АРАД


АРАД

крепость на севере пустыни Негев. В Библии об А. говорится в связи с неудачной попыткой «сынов Израиля» вторгнуться в Ханаан (Числ 21. 1; 33. 40); позже царь А. назван среди плененных (Нав 12. 14). В этом районе селились потомки приемного отца Моисея кениты (Суд 1. 16). Место древнего А.- Тель-Арад в северо-вост. части долины Беэр-Шева (см. Вирсавия) - знал еще Евсевий Кесарийский (Ономастикон. 14. 1-3). Археологические исследования А. в 60-70-х гг. XX в. (Й. Ахарони, Р. Амиран, З. Херцог) велись одновременно на 2 уровнях телля: нижнем (город раннебронзовой эпохи - IV-III тыс. до Р. Х.) и верхнем (крепость железного века). Была раскопана основная часть территории крепости и обнаружено большое количество остраконов с надписями. Они фрагментарны или состоят из 1-2 слов, но позволили создать стратифицированную эпиграфическую шкалу и дали материал для изучения древнеевр. письменности.

План городского квартала периода ранней бронзы

План городского квартала периода ранней бронзы


План городского квартала периода ранней бронзы

Располагавшееся на нижнем телле древнейшее поселение в А. прошло путь от поселка эпохи энеолита до города, укрепленного каменной стеной с полукруглыми башнями (эпоха ранней бронзы). Последний был поделен на кварталы частных дворов, имел культовые и общественные центры, систему сбора и хранения воды, поддерживал торговые связи с Египтом (в слоях много егип. керамики и др. находок). Нижний телль был покинут в кон. III тыс. до Р. Х. На верхнем телле выделяют 7 периодов (А. I - A. VII). Их датировка и историческая интерпретация продолжают служить почвой для дискуссии. Согласно Ахарони и Херцогу, первое поселение железного века (X в. до Р. Х.?) на верхнем телле не было укрепленным, но вскоре на его остатках выстроили крепость, к-рая просуществовала, хотя и со значительными перестройками, ок. тысячи лет. Стены (квадрат 50´ 50 м с воротами и башнями) были разделены поперечными стенками на помещения. В северо-зап. части открыт вытянутый с запада на восток культовый комплекс с внешним вост. двором, внутренним зап. помещением со скамьями вдоль стен, у задней, зап., стены - небольшое (1,2´ 1,2 м) помещение с кремневой стелой. К святилищу относились, видимо, 2 малых каменных алтаря (на них установлено присутствие следов жира животных) и большой алтарь во внешнем дворе, от к-рого сохранился каменный фундамент. В устройстве святилища исследователи усматривают нек-рые параллели с Иерусалимским храмом (Исх 26. 15-25; 1 Цар 6. 2).

В кон. X в. до Р. Х. крепость А. была сожжена, возможно, егип. фараоном Шешонком I во время кампании 925 г. до Р. Х. (1 Цар 14. 25-26) - в Карнакской надписи он назвал 2 крепости в Юж. Израиле, «Больший Арад и Арад дома Иерухама» (Aharoni Y. The Land of the Bible. Phil., 19793. P. 215-216. № 107-112). В этом случае возникновение крепости А. можно датировать периодом Единого Царства (X в. до Р. Х.). (Существует однако мнение, согласно к-рому крепость возникла в IX в. (Mazar. Archeology. P. 439)). Позже крепость перестроили, святилище расширили, использовав старый алтарь как фундамент, соорудили новый (5´ 5´ 3 м; ср.: Исх 27. 1): из камня на глине и покрытый кремневой плитой со стоками для возлияний. На его ступенях найдены 2 керамических кубка, надписанные знаками, к-рые читают как архаические евр. (X-IX вв. до Р. Х.) или развитые финик. (VII-VI вв. до Р. Х.) письмена.

План культового комплекса. X в. до Р. Х.

План культового комплекса. X в. до Р. Х.


План культового комплекса. X в. до Р. Х.

