АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ

АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ

(Апостолис; янв. 1550, сел. Калориана (совр. Калогриана) близ г. Трикала (Фессалия, Греция) - 29.04. 1625, Суздаль), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), архиеп. Суздальский и Тарусский. Основные сведения об А. Э. содержатся в его сочинениях и греч. житии святителя, написанном человеком, хорошо знавшим А. Э. (житие было найдено А. А. Дмитриевским в мон-ре Сумела под Трапезундом). А. Э. род. в семье священника Феодора, мать Хрисанфи была сестрой Ларисского митр. Неофита и племянницей св. Виссариона Ларисского, ктитора св. Виссариона мон-ря (Дусику), после смерти мужа она приняла постриг с именем Христодула. Старшими братьями А. Э. были Иоасаф, еп. Стагонский, Марк, еп. Димитриады, иеромонахи Афанасий (посетил Москву в 1591 вместе с Тырновским митр. Дионисием, доставившим в Россию акт К-польского Собора 1590 г. об учреждении Московского Патриархата) и Пахомий (в миру Панайотис) - «слава иеромонахов», по выражению А. Э.

После смерти отца (ок. 1560) А. Э. воспитывался в доме брата еп. Иоасафа, под рук. к-рого получил первоначальное образование. В 1568-1572 гг. А. Э. учился в Трикале в школе известного дидаскала мон. Матфея, основанной Ларисским митр. Иеремией (см. Иеремия II, Патриарх К-польский), а также у выдающегося церковного деятеля Дамаскина Студита. В 1572 г. Арсением, митр. Патр, А. Э. был пострижен в монашество, через неск. дней митр. Иеремия рукоположил его во иеродиакона. В 1572-1575 гг. А. Э. вновь жил у еп. Иоасафа, после смерти последнего поселился в мон-ре Дусику, где в 1579 г. Фанарским еп. Митрофаном был рукоположен во иеромонаха. В кон. 1579 г. Иеремия, ставший к тому времени Патриархом, вызвал А. Э. в К-поль и поставил чередным священником Патриаршего храма Паммакаристос. Живя в 1579 - нач. 1584 г. в К-поле, А. Э. посещал лекции дидаскалов. 21 февр. 1584 г. он был избран архиепископом Димоника и Элассона, в XVI в. входивших в Ларисскую митрополию, и с февр. 1584 г. до марта - апр. 1585 г. жил в Элассоне. В мае 1585 г. Патриарх Феолипт II вызвал А. Э. в К-поль. Здесь в это время находился посол царя Феодора Иоанновича Б. Благово, к-рый привез Патриарху богатую милостыню на помин души почившего царя Иоанна IV Васильевича Грозного. В благодарность Патриарх Феолипт отправил посольство в Москву, в состав к-рого был включен А. Э. В Москве участники посольства были приняты царем и, получив значительную милостыню, покинули рус. столицу.

На пути из России в К-поль в мае 1586 г. А. Э. сделал остановку во Львове, где получил приглашение от членов правосл. братства (см. Львовское братство), терпевшего притеснения от католиков, возглавить братскую школу. В течение 2 лет А. Э. преподавал во львовской школе греч. и церковнослав. языки, составил для нее учебную программу («Порядок школьный»), ориентируясь на школы, в к-рых учился у себя на родине. По образцу «Грамматики» Константина Ласкариса А. Э. написал двуязычную «Грамматику доброглаголиваго еллинословенскаго языка» («̓Αδελφότης») (Львов, 1591).

