ЕВСТРАТИЙ, АВКСЕНТИЙ, ЕВГЕНИЙ, МАРДАРИЙ И ОРЕСТ

ЕВСТРАТИЙ, АВКСЕНТИЙ, ЕВГЕНИЙ, МАРДАРИЙ И ОРЕСТ

[греч. Εὐστράτιος, Αὐξέντιος, Εὐγένιος, Μαρδάριος κα ᾿Ορέστης], мученики (пам. 13 дек.) Севастийские или Аравракские. Пострадали в нач. IV в., при императорах Диоклетиане и Максимиане (286-305).

Мученичество Е., А., Евг., М. и О.

Имп. Диоклетиан, узнав о распространении христианства в провинциях Каппадокия и М. Армения, направил туда своих представителей: Лисия - в г. Сатала (ныне Садак, Турция) и Агриколая - в г. Севастия (ныне Сивас, Турция). Арестованные в одном городе христиане направлялись для суда над ними в другой, чтобы лишить их поддержки родственников и избежать народных волнений.

Мученики Севастийские. Икона. Рубеж XIV и XV вв. (мон-рь Хиландар, Афон)

Мученики Севастийские. Икона. Рубеж XIV и XV вв. (мон-рь Хиландар, Афон)


Мученики Севастийские. Икона. Рубеж XIV и XV вв. (мон-рь Хиландар, Афон)

Е., живший в Сатале, был родом из г. Араврака, к-рый располагался в окрестностях Херианы, в 45-50 рим. милях к западу от Саталы по дороге на Никополь (позднее стал крупным паломническим центром - см.: Bryer, Winfield. 1985. P. 166). Он родился в знатной семье, по отцу его звали также Кириск, занимал должность скриниария, к моменту ареста 27 лет находился на имп. службе и владел обширными землями. Будучи христианином, он тем не менее боялся открыто провозгласить свою веру. Решиться на это ему помогло знамение: его слуга отнес пояс хозяина в Аравраку и положил его на алтарь храма. Если пояс возьмет пресв. А., решил для себя Е., то его мученичество будет угодно Богу. Так и случилось. Е., придя вместе с др. чиновниками и Лисием на площадь для суда над христианами, заявил о своей вере. Тут же он был лишен всех знаков отличия и приобщен к остальным подсудимым. Лисий был огорчен таким поворотом дела и уговаривал Е. отречься от сделанного заявления. Однако тот остался непоколебим и был подвергнут пыткам, после к-рых раны чудесным образом затянулись.

Увидев это, некий Евг., также происходивший из Аравраки, объявил о вере в Иисуса Христа и готовности последовать за Е. Лисий решил продолжить процесс в Никополе, куда и были переправлены арестованные. По пути христиане проходили через Аравраку, где к ним примкнул домовладелец М.- единственный, кто во всеуслышание исповедал веру перед солдатами.

В Никополе 1-м был казнен схваченный еще до Е. пресв. А. Его предали смерти за стенами города в безлюдном месте, чтобы лишить законного погребения. Ночью после казни аравракские клирики нашли тело мученика в лесу, голова А. застряла в ветвях дерева и была найдена благодаря крику ворона. Затем были казнены М. и Евг., дерзко отвечавший на суде Лисию. Он был умерщвлен с особой жестокостью: ему вырвали язык, отрубили обе руки и переломали ноги.

Казнь мучеников Севастийских. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 241)

Казнь мучеников Севастийских. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 241)


Казнь мучеников Севастийских. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 241)

После суда был устроен смотр войск, где Лисий обратил внимание на О., отличавшегося высоким ростом и красотой. О. был христианином и всегда носил под доспехами крест, к-рый был замечен Лисием. О. был арестован и вместе с Е. отправлен для суда в Севастию. Через 5 дней мученики прибыли к Агриколаю, к-рый устроил им допросы. Узнав о многолетней безупречной службе Е., правитель предложил ему хотя бы для проформы поклониться богам, а в душе оставаться христианином, поскольку в противном случае он будет вынужден пойти против своей воли и казнить Е. Тот отказался и, ссылаясь на рим. законы, к-рые он знал в совершенстве, призвал Агриколая выслушать ответные аргументы. Е. было предоставлено слово, и он, цитируя античных философов и поэтов, доказывал, что уже в древние времена наиболее прозорливые мыслители презирали такие божества, как Зевс и Аполлон. В споре мученик приводил мифологические сюжеты, слова Аристотеля, строки из произведений Гомера и Гесиода, цитировал диалоги Платона «Тимей» и «Государство». В конце концов Е. логическими построениями поставил Агриколая в тупик. Судья потребовал, чтобы Е. рассказал подробнее о своей вере. Тогда Евстратий приступил к изложению ветхозаветной и евангельской истории (главы 24-27) и завершил рассказ осуждением идолопоклонства и восхвалением Платона, отказывавшего языческим богам в благости. Решив запугать осужденного, Агриколай приказал подвергнуть пыткам О. Тот покорно принял смерть на раскаленном ложе. Казнь же Е. была отложена на следующий день.

