- АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК
Прп. Афанасий Затворник. Ксилография. Киево-Печерский Патерик. Киев, 1661
Прп. Афанасий Затворник. Ксилография. Киево-Печерский Патерик. Киев, 1661 (2-я пол. XII в.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Краткое житие А. З. содержится в древнейшей части Киево-Печерского патерика (Слово 19), составленной в 1-й четв. XIII в. Владимирским еп. свт. Симоном, к-рый слышал о преподобном от печерского мон. Вавилы, исцеленного при мощах А. З. Патерик рассказывает о том, что после кончины тело А. З. оставалось непогребенным в течение 2 дней: «Бе бо убог... и сего ради небрегом бысть», что свидетельствует об известном упадке общежительных порядков в Киево-Печерском мон-ре в XII в. На 3-й день игумен и братия, пришедшие погребать святого, увидели его воскресшим и плачущим. На недоуменные вопросы А. З. ответил кратким поучением, что спастись иноку можно лишь при условии послушания во всем игумену, постоянной покаянной молитвы и погребения в монастырских пещерах «со святыми отци». После этих слов А. З. удалился в пещеру, где пребывал в затворе до своей кончины 12 лет в молчании, слезной молитве и строгом посте («ядяше мало хлеба и воды поскуду, и того чрес день»).Местная канонизация А. З. совершилась в 1643 г., когда по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского Патриарха Мелетий Сириг составил «Канон преподобным отцам Печерским». В месяцеслове «Полуустава», изданного в Киево-Печерском мон-ре в 1643 г., впервые указан отдельный день памяти А. З.- 2 дек. При архим. Варлааме (Ясинском; 1684-1690) установлено празднование Собору преподобных отцов Ближних пещер - в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня. Отдельная служба А. З. со славословием составлена в посл. трети XVII в. (К.,1763). Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы киево-печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. было установлено общее празднование памяти всех преподобных Киево-Печерских.
Ист.: Полуустав, или Правило истинного христианского жития, содержащий в себе Псалтырь, Часослов и Месяцеслов и прочие различные молитвы и каноны. К., 1643; Акафисты и каноны. К., 1686. Л. 370; Службы преподобным отцам Печерским их же мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763. Л. 27-30; Патерик Киевского Печерского мон-ря. СПб., 1911; Минея (МП). Февраль. С. 760; Декабрь. Ч. 1. С. 42-50; Сентябрь. С. 716-729.
Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 65; Филарет (Гумилевский). РСв. Декабрь. С. 484; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 293; Кабанець. Iсторiя печерськоï канонiзацiï.
Е. В. Лопухина
Иконография
В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике А. З. сказано: «Сед, плешив, брада проста, мало доле Николиной, остра, на плечах схима, риза преподобническая, испод празелень, обе руки сложил вместе и держит у сердца, оглянулся назад, правою ногою стоит впрямь» (БАН. Строг. № 66. Л. 311, «правая страна», 13-й); в др. руководстве, 20-х гг. XIX в., под 2 дек.: «Cед, брада шире Сергиевы, на конце пять космачков разшиблись, на плече клобук, в одной ряске и схима, в левой руке книга, в ней писано: «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ, Господи, избави», а другая простерта» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 72об.). Последнее описание восходит к одному из ранних сохранившихся изображений из цикла гравюр на дереве 1655-1660 гг. работы мастера Илии, выполненному для печатного издания Патерика 1661 г.: А. З. в рясе и схиме, с небольшой тонзурой на голове и бородой, разделенной на пряди, босой, восседает на фоне пещеры, окруженной горками, деревьями и травами, справа - горящая свеча на подсвечнике; вверху - надпись: « (д) » и вирши (Ровинский. Кн. 3. С. 630). В пещере, озаренной светом лампады, А. З. изображен и гравером Л. Тарасевичем в изд. Патерика 1702 г.: в коленопреклоненном молении над раскрытой книгой, с сомкнутыми в «замке» руками с четками, непокрытой, с большими залысинами головой, кудрявыми волосами до плеч; по сторонам на поземе - череп и закрытая книга. Эта иконография повторяется и на образе XIX в. у раки святого в Ближних пещерах (НКПИКЗ).
В композиции «Собор Киево-Печерских святых» А. З. представлен в левой группе иноков, мощи к-рых почивают в Ближних пещерах. Оглавный образ преподобного, как средовека, помещен в 6-м ряду 2-м слева: на гравюре 1-й пол. XIX в. (ЦАК МДА, РГБ); хромолитографии изд. И. Д. Сытина в Москве (РГБ) - с длинными, волнистыми волосами. Старцем А. З. изображен на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры,- имеет бороду с проседью; на гравюре кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. (ЦАК МДА) - волосы на прямой пробор, с проседью, борода короткая, округлая, левая рука возлежит на правом плече; на литографии изд. лавры 1893 г. (РГБ). В 5-м ряду 2-м слева образ А. З. находится на литографиях изд. А. Абрамова 1852 г. (ЦАК МДА) и 1883 г. (ГРМ). В лицевом иконописном подлиннике XIX в. (РНБ. Собр. Вяземского. Q.154. Л. 55) А. З. представлен в рост, в монашеском одеянии с куколем на плечах, имеет высокий лоб с залысинами и морщинами, округлую бороду средней длины; текст: «…сед, ризы темны».
Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-633. Т. 4. С. 761-764; Русские монастыри: Искусство и традиции / ГРМ. Б. м., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 63, 386-387.
И. Б. Черномаз
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.