- АССАЛИДЫ
АССАЛИ́ДЫ [араб. ], семейство копт. церковных деятелей и писателей, ярчайших представителей «золотого века» копто-араб. лит-ры и богословия (кон. XII - 1-я пол. XIII в.). Богатое лит., философское, богословское и историографическое наследие, сохранившееся под именем А., привлекало внимание мн. исследователей. Э. Ренодо в 1713 г. установил, что это 2 независимых автора, а не один, как считалось ранее. При классификации ряда рукописей Британского музея (1894) К. Рьё пришел к выводу, что авторов было 3. Копт. историки Якуб Нахла Руфайла (1889) и Ладжна ат-Тарих аль-Кыбти (1925) определили 5 представителей рода А.: отец - Абу-ль-Фадл ибн Абу Исхак Ибрахим ибн Аби Сахль Джирджис ибн Аби-ль-Юср Юханна ибн аль-Ассаль по прозванию Фахр ад-Даула; его сыновья: 1) ас-Сафи Абу-ль-Фадаиль ибн аль-Ассаль, Сафи ад-Даула; 2) аль-Асад Абу-ль-Фарадж Хибаталлах ибн аль-Ассаль; 3) аль-Мутаман Абу Исхак Ибрахим ибн аль-Ассаль Мутаман ад-Даула; 4) аль-Амджад Абу-ль-Маджд ибн аль-Ассаль. Первые двое - родные братья, последние - их сводные братья.
История жизни А. практически неизвестна. Происходило семейство аль-Ассаль из с. Садамант (пров. Бени-Суэйф, Ср. Египет). Старший из известных членов семьи, Абу Исхак Ибрахим, был соавтором видного копт. богослова кон. XII в. Абу-ль-Хайра ибн ат-Тайиба ар-Рашида, состоявшего на службе у визиря при дворе правившей в Египте с 1171 г. династии Айюбидов. Очевидно, это обстоятельство позволило сыну Абу Исхака Абу-ль-Фадлу и его внукам занять высокое положение в Каире, где они стали крупными чиновниками и безусловными лидерами копт. общины. Жизнь и деятельность младших членов семьи пришлись на богатую событиями 1-ю пол. XIII в., когда Египет отражал атаки крестоносцев. Прочные позиции А. в администрации Айюбидов служат доказательством лояльности значительной части христиан-коптов к мусульм. властям и их враждебного отношения к участникам крестовых походов.
Основная часть наследия принадлежит 3 братьям: ас-Сафи, аль-Асаду и аль-Мутаману ибн аль-Ассалям. Старший, ас-Сафи, расцвет творчества к-рого пришелся на 1238-1243 гг. († до 1260), знаменит прежде всего как видный полемист и знаток канонического права. В жанре классического диалога им составлен полемический сб. «Книга хитростей в ответах советчику» (Кита б аль-миха ль фи-р-радд аля-н-нассах). Согласно ас-Сафи, человеческое познание имеет 2 источника - Свящ. Писание и вытекающий из его изучения и анализа церковный закон. В апологетическом толковании «Краткий трактат о Троице и единстве» (Фусу ль мухтасара фи-т-татли т ва-ль-иттиха д) ас-Сафи отстаивает единую Божественную природу Христа, основываясь как на свидетельствах Евангелий и апостольских описаниях чудес, совершенных Христом, так и на своем личном опыте. В др. дошедшем до нас сочинении, апологии «Срединная книга» (аль-Кита б аль-авсат), он выступил в защиту подлинности и богодухновенности НЗ, опровергая традиц. исламские обвинения в искажении и фальсификации христианами Божественного Откровения. Главным трудом ас-Сафи и его основным вкладом в копт. церковную культуру считается составленный им свод канонического права Коптской Церкви, известный как «Номоканон» (араб. Маджмуа аль-кава ни н). Этот свод, называемый также по имени автора «Сборником ас-Сафи» (Маджмуа ас-Сафи), был подготовлен по поручению Синода (1239) и стал итогом многовекового процесса выработки правовой системы Коптской Церкви, с к-рым связаны имена патриархов Христодула (1047-1077), Кирилла II (1078-1092), Гавриила II (1131-1145) и Кирилла III (1235-1243). «Номоканон» и его сжатая редакция «Необходимый минимум для начинающих изучать каноны» (Кифаят мубтадиин фи ильм аль-кава ни н) и по сей день остаются наиболее авторитетными сочинениями в области канонического права Коптской и Эфиопской Церквей.
