АРТАПАН

АРТАПАН

[греч. ̓Αρτάπανος], евр. экзегет в Александрии, автор работы «О евреях» (Περὶ ̓Ιουδαίων) (или «Иудаика» (̓Ιουδαϊκά)). Она сохранилась во фрагментах у Евсевия Кесарийского (Praep. Evang. IX 18. 1; IX 23. 1-4; IX 27. 1-37), частично находит параллели у Климента Александрийского (Strom. I 23. 154, 2-3). При этом Евсевий излагает А. не в виде цитат, а в передаче Александра Полиистора. 1-й фрагмент, согласно Евсевию, принадлежит произведению «Иудаика», 2 др. из работы «О евреях» (последнее название приводится и у Климента Александрийского), но большинство исследователей считают, что речь идет об одном и том же произведении. Точная датировка деятельности А. остается предметом дискуссий. С уверенностью можно утверждать только, что А. писал прежде Александра Полиистора, к-рый пользовался его работой ок. сер. I в. до Р. Х. Очевидно, что А. знал перевод Септуагинты, он также затрагивает в своей работе темы антиевр. егип. рассказов о Моисее, самый ранний из них встречается у Манефона (расцвет его деятельности падает на 280 до Р. Х.). Это позволяет предположить, что наиболее ранняя датировка деятельности А.- ок. 250 г. до Р. Х. В качестве уточнения приводятся время правления Птолемея IV Филопатора (221-204 до Р. Х.), нач. II в. до Р. Х. и ок. 100 г. до Р. Х. (Walter. S. 125; Meretites. S. 9). Синкретизм воззрений А. рассматривался как аргумент в пользу более поздней датировки, к-рая, однако, не выходит за пределы 250-100 гг. до Р. Х.

1-й фрагмент (Praep. Evang. IX 18. 1) сообщает о путешествии Авраама в Египет, где он научил фараона астрологии, и о его возвращении в Сирию спустя 20 лет. Во 2-м фрагменте (Praep. Evang. IX 23. 1-4) описываются обстоятельства прихода Иосифа в Египет и его восхождения к власти, при этом А. вносит ряд новых деталей в библейский рассказ об Иосифе, к-рый показан инициатором реформ в стране, чем заслужил высокую оценку в глазах египтян; сообщается о его женитьбе на Асенеф, дочери гелиопольского священника. Последний фрагмент (Praep. Evang. IX 27. 1-37) рассказывает о Моисее начиная с его рождения и до прихода евреев в пустыню, А. схематически следует повествованию кн. Исход, однако вставляет и ряд небиблейских деталей. Моисей показан военным стратегом, к-рый защищает Египет от эфиопов (ср.: Иосиф Фл. Иуд. древн. II 10. 1-2), изобретателем кораблей, оружия и др. Но самое важное то, что он - родоначальник философии, основатель и организатор егип. религ. культов, и поэтому египтяне оказывали ему божественное почитание. Утверждается, что Мусей, легендарный учитель Орфея, и Моисей - одно и то же лицо, Моисей, т. о., был учителем Орфея и отождествляется с греч. богом Гермесом.

Имя А., по-видимому, персид. Долгое время исследователи не хотели примириться с тем фактом, что иудей мог быть автором произведения, характеризующегося таким высоким уровнем синкретизма. Однако начиная с 80-х гг. XX в. преобладает т. зр., утверждающая евр. идентичность А. Он не только изображает Авраама, Иосифа и Моисея достойными почитания религ. деятелями и просветителями Египта, но и выступает как апологет иудаизма, цель к-рого была дать отпор обвинениям против евреев. Труд А. остается ценным источником по истории эллинистического иудаизма Египта сер. III в. до Р. Х. Изображения Иосифа и особенно Моисея часто сравнивались с образом эллинистического «божественного человека» (θεῖος ἀνήρ).