Монограмма еп. Арсения Эласcонского. Грамматика доброглаголиваго еллинословенского языка. Львов, 1591

Монограмма еп. Арсения Эласcонского. Грамматика доброглаголиваго еллинословенского языка. Львов, 1591


Монограмма еп. Арсения Эласcонского. Грамматика доброглаголиваго еллинословенского языка. Львов, 1591

В 1586 г. Патриарх Иеремия II в 3-й раз вступил на К-польскую кафедру. Состояние церковных дел было плачевным, и Патриарх решил отправиться в Москву за милостыней. 1 мая 1588 г. А. Э. получил грамоту Иеремии, предлагавшего ему приехать в Замостье: здесь Патриарх должен был встретиться с канцлером Яном Замойским для получения разрешения польск. короля на проезд через его страну. 20 мая А. Э. соединился с Патриархом в Замостье и выразил желание сопровождать его до рус. столицы вместе с Монемвасийским митр. Иерофеем, архим. Христофором, архидиак. Леонтием, Георгием Логофетом, Николаем Аристотелем и др. 11 июля 1588 г. посольство прибыло в Москву. А. Э. принимал участие в переговорах рус. правительства с Патриархом Иеремией относительно учреждения в России Патриаршества, поддержал эту идею (среди членов греч. посольства существовали острые противоречия по вопросу об учреждении Патриаршества). А. Э. принял участие в избрании Патриарха всея Руси, состоявшемся 23 янв. 1589 г. в Успенском соборе, доставил во дворец к царю акт избрания. 26 янв. Патриарх Иеремия в сослужении митр. Иерофея, А. Э. и рус. архиереев рукоположил св. митр. Иова во Патриарха. На торжественных обедах, устроенных царем и царицей в честь Иеремии, члены греч. посольства получили богатые дары. В февр. того же года Патриарх Иеремия совершил поездку в Троице-Сергиев мон-рь и в мае 1589 г. покинул Москву. А. Э. получил от царя Феодора Иоанновича разрешение остаться в рус. столице, дом А. Э. находился в Кремле, недалеко от царского дворца.

В мае 1591 г. Тырновский митр. Дионисий доставил в Москву акт К-польского Собора 1590 г., утверждавший создание Московского Патриархата. А. Э. был привлечен для рассмотрения этого документа, отвергнутого рус. правительством из-за того, что в ряду правосл. Патриархов Московскому Патриарху отводилось 5-е место. 12 февр. 1593 г. Собор вост. иерархов в К-поле еще раз признал законность учреждения в России Патриаршества и подтвердил 5-е место Московского Патриарха в ряду др. правосл. Патриархов. Доставленный в Москву акт был признан рус. властями, однако привезшие этот документ архим. Неофит и чтец Иоасаф испытали в России немалые трудности, прежде чем в 1597 г. смогли возвратиться к себе. Большая роль в их освобождении принадлежала А. Э., благодаря чему у него завязались отношения с Патриархом Александрийским Мелетием Пигасом.

«Живя в Кремле, постоянно общаясь с русским царем и Патриархом, Арсений видел свою важнейшую обязанность в том, чтобы информировать греческий мир об обстановке в России, на помощь и поддержку которой рассчитывало тогда все порабощенное турками православное население Восточного Средиземноморья» (Фонкич. Греческо-русские культурные связи. С. 58). Видимо, с начала своего пребывания в Москве А. Э. стал делать подробные записи о совр. ему событиях. В Триоди митр. Фотия (ГИМ. Син. греч. № 462) он оставил запись об основании в 1589 г. Московского Патриархата и о рождении у царя Феодора Иоанновича в мае 1592 г. дочери Феодосии. В 1590-1593 гг. А. Э. написал большое поэтическое произведение «Труды и странствования смиренного Арсения, архиепископа Елассонского, и повествование о создании Московского Патриархата». Изложение событий, приведших к образованию в России Патриархата, в поэме не расходится с рус. источниками (посольскими книгами). А. Э. старается оправдать действия Патриарха Иеремии против обвинений Патриарха Мелетия Пигаса, считавшего, что Иеремия превысил свои полномочия.

