закрытия мон-ря в 1918 г. икона оказалась в ризнице ц. Воскресения Словущего (ап. Филиппа) в Филипповском пер. в Москве, куда была принесена свящ. Сергием Дубровиным (впосл. архим. Андроник); в 1996 г. возвращена в Спасский собор и помещена в местном ряду иконостаса. Изображения А. М. и прп. Саввы присутствуют в росписи юж. стены ц. свт. Николая в Толмачах в Москве, 50-60-е гг. XIX в.; в оконном проеме Трапезной ц. ТСЛ, 50-е гг. XX в.

В 80-90-х гг. XX в. появилось неск. икон А. М., созданных московскими иконописцами. В 1995 г. для Спасского собора Андроникова мон-ря настоятелем прот. Вячеславом Савиных была написана храмовая икона преподобных А. М. и Саввы Московского, предстоящих в молении Нерукотворному Образу Спасителя (на раме образа).

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 493. № 1226; Богоматерь Владимирская: Сборник материалов; Каталог выставки / ГТГ, ГММК. М., 1995. С. 128-129. Кат. 26; Большаков. Подлинник иконописный. С. 106-107; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 94-95, 340-341, 454-455; Т. 2. С. 51; Хоругвь: Сб. статей. М., 1998. С. 110-111.

Я. Э. Зеленина


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ" в других словарях:

  • Андроник Московский — Свт. Алексий благославляет прп. Андроника. Миниатюра. Конец XVI …   Википедия

  • Спасский собор Андроникова монастыря — У этого термина существуют и другие значения, см. Спасский собор. Православный собор Спасский собор Андроникова монастыря …   Википедия

  • Андроник — преподобный, уроженец гор. Ростова, любимый и близкий ученик преподобного Сергия Радонежского, преставился в 1395 или в 1404 г. Святитель московский Алексий выпросил Андроника к себе и поручил ему построение в Москве на Яузе Спасского монастыря,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ — Преподобные Александр и Ефрем Московские. Икона из Спасского собора Андроникова мон ря.1995 г. Преподобные Александр и Ефрем Московские. Икона из Спасского собора Андроникова мон ря.1995 г. († после 1427), прп. (пам. 13 июня вместе с преподобными …   Православная энциклопедия

  • Сергий (Патриарх Московский) — Патриарх Сергий …   Википедия

  • АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — в Москве на левом берегу Яузы. История Андроников мон рь. Акварель. 2 я пол. XIX в. (Частное собрание) Андроников мон рь. Акварель. 2 я пол. XIX в. (Частное собрание) Основными источниками сведений об основании А. м. являются жития прп. Сергия… …   Православная энциклопедия

  • Андроников монастырь — Монастырь Спасо Андроников монастырь Вид монастыря в 1883 г …   Википедия

  • Палеологи — Эмблема Палеологов, ошибочно воспринимаемая как герб Византийской империи Страна …   Википедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… …   Православная энциклопедия

  • ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»