- АРЧИЛ
[груз. არჩილ] († 20.03.744 или 761), св. блгв. царь, мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 21 июня), эрисмтавар Картли и Эгриси Арабского халифата; представитель династии Парнавазиани, потомок Хосроидов, сын эрисмтавара Степаноса, младший брат мч. Мира, прямой потомок св. блгв. царя Мириана. Вопрос хронологии жизни А. до сих пор остается спорным. В совр. церковном календаре, основывающемся на сведениях М. Сабинина, год смерти А.- 744. Г. Мамулия вслед за К. С. Кекелидзе считает А. деятелем 2-й пол. VIII в. и смерть царя датирует 787 г., Д. Мусхелишвили и Г. Абрамишвили относят деятельность А. к сер. VIII в. По последним, наиболее обоснованным исследованиям М. Санадзе, период эрисмтаварства А. определен 738-761 гг.
В источниках А. впервые упоминается под 735 г. вместе со своим братом мч. Миром: под натиском войск араб. военачальника Мервана Глухого, вторгшихся на территорию Вост. Грузии с целью усмирения восставших закавк. народов, недовольных увеличением налогов, Мир и А. вместе с восставшими отступили в Зап. Грузию и укрылись, так же как и абазгийский эристав Леон I, в крепости Анакопия. Как повествует груз. историк Джуаншер, перед решающим сражением братья горячо молились перед образом Пресв. Богородицы о заступничестве. В ту же ночь раздался гром, полил сильный дождь и поднялись реки Абаша и Цхенисцкали, у берегов к-рых располагались вражеские лагеря. Наводнение нанесло сильный ущерб арабам, значительно превосходившим по численности груз. войско. На следующий день грузины одержали полную победу над арабами. Мч. Мир был смертельно ранен. Не имея сыновей, он завещал брату половину царства: провинции Эгриси, Сванети, Таквери, Аргвети и Гурия, а др. половину велел разделить между 7 дочерьми, предварительно выдав их замуж за эриставов. Кахетинские земли А. раздал своим дружинникам, сделав их подчиненными себе азнаурами (помещиками),- т. о. была проведена гос. реформа: эриставства и азнаурства, подчинявшиеся А., фактически превратились в наследственные княжеские уделы.
В мирный период царствования А. построил крепость в Гурии на границе с Византией, начал заново отстраивать разрушенный арабами Картли. Особенно много строил А. в Кахети. С его именем связывается сооружение неск. церквей на территории Эрети и обращение в христианство нухпатцев, одного из горских племен Албании Кавказской. У А. просили подданства арм. вельможи, в т. ч. и представители рода Багратунов (см. Багратиды), бежавшие из Армении от араб. экспансии и принявшие вассалитет А.
Блгв. кн. мч. Арчил. Икона. Кон. XX в.
Блгв. кн. мч. Арчил. Икона. Кон. XX в.Когда в Картли вновь вступили араб. войска под предводительством Чичнаума Азима, престарелый А., стремясь спасти хотя бы Кахети, явился к Азиму с просьбой не принуждать груз. население принять ислам. Азим обещал ему свое покровительство, но настаивал на принятии ислама не только народом Кахети, но и самим А. Видя, что царь непреклонен, Азим приказал бросить его в темницу. К Азиму явился князь гардабанский, армянин-мусульманин, чей дядя был некогда убит человеком, к-рого спас от смерти дед А. Армянин, желая отомстить А., рассказал Азиму, что тот знает о местонахождении клада картлийских царей, к-рый спрятал отец А., а также место захоронения драгоценностей визант. имп. Ираклия, оставившего после похода в Персию свои сокровища в Картли.
Азим велел доставить к себе А. и потребовал отречься от Христа, а также назвать место захоронения сокровищ византийцев. В ответ Азим предлагал А. помощь в возвращении царства и сокровищ картлийских царей. Но А. остался непреклонным. Тогда Азим приказал воинам вывести царя из города (источники умалчивают его название, но не вызывает сомнений, что это где-то в Картли) и отсечь ему голову. После казни приближенные царя из родов Годердзиани и Мамеани украли тело А. и предали земле в церкви с. Нотокари (р-н Эрцо, севернее Мцхеты), построенной самим А.
А. стал почитаться сразу же после своего мученического подвига. Время канонизации точно неизвестно, но уже в календаре Иоанна-Зосима (Кекел. Sin. 34. Л. 25-33, 2-я пол. X в.) отмечен день памяти А.- 15 янв.
«Мученичество» А., написанное в XI в. Леонтием Мровели, и историческая хроника Джуаншера были включены в «Картлис Цховреба» и легли в основу 2 поздних версий жития А., принадлежащих Католикосам-Патриархам Виссариону (Бараташвили-Орбелишвили) и Антонию I (Багратиони) (XVIII в.).