А. Э. делал многочисленные вклады в греч. мон-ри, в храм Воскресения Господня в Иерусалиме, мон-ри Палестины и Афона. По-видимому, с посольством Дионисия, покинувшим рус. столицу в марте 1592 г., А. Э. послал в Александрийский Патриархат, в Метеоры и в мон-рь Дусику рус. иконы. В том же году он сделал вклады иконами в Саввы Освященного лавру, в афонские мон-ри Хиландар и Дионисиу. В 1593 г. А. Э. послал 4 иконы в дар митр. Филадельфийскому Гавриилу Севиру и греч. ц. св. Георгия в Венеции, в 1594 г.- икону «Преображение» на Синай. Между 1595 и 1598 гг. А. Э. составил греч. службу св. Василию Блаженному и переслал ее в мон-рь Дусику, где она хранится до наст. времени. В 1599 г. А. Э. отправил на Афон рукописный Литургиарион. В 90-х гг. XVI в. выдающийся каллиграф иером. Лука (впосл. митр. Унгро-Влахийский) создал в Москве книгописную школу, к к-рой принадлежали А. Э., поташанский иером. Матфей, буд. митр. Мир Ликийских (в 1596 А. Э. получил в дар от него переписанный им в Москве Евхологий), Иерофей Монемвасийский, Иерофей Кукузелис, Порфирий Созопольский, переписавшие в Москве более десятка греч. книг. В 1596 г. А. Э. по заказу Бориса Годунова написал для храма Воскресения в Иерусалиме роскошное «златокованное» Евангелие-апракос, еще одна такая же рукопись была изготовлена им и послана, вероятно в 1604 г., в лавру Саввы Освященного.

В 1597 г. А. Э. был поставлен архиепископом Архангельским и стал «хранителем царских гробниц» в Архангельском соборе Московского Кремля. В акте избрания на царство Бориса Годунова 1 авг. 1598 г. он подписался как архиепископ Архангельский, указав также свой прежний титул - «архиепископ Елассонский». Грамотой от 15 нояб. 1599 г. царь пожаловал ему как архиепископу Архангельскому земли в Боровском, Клинском и Московском уездах, принадлежавшие до этого собору. На получаемые с них доходы А. Э. строил храмы в Москве и пожалованных владениях. В московском Андрониковом мон-ре он построил ц. во имя Чуда архистратига Михаила, восстановил большую трапезу, выстроил каменную колокольню (о строительстве колокольни сообщает житие А. Э., однако мн. исследователи это оспаривают). В подмосковном с. Святые Отцы (Всехсвятском) А. Э. «воздвиг церковь Всех святых, и украсил ее внутри и вне, обнес ее оградой кругом, и насадил около нее различные деревья, и вблизи ее устроил пруд, и вырыл вблизи колодезь, против двери ее». В с. Завидово Клинского у. на средства А. Э. была воздвигнута ц. Успения Богородицы с 2 приделами - в честь Соборов архангелов Михаила и Гавриила и всех Небесных сил бесплотных и во имя прор. Илии. Вблизи от Завидова, по-видимому в с. Спас-Заулки, А. Э. «воздвиг церковь великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». В с. Никитском Боровского у. он построил ц. во имя Архангелов, «обнес ее оградою... и насадил около нее различные деревья». В 1599 г. А. Э. отослал в метеорский мон-рь Варлаам серебряный дискос, в кремлевский Архангельский собор дал вкладом Служебник (Вильно, 1583). Позднее А. Э. сделал еще ряд вкладов в Архангельский собор: в 1606 г.- Евангелие, в 1609 г.- Минею за ноябрь; на окладе печатного Евангелия XVII в., хранившегося в соборе, имелись фрагменты серебряного оклада, снятого с Евангелия,- вклада А. Э. в собор в 1609 г. По-видимому, в связи с многочисленными вкладами А. Э. его род был записан в синодик Архангельского собора. В 1602 г. А. Э. отправил с иерусалимским архим. Дамаскином в мон-рь Татарна подаренный ему иером. Матфеем в 1596 г. Евхологий и нек-рые предметы церковной утвари. С авг. 1603 по март 1604 г. в Москве для сбора милостыни находились посланцы Иерусалимского Патриарха Софрония V во главе с архим. Феофаном, буд. Патриархом. А. Э. немало способствовал успеху этого посольства.