Ночью в тюрьме Е. написал завещание, в к-ром просил захоронить его тело и тела остальных мучеников в Аравраке, доходы от принадлежащих ему земель распределить между теми, кто будут заботиться о его могиле, а деньги - между бедняками и христианами. После этого к Е. пришел, подкупив стражу, епископ Севастии, скрывавшийся в тот момент от гонений, к-рому и было передано завещание.

Наутро Е., отклонив еще одно предложение Агриколая сохранить ему жизнь, был казнен в раскаленной печи. Его смерть опечалила всех жителей города, в т. ч. и язычников. Евстратий был погребен, согласно его завещанию, в Аравраке.

Литературная традиция и история почитания

Сохранилось много источников, связанных с мученичеством Е., А., Евг., М. и О. Прежде всего это греч. Мученичество, переработанное для Минология Симеоном Метафрастом (BHG, N 646). Ряд исследователей предполагают, что данный текст был составлен значительно раньше и включен в метафрастовское собрание без существенных изменений (см.: Halkin. 1970; Rosenqvist. 2002. P. 194). Самостоятельное хождение в рукописной традиции получили 2 части Мученичества: последняя молитва Е. (BHG, N 646e) и «Эпилог» (BHG, N 646a; впервые изд. в комментариях Льва Алляция к метафрастовским Минеям в PG. 117. Col. 79-80; новое критическое издание и исторический комментарий см. в кн.: Halkin. 1970). В «Эпилоге», написанном от 1-го лица севастийским мон. Евсевием, рассказывается, как однажды в молодости среди других Житий он обнаружил данное и был удивлен, т. к. не слышал ни о самих мучениках, ни об их мощах. Однако выяснилось, что в Аравраке эти святые пользуются большим почетом, а их святилище стало местом паломничества, где уже совершилось множество исцелений. По просьбе друга мон. Евсевий скопировал найденный текст.

На основе метафрастовского текста были составлены заметки в Синаксаре К-польской ц. кон. X в. с добавлением информации о том, что праздник Е., А., Евг., М. и О. отмечается в ц. св. Иоанна, располагающейся рядом с ц. Св. Софии в К-поле (SynCP. Col. 305-306), и в Минологии Василия II кон. X - нач. XI в. (PG. 117. Col. 204). Более поздние агиографические тексты: Похвала Е., А., Евг., М. и О., написанная студитским мон. Михаилом (BHG, N 646b), и Похвала, написанная Никитой Давидом Пафлагоном (BHG, N 646c), остаются неизданными. Служба Е., А., Евг., М. и О. была опубликована в Греции в 1909 г. (ΕΘ. 1909. Τ. 4. Σ. 343-357).

Мученичество Е., А., Евг., М. и О. было переведено на груз., арм. (BHO, N 300) и лат. (BHL, N 2778) языки; последний перевод был выполнен по заказу Неаполитанского еп. Афанасия II (875-898).

Мученики Евгений, Евстратий, Авксентий Севастийские. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.

Мученики Евгений, Евстратий, Авксентий Севастийские. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.


Мученики Евгений, Евстратий, Авксентий Севастийские. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.

Мученичество Е., А., Евг., М. и О. интересно с лит. т. зр.: агиограф цитирует античных авторов, наделяет героев яркими речевыми характеристиками (так, слова Лисия и Агриколая выдержаны в офиц. стиле имп. постановлений, а речь аравракских жителей, напр. М., нарочито проста).