Перестройку А. как крепости, охранявшей пути к Вади-эль-Араба, Моаву и Едому (1 Цар 22. 47-48; 2 Пар 17. 10-12), датируют IX или VIII в. до Р. Х. (Мазар). В первом случае ее связывают с деятельностью иудейских царей Асы (911-870 до Р. Х., 2 Пар 14. 4-6; 1 Цар 15. 23) или Иосафата (870-848 до Р. Х., 2 Пар 17. 1-2, 12-13; 21. 3). Выделяемый в крепости слой следующего разрушения связывают с восстанием Едома (2 Пар 21. 8, 10) и вторжениями филистимлян (2 Пар 21. 16-17) в 840-х гг. или датируют кон. IX - 1 четв. VIII в. до Р. Х. В восстановленном А. (при Озии, ок. 767 до Р. Х.?) сохранилась старая планировка, но позже святилище засыпали землей, возможно при реформе Езекии и уничтожении храмов вне Иерусалима ок. 715 г. до Р. Х. (2 Цар 18. 4, 22; 2 Пар 31. 1; 32. 12). Эту дату подкрепляет керамика, идентичная III слою Лахиша. А. вновь был разрушен во время вторжения ассир. царя Синаххериба (701 до Р. Х.), после чего стены отстроили только в VII в. до Р. Х. (при царе Манасии или его внуке-реформаторе Озии, 641-609?). В одну из кампаний вавилонского царя Навуходоносора II в Иудее (597 до Р. Х.: 2 Цар 24. 2; Иер 13. 18-19) А. вновь разрушили; его руины сохранили остраконы со списками имущества, написанными егип. иератическим письмом, а также 3 печати «Элиашива, сына Осиаху» (возможно, начальника или интенданта гарнизона, к-рому адресовано большинство остраконов этого уровня). Вскоре по руинам старых укреплений прошла новая стена, усиленная башнями. Сопоставление палеографии арадских надписей с Лахишскими письмами Лахиша II и керамикой позднего железного века говорит о том, что А. VI мог быть отстроен в кон. VI в. до Р. Х. (см. Иер 51. 59; ср.: 27. 2-28. 17), после того как был разрушен идумеями при походе Навуходоносора в Иудею в 587 г. до Р. Х. (Авд 10-14; Пс 137. 7), что подтверждает одно из писем, в к-ром Элиашиву приказывают отправить подкрепления в соседний Рамот-Негев «страха ради идумеев».

Эпоха персид. господства представлена в А. типичными ямами для пепла, в к-рых найдено 85 остраконов с арам. надписями (с IV в. до Р. Х.). Они показывают, что А. продолжал служить пунктом снабжения и охраны караванных путей. В эллинистический период перестройке подвергались лишь отдельные части города: были воздвигнуты квадратная башня и внешний форт. Заселенность грекоговорящими горожанами подтверждают и остраконы. После завоевания Римом Набатейского гос-ва (106 по Р. Х.) граница с пустыней передвинулась далеко на юг и крепости в пустыне Негев были покинуты. Лишь через 500 лет на руинах А. появилось новое здание - караван-сарай.

В кон. 80-х гг. ХХ в. Д. Уссышкин и др. археологи предложили полностью пересмотреть стратиграфию, отказаться от ранней датировки святилища и датировать все нижние слои одним периодом - VIII в. до Р. Х. Святилище вместо X в. попадает в кон. VIII - нач. VII в. до Р. Х.; перестройка стен в слое А. VI - не в нач. VI в. до Р. Х., а в эллинистическо-рим. время. Это ставит под сомнение как точность исторических интерпретаций, так и анализ текстов остраконов.

Древнеевр. эпиграфика А.

Остракон с надписью на древнеевр. Языке

Остракон с надписью на древнеевр. Языке


Остракон с надписью на древнеевр. Языке

В А. были обнаружены 88 надписей X-VI вв. до Р. Х. на древнеевр., десятки арам. V-IV вв. до Р. Х., неск. греч. I-II вв. по Р. Х. и араб. VII-IX вв. по Р. Х. Наибольший интерес вызывают древнеевр. остраконы, к-рые являются свидетельством бытования древнеевр. языка (см. Еврейский язык) как письменного в X-VI вв. до Р. Х. в его юж. (иудейской) разновидности, на что указывает отсутствие стяжения дифтонгов и использование теофорного элемента   в личных именах. На основании датировки по палеографическим данным эпиграфику А. можно распределить по следующим периодам:

1) 5 остраконов X-IX вв. до Р. Х.: расписки в получении товаров с указанием личных имен и количества (веса) товара;

2) 9 остраконов 1-й пол. VIII в. до Р. Х.- сильно поврежденные надписи, состоящие из одного или неск. знаков, дают список лиц, функции к-рых остаются неясными (№ 69), и, по-видимому, письмо (№ 71), содержащее помимо обрывков личных имен др. слова («(вы)дай», «который», «господин»);

3) 14 остраконов 3-й четв. VIII в. до Р. Х. содержат списки личных имен, в одном случае (№ 72) с указанием количества (полученного товара?); дают примеры весьма распространенной в израильской эпиграфике формулы принадлежности, напр.,   - «принадлежит Цадоку» (№ 93); чаша с неск. раз выписанным словом   (Арад?) (№ 99) представляет особый интерес для палеографии, т. к. наряду с обычным для финик. письма направлением справа налево здесь отмечено и противоположное направление;

4) среди 24 остраконов посл. четв. VIII в. до Р. Х. преобладают списки личных имен иногда с указанием количества; особую группу представляют остраконы, найденные вблизи святилища, на каждом из них надписано одно имя собственное: по одному из предположений (Ахарони, Лемер), речь идет о черепках, служивших в качестве жребиев для установления порядка службы жрецов;

