АРЕОПАГ

АРЕОПАГ

[греч. ὁ ̀ρδβλθυοτεΑρειος πάγος - холм Ареса], холм в Афинах (высота ок. 1320 м), место заседаний совета старейшин (βουλή) с тем же названием. Возможно, название холма связано с именем греч. бога войны Ареса или с греч. словом «ἀραί» (проклятия), относящимся к фуриям, чья пещера находилась на сев.-вост. склоне холма. В 51 г. по Р. Х. ап. Павел произнес здесь речь перед афинянами, после к-рой «некоторые ... уверовали: между ними ... Дионисий Ареопагит и женщина именем Дамарь» (Деян 17. 34). В христ. традиции холм почитается как место обращения св. Дионисия Ареопагита, к-рому приписывается авторство корпуса богословских творений «Ареопагитик». Согласно преданию, св. Дионисий был вторым епископом Афин, принял мученическую кончину и считался покровителем Афин. Сохранились руины ц. во имя св. Дионисия, построенной в XVI в. на высокой террасе под сев.-вост. обрывом А., и остатки колодца, возможно находившегося при доме св. Дионисия.

Речь ап. Павла

Во время своего 2-го благовестнического путешествия ап. Павел прибыл в Афины и «возмутился духом при виде этого города, полного идолов». Он обращался к «иудеям и чтущим Бога (σεβόμενοι)» и ежедневно к людям, встретившимся ему на агоре (находившейся ок. 495 м к северо-западу ниже А.). Апостол был приведен в А. «эпикурейскими и стоическими философами», захотевшими больше узнать о «новом учении». После споров с философами ап. Павел произносит речь (Деян 17. 16-21). Предметом дискуссий остается значение слова «А.» в рассказе об этом событии в Деяниях святых апостолов: сообщается ли здесь о том, что ап. Павел произнес речь на «холме Ареса» (т. зр., имеющая в совр. лит-ре наибольшее число сторонников), или он выступил перед судебным органом с защитительной речью (Ioan. Chrysost. In Acta // PG. 60. Col. 268, 270; Т. Д. Барнс, В. Шмид). Он начинает свою речь с того, что хвалит набожность афинян (ст. 22-23), указывая на виденный им в городе жертвенник с надписью: «Неведомому Богу» (о существовании таких жертвенников сообщают и др. греч. авторы: Павсаний. Описание Эллады. I 114; Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. VI 3. 5; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. I 110). В отличие от речей, обращенных к иудеям (ср.: Деян 13. 16-41), ап. Павел не касается темы исполнения мессианских чаяний Израиля - предшествующий христ. благовестию период рассматривается им как время, в к-рое созданный Богом «от одной крови человеческий род» должен был «искать Бога», взирая на Его промышление о сотворенном Им мире. Но человечество, по словам апостола, не выполнило своего предназначения, не познало Бога, допустив превратные мнения о Нем и впав в идолопоклонство (Деян 17. 24-29; ср.: Рим 1. 18-32). Поэтому, «оставляя времена неведения», Бог повелевает всем покаяться ввиду грядущего суда, к-рый Он будет совершать посредством «предопределенного Им Мужа», воскрешенного Им из мертвых. При упоминании о воскресении слушатели своими насмешками перебивают апостола (Деян 17. 30-32). Благодаря речи ап. Павла, к-рая была отвергнута большинством слушателей, нек-рые афиняне уверовали.

Для речи в целом характерно использование мыслей и понятий, хотя и библейских в своей основе, но созвучных и языческой философии, прежде всего философии стоиков, а также отчасти Платона и эпикурейцев: напр., указание на то, что Бог живет «не в рукотворенных храмах» (Деян 17. 24), не нуждается в служении рук человеческих (Деян 17. 25) и вообще ни в чем не имеет нужды (Там же), подчеркивание единства человеческого рода (Деян 17. 26) и его близости и родства с Богом (Деян 17. 25), осуждение идолослужения (Деян 17. 29).

Лит.: Schmid W. Die Rede des Apostels Paulus vor den Philosophen und Areopagiten // Philologus. 1942/1943. Bd. 95. S. 79-120; Ястребов А. Св. Апостол Павел в Афинах // ЖМП. 1953. № 6. С. 45-50; Gurtner B. The Areopagus Speech and Natural Revelation. Uppsala, 1955; Travlos J., Frantz A. The Church of St. Dionysios the Areopagite and the Palace of the Archbishop of Athens in the 16th Century // Hesperia. 1965. Vol. 34. P. 157-202; Barnes T. D. An Apostle on Trial // JThSt. 1969. Vol. 20. P. 407-419; Galloud J. Paul devant l'Aréopage d'Athénes: Actes 17. 16-34 // RSR. 1981. T. 69. P. 209-248; Martin H. M. Areopagus // ABD [Библиогр.].

Л. А. Беляев, А. С. Небольсин


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "АРЕОПАГ" в других словарях:

  • ареопаг — ареопаг …   Орфографический словарь-справочник

  • АРЕОПАГ — (греч. areiopagos, от areios посвященный Аресу, т. е. Марсу, и pagos холм). Древнегреческое верховное судилище, которое находилось на марсовом холме. Теперь суд из добросовестных и сведущих людей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ареопаг — Судилище, коллегия, синедрион, синклит, присутствие. Ср. суд... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ареопаг судилище, коллегия, синедрион, синклит, присутствие, орган, суд …   Словарь синонимов

  • ареопаг — а, м. aréopage m. <гр. Areois pagos Аресов холм. 1. Высший орган судебной и политической власти в Древних Афинах. БАС 2. Седый собор Ареопага, На истину смотря в очки, Не щет общественнаго блага Не редко ей давал щелчки. Держ. Соч. 1 146.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • АРЕОПАГ — АРЕОПАГ, ареопага, муж. (устар., теперь с ирон. оттенком). Судилище. Литературный ареопаг (литературные критики). (По названию верховного суда в древних Афинах Areios pagos, первонач. холм бога войны Ареса.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков …   Толковый словарь Ушакова

  • АРЕОПАГ — (rp. Areios pagos, букв. холм Ареса) 1) орган власти в Древних Афинах; назван по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя . Возник в эпоху родоплеменного строя как совет старейшин. Состоял из пожизненных членов, с VIII в. до н.э.… …   Юридический словарь

  • АРЕОПАГ — (греч. Areios pagos букв. холм Ареса),..1) в Др. Афинах орган власти, осуществлявший государственный контроль, судебные и другие функции; состоял из пожизненных членов представителей родовой аристократии2)] В переносном смысле собрание… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ареопаг — ( холм Ареса ; Арес бог войны у греков; у римлян Марс), холм в Афинах, а также верховный суд, вершившийся на этом холме. Лишенный всякой растительности известняковый холм в Афинах (см. Афины), посвящ. богу войны Аресу, иногда именуемый также… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • АРЕОПАГ — АРЕОПАГ, а, муж. (книжн. ирон.). Собрание авторитетных лиц [первонач. название верховного суда в Древних Афинах]. Учёный а. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Ареопаг — (букв. холм Ареса) 1) в Древних Афинах орган власти, осуществлявший государственный контроль, суд и др. функции; состоял из пожизненных членов – представителей родовой аристократии; 2) (перен.) собрание авторитетных лиц для решения каких либо… …   Энциклопедия культурологии

  • Ареопаг — (греч. Areios pagos, букв. холм Ареса) в Др. Афинах орган власти, осуществлявший государственный контроль, судебные и другие функции; состоял из пожизненных членов представителей родовой аристократии. Политическая наука: Словарь справочник. сост …   Политология. Словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»