Мученичество Е., А., Евг., М. и О. имеет много общего с др. агиографическими произведениями вост. региона Византийской империи. Исследователи обнаруживают параллели и совпадения с Мученичеством 40 Севастийских мучеников (Walter. 2003. P. 219) и с Житием мч. Евгения Трапезундского и 3 его спутников (Bryer, Winfield. 1985. P. 166-169): действие происходит в Сатале при Лисии Сатальском и Агриколае Севастийском, во времена гонений на христиан императоров Диоклетиана и Максимиана, мученики не желают принести жертву богам на разожженном жертвеннике. Образ мч. Евгения Трапезундского, популярный в агиографической лит-ре в более поздний период, напрямую связан с фигурой Евг., появляющегося в 10-й гл. Мученичества Е., А., Евг., М. и О. Согласно выводам Э. Брайера и Д. Уинфилда, мученики Евгений, Кандид, Валериан и Акила Трапезундские неразрывно связаны с Е., А., Евг., М. и О. (Ibidem). Традиция почитания Е., А., Евг., М. и О., по мнению брит. ученых, сложилась под влиянием почитания 40 Севастийских мучеников, поэтому в источниках 5 мучеников Аравракских часто выступают как 5 мучеников Севастийских. Е., А., Евг., М. и О. были одними из самых знаменитых святых в вост. провинциях Византийской империи; традиция их почитания прервалась только в XI в. в связи с нашествием сельджуков (Rosenqvist. 2002. P. 194). Культ Е., А., Евг., М. и О. был очень распространен с IX в. в Византии, Сербии и Италии (особенно в Неаполе и Риме), однако к XII в. в Трапезунде (ныне Трабзон, Турция) и понтийских землях он был постепенно вытеснен почитанием 4 Трапезундских мучеников (Е., А., Евг., М. и О. продолжали оставаться почитаемыми среди трапезундских армян, а на юж. окраине Трапезунда в XIII в. еще существовала ц. мч. Евстратия (о храме см.: Bryer, Winfield. 1985. P. 225; Janin. Grands centres. P. 270).

На Западе наибольшее распространение получил культ Е. На это указывает тот факт, что в ряде поздних рукописей Мартиролога Узуарда под 13 дек. упомянут этот святой; кроме того, в Мраморном Неаполитанском календаре (IX в.) под 10 и 13 дек. также значится только имя Е. Мощи Е., А., Евг., М. и О. были перевезены в Рим в ц. Сант-Аполлинаре в период понтификата Адриана I († 795), однако при дальнейших реконструкциях храма (в 1-й пол. XVIII в.) они были утрачены (Mottironi. 1965).

Многочисленные фрески Е., А., Евг., М. и О. сохранились в пещерных храмах Каппадокии (De Jerphanion. 1936. P. 504), а также на территории Греции - в монастырях Успения Пресв. Богородицы в Дафни, Осиос Лукас, Неа-Мони на о-ве Хиос, в ц. Богородицы Мавриотиссы в Кастории и в др. местах.

Ист.: Certamen ss. martyrum Eustratii, Auxentii, Eugenii, Mardarii et Orestis // PG. 116. Col. 468-505 [BHG, N 646]; Halkin F. L'épilogue d'Eusèbe de Sebastée à la Passion de St. Eustrate et ses compagnons // AnBoll. 1970. Vol. 88. P. 279-283 [BHG, N 646a]; SynCP. Col. 305-306; Vitae et Passiones Sanctorum selectae ex Eclogariis. Venezia, 1874. Vol. 1. P. 435-475 [BHO, N 300].

Лит.: De Jerphanion C. Une nouvelle province de l'art byzantin: Les églises rupestres de Cappadoce. P., 1936. Vol. 2; Jacquet P. Eustrate (saint), martyre en Arménie sous Dioclétien avec Auxence, Eugène, Mardaire et Oreste // DHGE. T. 15. P. 48; Mottironi S. Eustrazio, Aussenzio, Eugenio, Mardario ed Oreste // BiblSS. 1965. Vol. 5. P. 313-315; Εὐστράτιος // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1098; Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. Vol. 1. P. 165-169; Rosenqvist J. O. Local Worshippers, Imperial Patrons: Piligrimage to St. Eugenios of Trebizond // DOP. 2002. Vol. 56. P. 193-212; Sauser E. Eustratios und Gefährten // BBKL. 2002. Bd. 20. S. 475-476; Walter C. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot, 2003. P. 219-221.

Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий

Иконография

мучеников сложилась в Х-ХI вв. в визант. имп. скрипториях, где создавались иллюминированные месяцесловы. Наиболее ранний памятник с образами святых - миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 241. 976-1025 гг.), на которой представлены сцены мучений: М. повешен вниз головой, О. лежит на раскаленном ложе, коленопреклоненный Евг. простирает к небу изувеченные руки, А. отсекают голову - на дальнем плане голова святого, похищенная вороном, изображена висящей в кроне дерева, справа от которого стоит Е.

Мученики Севастийские. Фрагмент иконы «Минея на декабрь». XVIII в. (ЦАК МДА)

Мученики Севастийские. Фрагмент иконы «Минея на декабрь». XVIII в. (ЦАК МДА)


Мученики Севастийские. Фрагмент иконы «Минея на декабрь». XVIII в. (ЦАК МДА)

Чаще всего изображения святых встречаются в минейных циклах рукописей: в Евангелии с минологием из Ватикана (Vat. gr. 1156. Fol. 270v, XI в.), где святые представлены стоящими в ряд; в Минологии из Амброзианской б-ки в Милане (Ambros. E 89, XI в.) - фронтально в рост в начале текста (Fol. 211r) и в 4 сценах мучений в конце (Fol. 234r); в Минологии из мон-ря Эсфигмен на Афоне (Ath. Esph. 14. Fol. 343r, XI в.) - в 4 сценах мучений; в греко-груз. рукописи (РНБ. О.I.58, XV в.), т. н. Афонской книге образцов,- фронтально в рост, у каждого в руке крест. Поясные изображения святых встречаются в Минее праздничной Б. Вуковича (1538, Венеция). В иконописи примерами ранних миней служат: икона на дек. (2-я пол. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), композиции к-рой близки к миниатюрам из Минология Василия II, и 12-частная икона на сент.-дек. (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В настенных минологиях известны изображения святых в притворе ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, (1348-1350) - 4 сцены мучений (причем А., не упомянутый в надписи на фреске, изображен вместо О., сцена мучения к-рого отсутствует); в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (1386-1390),- 3 сцены мучений; в притворах церквей: св. Апостолов (Св. Спаса), Печская Патриархия, Косово и Метохия (1561), и свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в обоих памятниках святые представлены фронтально в рост.

Иногда сцены из Жития мучеников оказываются выделенными из общего минология в отдельные циклы, к-рые, как правило, создавались в местах особого почитания святых. Кодекс XII в. из Национальной университетской б-ки в Турине (Taurin. B.II.4), происхождение к-рого К. Вейцман связывает с Малоазийским регионом, где пострадали святые, представляет собой иллюстрированный текст Жития 5 мучеников. На фронтисписе (Fol. 3v) помещено фронтальное изображение святых (в рост) с крестами в руках, к-рых увенчивает ангел; в тексте - 13 сцен мучений.

Местом особого почитания святых был мон-рь вмц. Екатерины на Синае, в стенах к-рого существовал посвященный им храм. Оттуда происходит темплон (XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), на к-ром вместо двунадесятых праздников представлены 11 сцен посмертных чудес Е. Памятник представляет собой уникальное свидетельство существования в нач. XIII в. утраченного ныне текста. Возможно, для этого храма была написана икона мучеников с поясным Деисусом в верхней части (нач. XIII в.). На ней святые изображены стоящими в ряд. Данный памятник послужил образцом для серб. иконы мучеников (рубеж XIV и XV вв., мон-рь Хиландар, Афон).

В системе росписи храма образы 5 мучеников могли быть включены в чин св. воинов. Е. изображался чаще других: напр., в верхнем регистре правой створки на визант. триптихе рубежа X и XI вв. (ГЭ) с изображением 40 Севастийских мучеников и избранных святых; на мозаиках мон-ря Хора (Кахрие-джами, 1316-1321) в К-поле; на фресках ц. Успения монастыря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343),- в сцене, иллюстрирующей Пс 45; в церкви мон-ря Пэтрэуци, Румыния (1487).

На Руси почитание мучеников не было столь распространенным, как в Византии и на Балканах. Образ Е. входил в деисусный чин иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1497). Изображение святого присутствует на одной из новгородских «софийских таблеток» (кон. XV - нач. XVI в., НГОМЗ).