В Смутное время архиепископу Архангельскому пришлось перенести немало испытаний. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий I занял Москву, 7 июля венчался на царство. И в его встрече, и в венчании А. Э. принимал самое активное участие: после коронации самозванца в Успенском соборе «императорской короной» А. Э. в Архангельском соборе возложил на него шапку Мономаха. 30 июня состоялся Собор Русской Церкви, в к-ром участвовал Архангельский архиепископ. Собор низложил Патриарха свт. Иова и на его место избрал грека Игнатия (бывш. еп. Иерисоса и Св. горы, с 1603 архиеп. Рязанский). 8 мая 1606 г. А. Э. участвовал в короновании Марины Мнишек, 11 мая явился во дворец с поздравлениями и подарками новобрачным Лжедмитрию и Марине. 19 мая А. Э. был среди высшего духовенства Русской Церкви, когда после расправы с Лжедмитрием состоялось избрание царем Василия Иоанновича Шуйского. Вслед за этим Игнатий был низложен и Патриархом избрали Казанского митр. сщмч. Ермогена. Далее А. Э. стал свидетелем появления Лжедмитрия II и пленения поляками Василия Шуйского (июль 1610), пожара в Кремле (1611), при к-ром пострадал и дом А. Э. После ареста поляками 1 мая 1611 г. Патриарха Ермогена А. Э. стал главой правосл. духовенства в Москве и в этом качестве участвовал в переговорах боярского правительства с кор. Сигизмундом III, 5 окт. 1611 г. Архангельский архиепископ подписал 2 грамоты Сигизмунду и его сыну Владиславу, содержавшие «убеждение королевича к скорому приезду в Москву» для последующего коронования на царство. Потерявший почти все свое имущество и голодавший во время осады Кремля рус. ополчением в авг.-окт. 1612 г., А. Э. сподобился явления ему прп. Сергия Радонежского, к-рый предсказал скорое избавление от бедствий. 27 нояб. во главе московского духовенства А. Э. с Владимирской иконой Божией Матери встречал вступавшее в Москву рус. войско. 2 мая 1613 г. он вместе со всем духовенством встречал близ Москвы Михаила Феодоровича Романова и его мать Марфу и сопровождал их к царским гробницам, где служил молебен. 11 мая он поставил свою подпись на грамоте об избрании царем Михаила Феодоровича, 11 июля участвовал в венчании юного царя.

В 1613 г. А. Э. был назначен на Тверскую кафедру (наиболее ранний известный документ, в к-ром он назван «архиепископом Тверским и Кашинским», датируется июлем 1613 - ААЭ. Т. 3. СПб., 1836. № 4. С. 7), за ним был также сохранен титул «архиепископ Архангельский». В 1613 г. А. Э. подписал антиминс для храма в Оршине мон-ре. Житие сообщает, что он возобновил, отремонтировав и перестроив, Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери, в к-ром 25 лет не совершались богослужения. А. Э. назначил к собору «протопопов, и священников, и протодиакона, и иеродиакона, клириков, и певцов, и чтецов, чтобы петь и священнодействовать в ней и в приделах каждый день немолчно и непрерывно» (Житие. С. 208). Без должной аргументации данное известие оспаривается исследователями тверской старины (Салимов А. М. Тверской Спасо-Преображенский собор. Тверь, 1994. С. 51-52). Однако в описании собора в тверских писцовых книгах П. Нарбекова и подьячего Б. Фадеева 1626 г. отмечены многочисленные вклады А. Э.: напрестольное Евангелие, обложенное серебром, ризы, епитрахили, палица, параманд, омофор, сулок - все украшенное золотым шитьем, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, и др. вещи. На нек-рых предметах были вкладные надписи святителя (Выпись из Тверских писцовых книг П. Нарбекова и подьячего Б. Фадеева 1626 г. Тверь, 1901. С. 4, 9, 10-12). А. Э. пожертвовал в тверскую ц. арх. Михаила рукописное Евангелие XV в. с собственноручной вкладной записью, неск. книг - в Успенский Отроч мон-рь. Житие А. Э. сообщает, что «после возобновления этой соборной церкви и приделов ее он прожил там на архиепископии немного времени. Сначала 2 года и 10 месяцев, а вторично около двух месяцев» (Там же. С. 208).