5) из 15 остраконов 2-й пол. VI-I в. до Р. Х. особого внимания заслуживает остракон № 88, представляющий собой частично сохранившееся письмо от имени царя, начинающееся со слов «я воцарился (царствую) во вс[ей земле Израиля]»;

6) из 38 остраконов нач. VI в. до Р. Х. ок. половины составляют письма, адресованные Элиашиву с предписаниями выдать хлеб, муку, вино или масло в одних случаях «китеям», по-видимому, жителям островов Средиземного м., а также отдельным лицам, находившимся на службе в Иудейском царстве. Письма построены по одной схеме. В приветственных формулах упоминается Божественное имя  : «Пусть Господь дарует тебе благополучие»; «Благословляю тебя в Господе».

Лит.: Lemaire A. Inscriptions hébraïques. P., 1977. T. 1: Les ostraca; Herzog Z., Aharoni Y., Rainey A., Moshkovitz S. The Israelite Fortress at Arad // BASOR. 1984. Vol. 254. P. 1-34; idem. Arad: An Ancient Israelite Fortress with a Temple to Yahweh // BAR. 1987. Vol. 13/2. P. 16-35; Mazar A., Netzer E. On the Israelite Fortress at Arad // BASOR. 1986. Vol. 263. P. 87-91; Ussishkin D. The Date of the Judean Shrine at Arad // IEJ. 1988. Vol. 38. P. 142-157; Mazar A. Archeology and the Land of the Bible. N. Y., 1990; Renz J., Röllig W. Handbuch der Althebräischen Epigraphik. Darmstadt, 1995. 3 Bde; Мерперт Н. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.

Л. А. Беляев, А. К. Лявданский


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "АРАД" в других словарях:

  • Арад — топоним и фамилия. Арад (Израиль) город в Израиле Арад (Румыния) город в Румынии Арад (жудец) румынский жудец в регионе Трансильвания (историческая область Кришана). Арад (Иран) город в Иране Фамилия Арад, Ави (род. 1948) американский бизнесмен… …   Википедия

  • Арад — (возм., дикий осёл ): 1) город на юж. границе Ханаана (Чис 21:1; 33:40; Суд 1:16), ныне Телль Арад, в 27 км юж. Хеврона. Царь А. напал на израильтян, пришедших из Кадеса. Но израильтяне взяли А., разрушили его и назвали эту местность (вероятно,… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • -арад- — суффикс Словообразовательная единица, выделяющаяся в имени существительном мужского рода со значением явления, которое характеризуется наличием того, что названо словом, от которого соответствующее имя существительное образовано (маска маскарад) …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • АРАД — [арабск.] нечто случайное, привходящее (в отличие от сущностного, субстанциального). Мусульманская средневековая философия обозначала термином а. девять Аристотелевых категорий, следующих за категорией «СУБСТАНЦИЯ»: количество, качество,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Арад — I Арад (Arad)         город в Зап. Румынии, на р. Муреш, вблизи границы с Венгрией. Административный центр уезда Арад. 126 тыс. жит. (1966). Важный транспотрный узел и крупный промышленный центр страны. Основные отрасли машиностроение (вагоны,… …   Большая советская энциклопедия

  • Арад — королевский вольный город в Венгрии, в комитате (округе) того же имени; в отличие от находящегося в Темешском комитате Нового Арада он называется Старым Арадом; лежит на правом берегу Мароша, восточного притока Тейса, и имеет 37349 жит. (1880):… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Арад — (Arad), город на Западе Румынии, административный центр жудеца Арад. 189 тыс. жителей (1993). Машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, текстильная, пищевая, обувная промышленность. * * * АРАД АРАД (Arad), город на западе Румынии.… …   Энциклопедический словарь

  • Арад — см. 1Мак.15:23. II. Арад (Суд.1:16 ) (место диких ослов) город на южной окраине Палестины, царь которого воспрепятствовал сынам Израилевым пройти чрез свои владения и даже взял нескольких в плен (Чис.21:1 ,3), за это жители города были прокляты,… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • АРАД —    • Arădus,           Άραδος,        1. в Ветхом Завете Арвад, н. Арвад или Руад, город в Финикии на острове, удаленном от материка на 20 стадий и имевшем в окружности 7 стадий; со времен Селевкидов А., наравне с Тиром и Сидоном, был… …   Реальный словарь классических древностей

  • Арад — хананейский город в южной Иудее, царь которого воевал с Израилем. В наказание за это город был разрушен, и царь убит (Чис. 21:1; И. Нав. 12:14; Суд. 1:16). Остатки этого города находятся в 30 ти км к югу от Хеврона. В 1961 ом году израильтяне… …   Словарь библейских имен

Книги

Другие книги по запросу «АРАД» >>