Почитание мучеников в царской семье во 2-й пол. XVI в. связывают с обстоятельствами женитьбы Иоанна Грозного на Анастасии Романовне: 13 дек. 1546 г., в день памяти святых, царь советовался о предстоящей женитьбе с митрополитом. В честь этого события конюхами царя была построена обыденная ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. в Москве, боковой придел к-рой освящен во имя мучеников. Святые были изображены в росписи Архангельского собора Московского Кремля, иконография которой восходит к 1565-1566 гг. Ряд памятников свидетельствует о том, что мученики как покровители царского дома почитались в семьях Бориса Годунова и первых Романовых. Так, образ Е. помещен на столпе ц. Св. Троицы в Вязёмах (кон. XVI в.), вотчине царя Бориса, среди святых, соименных членам его семьи. Образ Е. присутствует на иконе царских изографов «Богоматерь Феодоровская с избранными святыми на полях» (1630, ГТГ). Как отметила В. И. Антонова (Антонова, Мнева. Т. 2. С. 365), состав изображенных на полях патрональных святых подчеркивает родственную связь дома Романовых с царями из рода Рюриковичей через 1-ю жену Иоанна IV.

Из придела 5 мучеников ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. происходит живописная рама с житием святых (90-е гг. XVII в., ГМЗК). На 11 клеймах рамы представлены сцены мучений святых. В цикл включены 5 сцен, связанных с их посмертным чудом в мон-ре Олимп близ К-поля. В основу иконографии клейм рамы положены тексты Жития пространной редакции из Пролога и Сказание о чуде, происшедшем в мон-ре Олимп. Подписями к клеймам служат цитаты из данных источников. Ряд мучений, к-рые, согласно Житию, претерпел Евг., приписаны А. (клейма 6-8).

Из-за неустойчивости иконографии мучеников их идентификация затруднена. Так, на миниатюре из Минология Василия II Е. представлен в облике средовека с черными волосами и окладистой черной бородой; О. и М.- безбородые юноши с короткими каштановыми волосами; у Евг. борода и волосы короткие, волнистые, темно-каштановые; у А. высокий лоб, короткие седые волосы и борода. На миниатюрах из Туринского кодекса Е. изображен с короткими пышными волосами и окладистой бородой длиной до груди; М.- с короткими волосами и бородкой; у А. небольшая округлая седая борода и короткие волосы; О. представлен как юноша с короткой пышной прической, облачен в воинские доспехи. На синайском темплоне Е. изображен с длинными каштановыми волосами, волнистыми на концах, и сужающейся книзу бородой длиной до ключиц, облачен в далматик и плащ, скрепленный на плече фибулой. В греко-груз. рукописи Е.- средовек с короткой бородой; А.- с более длинной седой бородой; остальные мученики - безбородые юноши с короткими каштановыми волосами, О.- в доспехах, другие облачены в хитоны и гиматии. Иконописные подлинники кон. XVI в. (Новгородский Софийский и Строгановский) предписывают изображать святых следующим образом: «Евстратий аки Флор во бронях, риза багор с белилом, испод киноварь, нагавицы багровы, в руце крест, а в левой щит. Авксентий млад аки Димитрий, риза верх киноварь с белилом, испод лазорь, Евгений рус аки Козьма, верхняя риза багор с белилом и баканом, испод вохра с белилом, Мардарий аки Никита мученик, верх багор испод киноварь, а Орест аки Георгий, риза санкирь с белилом, дымачат, испод празелень» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 56). Нестабильность иконографии наблюдается даже в пределах одного памятника. Так, на раме из ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. О. изображался в облике то юноши, то средовека с усами и короткой бородкой; Е. и А.- как средовеки с короткими волосами и бородкой, соответственно один в воинских доспехах, другой - в далматике и плаще; М. и Евг.- безбородыми юношами с короткими пышными волосами, в далматиках и плащах. На иконе «Святые пяточисленные мученики, Кирик и Иулитта, Сергий Радонежский, Косьма и Дамиан» (XIX в., ГМЗК) А. изображен как старец, с длинными седыми волосами и бородой, в подризнике и крещатой фелони, с Евангелием в левой руке и благословляющей десницей; Е., О. и Евг.- в воинских доспехах и плащах, с копьем в левой руке и крестом в правой; О.- в облике юноши, 2 других - с короткими волосами и бородой; М.- средовек, с крестом в левой руке, в хитоне и плаще.