Точная дата перевода А. Э. на Суздальскую кафедру неизвестна. Нек-рые исследователи считают, что это случилось в 1615 г., достоверно известно, что А. Э. титуловался «архиепископом Суздальским и Тарусским» в окт. 1616 г. После перевода в Суздальскую епархию святитель был освобожден от служения при Архангельском соборе и утратил титул «архиепископ Архангельский», однако продолжал жить в Москве в кремлевском Богоявленском мон-ре, принимая активное участие в общецерковных делах. В 1618 г. А. Э. присутствовал на Соборе, к-рый осудил архим. прп. Дионисия (Зобниновского) и его сподвижников, исправивших Требник; участвовал в поставлении на Рязанскую архиепископию Иосифа, инока Свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. В 1619 г. в Москву приехал Иерусалимский Патриарх Феофан, в июне 1619 г. возглавивший интронизацию Патриарха Филарета. А. Э. не только участвовал во всех богослужениях и совещаниях рус. властей с Патриархом Феофаном, но, по-видимому, являлся переводчиком и ближайшим советником последнего. 22 июня 1619 г. при наречении митр. Филарета Патриархом Московским А. Э. встречал его при входе в Успенский собор, 24 июня принимал участие в его поставлении.

Можно предположить, что по побуждению Патриарха Феофана А. Э. обработал свои заметки, к-рые он делал в Москве на протяжении мн. лет, и превратил их в «Историю России» - первое греч. сочинение на эту тему, кратко излагающее рус. историю со времени Крещения до вступления на царство Михаила Феодоровича (более подробно описаны события после смерти Иоанна IV Грозного). В «Истории» А. Э. вновь рассказывает о событиях, приведших к учреждению Московского Патриархата. В разногласиях между Патриархом Иеремией и рус. стороной, обнаружившихся в процессе переговоров, А. Э. винит спутников Патриарха. Для церковной истории имеют также значение подробные записи А. Э. о пожертвованиях царей Феодора Иоанновича и Бориса Годунова храмам и мон-рям России и правосл. Востока, а также Патриаршим кафедрам. Отдельные сведения, в этой связи сообщаемые А. Э., являются уникальными. При описании Смуты А. Э. не касается религ. стороны событий, рассматриваемых им как результат столкновений политических интересов отдельных группировок людей и гос-в. Подобно боярскому правительству в Москве, он видел выход из бедствий в приглашении на рус. трон королевича Владислава; все, что мешало осуществлению этого плана, А. Э. воспринимал враждебно: он называет участников восстания в Москве весной 1611 г. «глупыми и пьяными холопами». Лишь позднее, испытав ужасы пребывания в осажденной Москве, А. Э. изменил свое мнение. Большое значение имеют подробные описания в «Истории» коронации Лжедмитрия I и Марины Мнишек, уточняющие соответствующие рус. свидетельства, а также оценки А. Э. нек-рых событий церковной истории тех лет. Так, он полагал, что Игнатий был поставлен Патриархом в соответствии с церковными канонами, низложен же без достаточных оснований. «История России» была переписана в Москве сопровождавшими Патриарха Феофана архим. Христофором и архидиак. Неофитом и увезена на Восток. Копия была найдена А. А. Дмитриевским в Сумелийском мон-ре под Трапезундом в одной рукописи с житием А. Э.

