- АРКАДИЙ НОВОТОРЖСКИЙ
(† 1077?), прп. (пам. 13 дек., 14 авг.- перенесения мощей, в Соборе Смоленских святых и в Соборе Тверских святых), ученик и келейник прп. Ефрема Новоторжского († 1053?). Нек-рые исследователи в соответствии со сложившейся в кон. XVII в. традицией необоснованно отождествляли А. Н. с прп. Аркадием Вяземским (напр.: Голубинский. История канонизации. С. 118; М. В. Толстой в комментариях к «Описанию о российских святых» (С. 215)).
Прп. Аркадий Новоторжский. Хромолитография. 1883 г. (РГБ)
Прп. Аркадий Новоторжский. Хромолитография. 1883 г. (РГБ)Источники, сообщающие об А. Н.,- позднего происхождения. Это житие прп. Ефрема («Житие, и подвизи, и от части чюдес преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ефрема архимандрита, Новоторжскаго чюдотворца»; составлено, по мнению В. О. Ключевского, во 2-й пол. XVII в.), «Служба преподобнаго отца нашего Аркадия, ученика преподобнаго Ефрема, Новоторжскаго чюдотворца» (сохранилась в списках XVII-XVIII вв.) и сказание «О обретении и о принесении мощей преподобнаго отца нашего Аркадия Новоторжскаго» (РГБ. Тихонр. № 264. Л. 137-138, XVIII в.). А. Н. как «ученик» и «келейник» прп. Ефрема упоминается в «Описании о российских святых» (известно в списках XVII-XVIII вв.). Все названные тексты содержат скудную информацию о жизни преподобного. После убийства Святополком св. мч. кн. Бориса (см. Борис и Глеб), у к-рого служил прп. Ефрем Новоторжский, прп. Ефрем ушел на север Руси и там в г. Новый Торг (совр. Торжок) основал «храм на приятие странным». Позже на берегу р. Тверцы прп. Ефрем вместе с А. Н. воздвиг храм, а впосл. и мон-рь во имя святых мучеников князей Бориса и Глеба (см. Новоторжский во имя святых мучеников Бориса и Глеба мон-рь). В службе А. Н. говорится, что он еще в юном возрасте принял иноческий постриг в обители прп. Ефрема от самого преподобного и здесь возрастал духовно, подражая своему наставнику. А. Н. был погребен на паперти у зап. дверей Борисоглебского собора Новоторжского мон-ря. Канонизация А. Н. к местному почитанию совершилась, очевидно, в те же годы, когда был канонизирован как местночтимый святой прп. Ефрем Новоторжский,- в 1584-1587 гг.
11 июля 1677 г. по благословению Корнилия, митр. Новгородского и Великолукского, при архим. новоторжского мон-ря Евстафии состоялось торжественное обретение нетленных мощей А. Н., 14 июля мощи были положены на паперти Борисоглебского храма у сев. дверей. 14 авг. 1798 г., при строительстве нового соборного храма в Новоторжском мон-ре, мощи А. Н. были переложены в каменную раку, в к-рой до 1572 г. почивали мощи прп. Ефрема. В наст. время мощи А. Н. считаются утраченными.
В 1841 г. в Борисоглебском соборе мон-ря был освящен придел во имя А. Н. В 1977 г. в Торжке состоялось празднование 300-летия со времени обретения св. мощей А. Н. Традиция объединять А. Н. и Аркадия Вяземского проявилась во включении имени Аркадия Новоторжского и Вяземского в Собор Смоленских святых, установленный в 1984 г. по инициативе архиеп. Смоленского и Вяземского Феодосия (Процюка).
Иконография. Вероятно, в связи с обретением мощей А. Н. иконописцами Оружейной палаты Симоном Ушаковым и его учеником Георгием Зиновьевым была создана икона, на к-рой преподобный изображен вместе с равноап. вел. кн. Владимиром и прп. Моисеем Угрином (ТКГ). В 1720 г. пономарь Филипповской ц. в Торжке иконописец Евфимий Недоносков написал икону преподобных Ефрема Новоторжского и А. Н. в молении Спасителю, на нижнем поле - план Борисоглебского мон-ря и пейзаж с видом Торжка (Жизневский. С. 45, 46. № 59). Сохранились 2 прориси с икон XVIII в., изображающие прп. Ефрема и А. Н. на фоне Новоторжского мон-ря, причем А. Н. представлен безбородым, с короткими волосами (Маркелов. Т. 1. С. 239, 241). В иконописном подлиннике XVIII в. сказано, что А. Н. «подобием млад, аки Галактион, в схиме, ризы преподобническия» (Филимонов. С. 41). Рисунок, изображающий А. Н. в монашеских одеждах, в куколе, со свитком в левой руке, имеется в лицевом иконописном подлиннике посл. трети XIX в. (РНБ. Вязем. Q. 154. Л. 61), воспроизводящем протограф XVII в.
Поскольку в кон. XVII в. почитание А. Н. слилось с почитанием прп. Аркадия Вяземского, появились иконы с надписью «Преподобный Аркадий, Вяземский и Новоторжский чудотворец». Наряду с традицией изображать А. Н. как преподобного в схиме, что соответствует его монашескому подвигу (именно так святой обычно представлен на тверских иконах), возникла его иконография как юноши в мирской короткой одежде, с зеленой ветвью в руке (по образу прп. Аркадия Вяземского). На иконе «Святые Аркадий и Ефрем Новоторжские», созданной в Торжке ок. 1883 г. (ЦМиАР), А. Н.- юноша с длинными волосами, в длинной одежде, склонившийся над книгой, справа - вид мон-ря, над к-рым в облаках парят ангелы, поддерживая плат с образом Спаса Нерукотворного. На хромолитографии «Прп. Аркадий Вяземский Новоторжский» 1883 г. (РГБ), изданной в литографии ТСЛ, святой представлен в монашеской мантии и епитрахили, с длинными волосами, без бороды, со сложенными крестообразно руками, предстоящим Иисусу Христу на фоне храма или мон-ря.
Ист.: Описание о российских святых. С. 183; Служба прп. отцу нашему Аркадию, ученику прп. Ефрема, Новоторжского чудотворца. СПб., 1860.
Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 41; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 57; Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888; Голубинский. Канонизация святых. С. 118, 317, 521, 549; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 383; Т. 3. С. 658; Дмитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 94-101; Колосов И., свящ. Новоторжский Борисоглебский мон-рь. Тверь, 1913. С. 19-23, 26-48; Минея (МП). Декабрь. Ч. 1. С. 484-498; Лебедев Л., свящ., Никитин В. Прп. Аркадий Вяземский и Новоторжский // ЖМП. 1977. № 7. С. 66-75; Прп. Аркадий Вяземский // Смоленские ЕВ. 1997. № 1 (14). С. 56-57; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 238-241, № 109, 110; Т. 2. С. 59, 388-389, № 87.
Е. В. Романенко, Я. Э. З.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.