Лит.: Codices Manuscripti Bibliothecae Regii Taurinesis Athenaei. Tоrinо, 1749. 2 t.; Иконописный подлинник Новгородской ред. по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 51; Макаренко Н. Выставка церк. старины в музее барона Штиглица // Старые годы. 1915. Июль/Авг. С. 17. Табл.; Sotiriou G. et M. Icônes du Mont Sinai. Athenai, 1956-1958. 2 t.; Codici decorati e miniati dell'Ambrosiana: Ebraici e greci / Ed. M. L. Gengaro e. a. Mil., [1957]. P. 124-126. (Fontes Ambrosiani; 33-A); Медаковић Д. Графика српских штампаних књига XV-XVI в. Београд, 1958; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2; Вейцман К. и др. Иконы на Балканах: Синай, Греция, Болгария, Югославия. София; Белград, 1967; Grabar А. L'art de la fin de l'Antiquité et du Moyen Âge. P., 1968; Миjовић. Менолог; Weitzmann К. Illustrations to the Lives of the Five Martyrs of Sebaste // DOP. 1979. Vol. 33. P. 95-112; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. К. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982; Евсеева. Афонская книга; Квливидзе Н. В. Фрески ц. Троицы в Вяземах: Программа и иконография в контексте идейных движений эпохи: Дис. М., 1999; Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. / Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000; Бродовая Ю. В. «Малы суть мои страсти противу Божию воздаянию…»: Страдания и чудо св. «пяточисленных» мучеников: Памятник редкой иконографии из собр. ГМЗК // ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 188-196.

Ю. В. Бродовая


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ЕВСТРАТИЙ, АВКСЕНТИЙ, ЕВГЕНИЙ, МАРДАРИЙ И ОРЕСТ" в других словарях:

  • Орест (имя) — Орест (др. греч. Ὀρέστης) греческое Род: муж. Этимологическое значение: горец; «тот, кто стоит на горе» Отчество: Орестович Орестовна И …   Википедия

  • Евгений (значения) — Евгений  мужское имя. Носители, известные по имени Папы римские Евгений I  папа римский в 654 657. Евгений II  папа римский в 824 827. Евгений III  папа римский в 1145 1153. Евгений IV  папа римский в 1431 1447 …   Википедия

  • АВКСЕНТИЙ — [греч. Αὐξέντιος приумноженный], сщмч. Севастийский (пам. 13 дек.) см. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест …   Православная энциклопедия

  • МУЧЕНИКИ СЕВАСТИЙСКИЕ — ЕВСТРАТИЙ, АВКСЕНТИЙ, ЕВГЕНИЙ, МАРДАРИЙ и ОРЕСТ (284 305). Св. мученики пострадали в Армении, которая в те времена была римской провинцией, в годы правления имп. Диоклетиана. Одно время христианство свободно распространялось по Армении и соседней …   Русская история

  • Культура Каппадокии — «Поклонение волхвов». Византийская фреска в пещерной церкви, Гёреме Культура исторической области Каппадокия ведет свою историю с древнейших времен. Основными параметрами, влиявшими на её развитие, являлось географическое положение на перекр …   Википедия

  • Монастырь Святой Екатерины — У этого термина существуют и другие значения, см. Монастырь Святой Екатерины (значения). Монастырь Монастырь Святой Екатерины Μονὴ τῆς Ἁγίας Αἰκατερίνης …   Википедия

  • Монастырь Святой Екатерины на Синае — Монастырь Монастырь Святой Екатерины Μονὴ τῆς Ἁγίας Αἰκατερίνης Страна …   Википедия

  • Монастырь Святой Катерины — Монастырь Монастырь Святой Екатерины Μονὴ τῆς Ἁγίας Αἰκατερίνης Страна …   Википедия

  • Монастырь святой Екатерины — Монастырь Монастырь Святой Екатерины Μονὴ τῆς Ἁγίας Αἰκατερίνης Страна …   Википедия

  • ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ — Мон рь прп. Дионисия на Афоне Мон рь прп. Дионисия на Афоне [Дионисиат; греч. ῾Ιερὰ Μονὴ τοῦ ῾Αγίου Διονυσίου], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской. Расположен на крутой прибрежной скале юго зап.… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»