В 1620 г. святитель участвовал в Соборах, принявших постановления «О крещении латынь и о их ересех» и об отношении к «белорусцам, приходящим от Польского и Литовского государства в православную веру греческого закона». В том же году А. Э. переслал в Пантелеимонов мон-рь на Афон базельское издание 1538 г. медицинского сочинения Павла Эгинского, в 1655 г. книгу вернул в Москву Арсений (Суханов). По указу царя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета А. Э. совершил погребение в Троице-Сергиевом мон-ре инокини Ольги, в миру Ксении Борисовны Годуновой, скончавшейся или в суздальском Покровском, или во владимирском Успенском мон-ре. Существует мнение, что А. Э. является составителем рус. летописного свода 1-й пол. XVII в.- «Пискаревского летописца», однако эта т. зр. не получила признания в научной лит-ре.

В 1625 г., незадолго до смерти, по повелению Патриарха Филарета А. Э. принял участие в расследовании о чудотворениях от Казанской иконы Божией Матери, перенесенной из Шартомского во имя свт. Николая мон-ря в храм Воскресения Христова в Суздале. Расследование подтвердило чудеса от иконы, и в память перенесения иконы в Суздаль 23 нояб. было установлено празднование. За время пребывания А. Э. на Суздальской кафедре известны следующие его вклады: в 1619 г. в Николо-Шартомский мон-рь рукописное Евангелие с собственноручной подписью и просьбой поминать его родителей и братьев, в 1623 г. медный ковшичек для теплоты в Боголюбовский мон-рь и в 1624 г. такой же ковшичек в Евфросиниев суздальский мон-рь. Вероятно, были и др. пожертвования.

А. Э. погребен в кафедральном Рождественском соборе в Суздале. Вскоре после кончины установилось его местное почитание. В 1660 г. над могилой святителя была устроена деревянная гробница и был написан его образ, в храмах Суздаля (Воскресения Христова) и епархии (в селах Знаменском и Красном Суздальского у.) появились иконы, на к-рых А. Э. был изображен вместе с канонизированными Суздальскими чудотворцами. В 1668 г. Суздальский архиеп. Стефан обрел нетленные мощи А. Э. Память святителя под 29 апр. и обретение его мощей под 28 апр. отмечены в Кайдаловских святцах кон. XVII в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 549). Имя А. Э. упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). На его гробе часто заказывались панихиды. Особенно большое стечение молящихся было в пятницу перед Троицыным днем, это были преимущественно женщины и дети, просившие А. Э. о помощи больным детям. Местная канонизация совершилась в 1982 г., когда имя святителя было включено в Собор Владимирских святых, установленный по благословению архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева). В 4-м тропаре 5-й песни канона утрени А. Э. прославляется как «благочестия столп непоколебимый». О почитании А. Э. на правосл. Востоке свидетельствует существование греч. жития.

Соч.: Арсений Елассонский. Мемуары из русской истории // Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 163-210. (История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII-XX); Труды и странствования смиренного Арсения, архиеп. Элассонского, и повествование об установлении Московского патриаршества // БТ. 1968. Сб. 4. С. 257-276.

Ист.: Федоров Ананий. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале // ВОИДР. Кн. 22. Отд. мат-лы. С. 32-34, 191-196; Описание о российских святых. С. 207-208; Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов XV - нач. XVII в. М., 1998. С. 47-48, 75-77, 438-439; Житие Арсения («Месяца апреля в 13-й день успение блаженнейшего отца нашего Арсения, архиепископа Суздальского») // Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 205-209; Маштафаров А. В. Суздальский владычный дом в документах XVI - нач. XVII в. // Русский дипломатарий. М., 1999. Вып. 5. С. 87, 91; «Книга о новоявленных чудесах преподобного Сергия Радонежского. Творение Симона Азарьина» // Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 1. С. 483; Минея (МП). Июнь. Ч. 2. 240, 251.