Сочинения Леонтия и Джуаншера совпадают по содержанию и изобилуют хронологическими неточностями, что объясняется поздним редакторским вмешательством в первоначальный текст. Опираясь на лексический материал - географические названия, социальные термины, более древнее наименование месяца марта (миркан), нек-рые фразеологизмы,- исследователи высказывают мнение, что Леонтий Мровели был знаком с текстом «Мученичества» VIII в., совр. описываемым событиям, и с повествованием Джуаншера, к-рое находит продолжение в «Мученичестве» Леонтия. В текстах Джуаншера и Леонтия совпадают написания географических названий и имен, прослеживаются логические связи между сюжетами. На основании этого и по аналогии с др. агиографическими произведениями того же периода нек-рые ученые (Э. Хоштария-Броссе) полагают, что сочинения обоих авторов являются частями одного и того же агиографического прототипа (напр., «Жития и мученичества Константина Каха» - კეკელიმე. С. 520-521). В тексте Джуаншера преобладают исторические реалии, более соответствующие стилю хроники, в «Мученичестве» Леонтия усматривается стремление автора (редактора) соответствовать агиографическим сочинениям. Весь фактологический материал заимствован Леонтием у Джуаншера вплоть до ошибок: Джуаншер пишет, что 1-е араб. завоевание произошло при Мерване Глухом, хотя арабы появились в Картли в VII в.
Житие А. редакции Католикоса-Патриарха Виссариона представляет собой метафрастическую обработку текстов Джуаншера и Леонтия для литургических целей. Он обогатил свой рассказ лит. приемами, свойственными метафрастике, придал повествованию эмоциональную окраску. Идея верности христианству органически связана в житии с долгом служения родине, образ А.- пример высокой духовности и патриотизма. Католикос Виссарион перенес память А. на день его кончины - 20 марта, объединив с днем памяти блгв. царя мч. Луарсаба II за схожий подвиг мученичества.
В сер. того же века Католикос-Патриарх Антоний I создал «Мартирику», куда вошли мученичества груз. святых, в т. ч. «Мученичество» А.,- новое произведение с пространным богословским предисловием, задача к-рого - создание лит. портрета героя в духе классицизма и прославление его душевных качеств и непреклонной воли. Католикосу Антонию I принадлежат и 2 гимнографических канона на 2-й глас в честь А. и св. Луарсаба, включенных в Праздничную Минею Антония I (Кекел. S 1464). Один из канонов содержит акростих: «მეფეთა ყოვლად დიდებულთა უგალობ სურვილით მგალობელი ყოვლად ბრწყინვალისა ვნებისა მათისა ანტონი» (Царям великим посвящаю песнь, воспевающий их светлый подвиг Антоний). Он же внес в свое «Мерное слово» стихиру в честь А. и св. Луарсаба. День памяти святых, чтобы он не совпадал с Великим постом, Антоний перенес на 21 июня.
Часовня и могила А. в с. Нотокари упоминаются в сохранившейся до наст. времени приходской книге р-на Эрцо (во времена А. административно входившего в Кахети, епархиально в Челети) (ЦГИАГ. Ф. 1449. Ед. хр. 169. 2-я пол. XVII в.).
Ист.: Сабинин М. Мученичество св. царя Арчила // Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви. СПб., 1873. Ч. 3. С. 71-82; он же. Рай Грузии. СПб., 1882. С. 331-332; ბესარიონ ორბელიშვილი. შესხმაი და წამებაი წმიდისა და დიდებულისა მოწამისა არჩილისი // მველი ჟართული ლიტერატურის ჟრესტომათია / შედგენილი ს. ყუბანეიშვილის მიერ. თბილისი, 1946. Т. 1. С. 246-252; // მველი ჟართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები / დასაბეჭდად მოამზადეს, გამოკვლევა, ლეჟსიკონი და სამიებლები დაურთეს ე. გაბიმაშვილმა და მ. ჟავთარიამ. თბილისი, 1989. Т. 5. С. 95-108; ანტონ ბაგრატიონი. წამებაი წმიდისა და დიდებულისა მოწამისა არჩილისი // Там же. თბილისი, 1980. Т. 6. С. 67-84; он же. წყობილსიტყვაობა / გამოსაცემად მოამზადა, გამოკვლევა, კომენტარები და ლეჟსიკონი დაურთო ი. ლოლაშვილმა. თბილისი, 1980. С. 224; ჯუანშერი. არჩილის წამება // КЦ. Т. 1. С. 241-246; ლეონტი მროველი. არჩილის წამება // Там же. С. 246-248.
Лит.: საჟართველოს ისტორიის ნარკვევები / შ. მესხია რედაჟციით. თბილისი, 1973. Т. 2. С. 334-335, 375-377; მამულია გ. არჩილ მეფის (VIII s.) რეფორმების ლეგენდის გენეზისი და მისი პოლიტიკური ტენდენცია / მიებანი საჟართთველოსა და კავკასიის ისტორიისათვის. თბილისი, 1976. С. 116-120; აბრამიშვილი გ. სტეფანოზ მამფალის ფრესკული წარწერა ატენის სიონში. თბილისი, 1977. С. 26-53; კეკელიმე კ. ლეონტი მროველი // მველი ჟართული ლიტერატურის ისტორია. თბილისი, 1980. С. 241-243; მუსხელიშვილი დ. საჟართველოს ისტორიული გეოგრაფიის მირითადი საკითხები. თბილისი,1980. Т. 2. С. 62-99; ბერმენიშვილი ნ. საჟართველოს ისტორიის საკითხები. თბილისი, 1990. Т. 8. С. 269-271, 315-317; ხოშტარია-ბროსე ე. ლეონტი მროველი და «ჟართლის ცხოვრება». თბილისი, 1996. С. 66-82; სანამე მ. ჟართლის სამეფო VII-VIII სს. მიჯნაზე: პოლიტიკური ისტორიიდან // მესხეთი: ისტორია და თანამედროვეობა. ახალციხე, 2000. С. 15-23.
М. Сургуладзе
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.