- АРЕНСКИЙ
А. С. Аренский. Фотография с автографом Л. В. Собинову. 1902 г. (ГЦММК)
А. С. Аренский. Фотография с автографом Л. В. Собинову. 1902 г. (ГЦММК)Антон Степанович (30.06.1861, Новгород - 12.02.1906, Перкярви близ Териок, Финляндия (ныне г. Зеленогорск Ленинградской обл.)), рус. композитор, дирижер, педагог. Ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция). С 1882 г. преподаватель Московской консерватории, с 1889 г.- профессор по классу свободного сочинения. В 1888-1895 гг. дирижер Русского хорового об-ва. В 1895-1901 гг.- управляющий Придворной певч. капеллой. Способствовал повышению художественного уровня капеллы, включая в ее репертуар хоровые сочинения П. И. Чайковского, Римского-Корсакова, С. И. Танеева.
Фактура духовных песнопений А. детально разработана: развиты партии всех голосов, часто применяется divisi, большое значение имеют имитационные построения, особенно в начале строк или строф песнопения. В мелодике ощутимы ариозные и романсовые интонации. Прот. Михаил Лисицын, признавая достоинства церковных сочинений А., в т. ч. внимательное отношение к тексту, находил их стиль западноевроп., не церковным. Он считал, что А. как директор капеллы должен поддержать новое направление в рус. духовной музыке, основанное на использовании древнерус. распевов.
Муз. соч.: Op. 40: Херувимская песнь (в т. ч. вариант для 3-голосного хора), «Тебе поем», «Отче наш», «Хвалите Господа с небес». 1897; «Христос воскресе». М., 1897; Херувимская песнь № 2. М., 1897; Херувимская песнь № 3. М., 1903.
Лит.: Лисицын М. А., прот. А. Аренский как духовный композитор // РМГ. 1898. № 5/6. С. 455-459; он же. Обзор. С. 23-25; А. С. Аренский - С. И. Танееву [переписка], 1891-1905 // П. И. Чайковский. С. И. Танеев. Письма. М., 1951. С. 448-477; Государственная академическая капелла им. М. И. Глинки. Л., 1957. С. 68-69.
Н. Ю. Плотникова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.