Лит.: Parinus I., Rivautells A., Berta F. Codices manuscripti Biblothecae Regiae Tautinensis Athenaei. Taurini, 1749. T. 1. P. 433-469; Иоасаф (Гапонов), иером. Князь Д. М. Пожарский и Арсений, архиеп. Суздальский. Владимир, 1854; Вознесенский Г. Арсений, архиепископ Суздальский. Владимир, 1856; Galitzin A. Document relatif au Patriarcat Moscovite, 1589. P., 1857. 1. P. 1-69; Ζαμπέλιος Σ. Καθίδρυσις Πατριαρχείου ἐν ῾Ρωσσίᾳ. ̓Εν ̓Αθήναις, 1859, 19832; Σάθας Κ. Ν. Βιογραφικὸν σχεδίασμα περὶ τοῦ πατριάρχου ῾Ιερεμίου Β´ (1572-1594). ̓Εν ̓Αθήναις, 1870. Σ. πγ´ - πδ´, 35-81; Оглоблин Н. Арсений, архиеп. Элассонский, и его «Описание путешествия в Московию» // Ист. б-ка. 1879. № 8. С. 1-44; № 9. С. 45-97; Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880. С. 61-62, 285-286, 376, 379, 381-382; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 59-60; Титов А. А. Суздальская иерархия. М., 1892. С. 69-71; Дмитриевский А. Архиеп. Елассонский Арсений и мемуары его из рус. истории по рукописи трапезундского Сумелийского мон-ря. К., 1899; Первухин Г. П. О Тверских иерархах. Тверь, 1901. С. 75; Сергий (Спасский). Месяцеслов; В. Д. Арсений грек, архиеп. Суздальский // Владимирские ЕВ. 1910. № 25 (отд. отт. Владимир, 1910); Питирим (Нечаев), еп. Арсений, архиеп. Элассонский, и его поэма об учреждении русского патриаршества. Труды и странствования смиренного Арсения, архиеп. Элассонского, и повествование об установлении Московского патриаршества // БТ. 1968. Сб. 4. С. 251-280; Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв.: Греч. рукописи в России. М., 1977. С. 19-21, 50, 51, 53, 55-60; он же. Греческое книгописание в России в XVII в. // Книжные центры Древней Руси: XVII в. СПб., 1994. С. 19-20; Греков И. Б. Об идейно-политических тенденциях некоторых лит. памятников нач. XVII в.: (Об авторе Пискаревского летописца) // Культурные связи народов Восточной Европы в XVI в. М., 1978. С. 329-357; Δημητρακόπουλος Θ. ̓Αρσένιος ̓Ελασσόνος (1550-1626). Βίος καί ἔργο. Συμβολή στή μελέτη τῶν μεταβυζαντινῶν λογίων τῆς ̓Ανατολῆς. ̓Αθήνα, 1984; Зилитинкевич В. С. Арсений Елассонский // СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1: А-З. С. 108-110; Vocotopoulos P. L. Encore deux icones envoyées de Russie par Arsène d'Elassone // Δελτίον τῆς Χριστιανικῆς ̓Αρχαιολογικῆς ῾Εταιρείας. ̓Αθήνα, 1992. Περ. Δ´. Τ. ΙΣΤ´. 1991-1992. Σ. 167-170; Шевченко Е. Э. Книжные вклады «именитых людей» XVI-XVII вв. в Нило-Cорскую пустынь // Рукописные памятники: Публикации и исследования /РНБ. СПб., 1997. Вып. 4. С. 145-162 (об А. Э.- с. 152-155); Жукова Л. В. Арсений, архиеп. Элассонский и Архангельский, гречанин // Троицкие чтения, 1997. Б. Вяземы, 1998; Мартынова М. В. Евангелие Архангельского собора Московского Кремля // Россия и христианский Восток. М., 2002. Вып. 2.