Лит.: Freudenthal J. Alexander Polyhistor und die von ihm erhaltenen Reste judäischer und samaritanischer Geschichtswerke. Breslau, 1875; Dalbert P. Die Theologie der hellenistisch-römischen Missionsliteratur unter Ausschluss von Philo und Josephus. Hamburg, 1954. S. 42-52; Μερεντρίτες Ι. ῾Ο ̓Ιουδαῖος Λόγιος καὶ τὸ ̀ρδβλθυοτεΕργον Αὐτοῦ. ̓Αθῆναι, 1961; Walter N. Artapanos // Jüdische Schriften aus hellenistisch-römischer Zeit / Hrsg. W. G. Kümmel, H. Lichtenberger. Gütersloh, 1976. Bd. 1/2. S. 121-136 [Библиогр.]; Светлов Э. [Мень А., прот.]. На пороге Нового Завета. Брюссель, 1983. С. 286-292; Holladay C. R. Artapanus // Fragments from Hellenistic Jewish Authors. Chico, 1983. Vol. 1. P. 189-243; Collins J. J. Artapanus // The Old Testament Pseudoepigrapha / Ed. J. H. Charlesworth. N. Y., 1985. Vol. 2. P. 889-893 [Библиогр.]; Doran R. The Jewish Hellenistic Historians before Josephus // ANRW. Ser. 2. 1987. Vol. 20. 1. P. 246-297 [Библиогр.].


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "АРТАПАН" в других словарях:

  • Египтология — См. также: Список египтологов Комплексная наука • Востоковедение Египтология ‘Улюм аль масрият …   Википедия

  • Еврейская философия — Еврейская философия  философия, опирающаяся на еврейскую традицию, коллективный опыт еврейского народа[1]. Нередко еврейскую философию определяют более узко как философию иудаизма, то есть как рациональное обоснование иудейской теологии,… …   Википедия

  • МОИСЕЙ — Моше (евр. môðeh; этимология неясна, наиболее распространённые объяснения исходят либо из различных грамматических форм евр. глагола mašah, «вытаскиваю» ср. народную этимологию в самой Библии, Исх. 2, 10, либо из коптск. mоse, «дитя», входящего в …   Энциклопедия мифологии

  • Фрагменты греческих историков — Титул первого тома Fragmentarum historicorum Graecorum Мюллера. Издательство Firmin Didot, Париж, 1841 г. Фрагменты греческих историков  собрание сохранившихся в передаче других авторов цитат и пересказов трудов древнегреческих авторов …   Википедия

  • Моисей — М о ш е (евр. mose; этимология неясна, наиболее распространенные объяснения исходят либо из различных грамматических форм евр. глагола niasa, «вытаскиваю» срв. народную этимологию в самой Библии, Исх. 2:10, либо из коптск. mose, «дитя», входящего …   Энциклопедия культурологии

  • ГРЕЧЕСКАЯ БИБЛЕИСТИКА — толкование и изучение Библии грекоязычными экзегетами Египта, Иудеи, Римской империи, Византии и Греции нового времени. История египетской Г. б. начинается в эпоху создания *Септуагинты. Иудейские писатели *александрийской школы 2 в. до н.э.… …   Библиологический словарь

  • ГЕРМЕНЕВТИКА БИБЛЕЙСКАЯ — отрасль церковной библеистики, изучающая принципы и методы толкования текста Свящ. Писания ВЗ и НЗ и исторический процесс формирования его богословских оснований. Г. б. иногда воспринимается как методическая основа экзегезы. Греч. слово ἡ… …   Православная энциклопедия

  • «ИАННИЙ И ИАМВРИЙ» — [греч. ᾿Ιαννῆς (᾿Ιάννης) κα ᾿Ιαμβρῆς (᾿Ιάμβρης)], ветхозаветный апокриф. Заглавие произведения и античные свидетельства Текст получил название по именам главных героев егип. магов, к рые выступили против прор. Моисея (см., напр.: 2 Тим 3. 8; в… …   Православная энциклопедия

  • ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ — имя Израиль: 1. Одно из самонаименований древнеевр. народа, согласно библейской традиции возникшее в период его пребывания в Египте как именование потомков внука патриарха Авраама Иакова, к рому Бог дал имя Израиль (Быт 32. 28); синоним выражения …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»