- АБД КУЛАЛЬ
[араб. ], знатный химьяритский род, в V-VII вв. исповедовавший христианство. Его предком-эпонимом был, очевидно, Абд Кулаль (‘bdkll-m) - автор позднесабейской надписи из Саны (CIH 6), датируемой 573 г. химьяритской эры (463 г. по Р. Х.); упоминание в ней «Милостивого [Бога]» (rhmn-n) типично для южноарав. «неопределенного монотеизма». По преданию, род был обращен в христианство миссионером, прибывшим от Гассанидов из Сирии. Нет оснований говорить об арианстве А. К.; под его «изначальным (исконным) христианством» (ан-насранийа аль-ула) следует понимать скорее монофизитство. Члены рода играли заметную роль в политической жизни Химьяра, однако утверждения о захвате ими во 2-й пол. V в. царской власти и попытки отождествить их с реальными царями, известными по надписям, вызывают серьезные сомнения. В нач. 30-х гг. VII в. Абд Кулалиты обратились в ислам, а к нач. Х в. род пресекся.
Ист.: Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav., 1879-1898. P. 881; CIH 6 // CIS. Pars 4. P., 1889. T. 1. P. 15-19; Ibn Coteiba's Handbuch der Geschichte / Hrsg. v. F. Wüstenfeld. Gött., 1850. S. 309; Ibn Saad. Biographien Muhammeds, seiner Gefährten und der später Träger des Islams bis zum Jahre 230 der Flucht. Bd. 1/2: Biographie Muhammed's / Hrsg. v. E. Mittwoch und E. Sachau. Leiden, 1917. S. 32; Bd. 5: Biographien der Nachfolger in Medina / Hrsg. v. K. V. Zetterstéen. Leiden, 1905. S. 86-87; Ал-Хасан ал-Хамда ни . Кита б ал-икли л. Дж. 2 / Тахки к Мухаммад ал-Аква‘. Багдад, 1980. С. 327-328.
Лит.: Ryckmans J. Le christianisme en Arabie du Sud préislamique // L'Oriente cristiano nella storia della civiltà: Atti del Conv. intern. (Roma, 31 marzo - 3 apr. 1963; Firenze, 4 apr. 1963). R., 1964. P. 428-429, 443-444; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье: Становление средневекового общества. М., 1985. С. 20, 92, 125-127, 145, 147, 150, 161-162.
С. А. Французов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.