А. В. Маштафаров, Б. Н. Флоря

Иконография. В иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., под 7 мая описан облик А. Э.: «рус, сед, брада подоле Николины, в клобуке, риза святительская, во амфоре [омофоре] со Евангелием» (Большаков. С. 96); аналогичный текст содержится в иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Колл. Перетца. № 524. Л. 157об.). Одно из ранних изображений А. Э. сохранилось в последнем клейме житийной иконы прп. Сергия Радонежского, сер.- 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК), созданной на основе его жития 1646 г. в ред. Симона (Азарьина), где повествуется о явлении А. Э. прп. Сергия в 1612 г., во время польск. осады Московского Кремля; святитель, облаченный в архиерейскую мантию и клобук, представлен дважды: лежащим на ложе и стоящим на коленях перед прп. Сергием. Оплечный образ А. Э. в клобуке, с окладистой бородой имеется в группе святителей на прориси с иконы Собора русских святых, 1814 г. (Маркелов. Т. 1. С. 461).

Сохранился список-пядница Владимирской иконы Божией Матери, в серебряном окладе, ок. 1602 г. (ГРМ), согласно греч. надписи на обороте, посланный А. Э. «на молитву и благословение» митр. Кесарийскому Герману (Щенникова. С. 78-79). В Скиту св. Анны на Афоне находится икона «Деисус и избранные святые (четырехрядная)», ок. 1621 г.,- вклад А. Э., с его надписью на обороте.

Лит.: Кривоносов В. Т., Макаров Б. А. Архитектурный ансамбль Борисоглебского монастыря. М., 1987. С. 167-168. Илл. 170; Treasures of Mount Athos. Thessal., 1997. P. 167. № 2.98; Большаков. Подлинник иконописный. С. 96; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 460-461; Т. 2. С. 59; Щенникова Л. А. Прославление чудотворной Владимирской иконы Богоматери в XVII столетии // История и культура Ростовской земли. 1998 / ГМЗРК. Ростов, 1999. С. 76-84.

В. И. Вахрина


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ" в других словарях:

  • Арсений Элассонский — Архиепископ Арсений Αρσένιος Ελασσώνος …   Википедия

  • Арсений, бывший архиепископ Элассонский — грек, в России с 1588 г., бывший архиепископ Элассонский; в России тверской и суздальский до 1626 (?) г., сост. при Арханг. соб.; по рукописн. святцам, † 29 апр. 1625 г.; по суздальской летописи, † 1622 г. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • ГРОБ ГОСПОДЕНЬ — гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы, где было положено тело Иисуса Христа после распятия; величайшая из святынь христианства, свидетельство и символ чуда Воскресения Христова. Часовня Гроба Господня (Кувуклия) Часовня Гроба Господня (Кувуклия)Г …   Православная энциклопедия

  • АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР — Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома. История Архангельский собор Московского Кремля. 1508 г. Архангельский собор Московского Кремля. 1508 г.Достоверных… …   Православная энциклопедия

  • Герасим (архиепископ Суздальский) — Архиепископ Герасим Архиепископ Суздальский и Тарусский март 1613   20 февраля 1615 Предшественник: Галактион …   Википедия

  • Иосиф Курцевич — Архиепископ Суздальский и Тарусский август 1626   21 марта 1634 Церковь: Русская православная церковь …   Википедия

  • Стефан (архиепископ Суздальский) — Архиепископ Стефан Архиепископ Суздальский и Юрьевский 1666   2 июля 1679 Преемник: Маркелл …   Википедия

  • ИЕРЕМИЯ II — [Транос; греч. ῾Ιερεμίας Τρανός] (между 1530 и 1536, Анхиал, ныне Поморие, Болгария 1596, К поль), патриарх К польский (5 мая 1572 29 нояб. 1579, 13 авг. 1580 22 февр. 1584, 19 апр. 1587 сент. 1595), один из участников учреждения Патриаршества на …   Православная энциклопедия

  • Владимир (Котляров) — В Википедии существуют статьи о других людях с именем Владимир (имя) и фамилией Котляров. Митрополит Владимир …   Википедия

  • Тверская и Кашинская епархия — Русская православная церковь …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»