Творчество брата ас-Сафи, Абу-ль-Фараджа Хибаталлаха, относится к периоду 1231-1253 гг. Его лит. труды отличает многосторонность проблематики. В «Трактате о душе» Абу-ль-Фарадж попытался подвергнуть анализу психологическую и эсхатологическую природу души. Лейтмотивом трактата была вера автора в то, что после воскресения из мертвых душа окончательно удостаивается прощения или наказания, только воссоединившись с телом. Др. произведение Абу-ль-Фараджа, «Компендиум права наследования», является детальным обзором брачного и наследственного права. Одной из лучших работ по средневек. копт. филологии стал составленный им грамматический сб. «Введение в коптский язык» (аль-Мукаддама фи-ль-люга аль-кыбтыйя). Блестящее владение помимо копт. и араб. сир. и греч. языками позволило Абу-ль-Фараджу свести неск. существовавших до него араб. переводов Четвероевангелия в единый канонический текст.
Аль-Мутаман Абу Исхак, младший сводный брат ас-Сафи и Абу-ль-Фараджа, прославился своими сочинениями в области философии, богословия, лингвистики, экзегетики, гомилетики и литургики. Его перу принадлежат толкование на Послания ап. Павла, сборник проповедей и трактат «О Божественной литургии». Сохранить красоты выходившего из повседневного обихода копт. языка был призван созданный под началом Абу Исхака словарь «Рифмованная лествица и чистое золото» (ас-Суллям аль-мукаффа ва-з-захаб аль-мусаффа). Слова в нем располагались как в алфавитном порядке, так и в инверсионном (по конечной букве), что делало словарь удобным как для перевода, так и для составления рифмованных гимнов на копт. языке, пользовавшихся в XIII в. большой популярностью. Вершиной творчества Абу Исхака стал написанный ок. 1260 г. «Свод основ религии и внятная суть достоверного знания» (аль-Маджму ‘а усу ль ад-ди н ва масму‘а махсу ль аль-яки н). Эта крупнейшая копт. богословская энциклопедия в 5 частях и 70 главах выделяется систематизированностью структуры, но содержит ряд пробелов в церковно-историческом материале, сознательно допущенных автором. Анализ содержания позволяет предположить, что богослов находился под сильным влиянием философско-рационалистических представлений Яхьи ибн Ади.
Весомый вклад членов семьи А. в копт. церковную и светскую культуру косвенно подтверждает значительное число сохранившихся манускриптов с их сочинениями: в одном только Коптском музее их насчитывается 49, мн. др. рассеяны по европ. библиотечным собраниям (Ватикан, Флоренция, Британский музей, Парижская национальная б-ка и т. д.) и частным коллекциям. Вместе с тем, несмотря на попытки А. возродить значение копт. языка, основные их труды написаны на лит. араб., что, безусловно, свидетельствует о наступлении периода упадка копт. национальной культуры.
Соч.: Al-Majmu ' al-Safaw / Ed. Phlu tha wus ‘Awas. Cairo, 1908; Kita b al-Qawa nn / Ed. Mkha 'il Jiris. Cairo, 1922; Samir K. Al-Sa fi ibn al-‘Assa l. Brefs Chapitres sur la Trinité et l'Incarnation // PO. 1985. T. 42. Fasc. 3. N 192. P. 534-680.
Лит.: Vansleb J. M. Histoire de l'Église copte d'Alexandrie. P., 1677. P. 335 sq.; Renaudot E. Historia Patriarcharum Alexandrinorum. P., 1713. P. 585sq.; Rieu C. Supplement to the Catalog of Arabic Manuscripts in British Museum. L., 1894. P. 18; Mallon A. Ibn al‘Assa l, Les trois écrivains de ce nom // J. Asiatique. 1905. 10e sér. T. 6. P. 509-529; idem. Une école de savants égyptiens au moyen âge // Beyrouth Mélanges. 1906. T. 1. P. 122 sq.; Graf G. Die koptische Gelehrtenfamilie der Aulad al-Assal und ihr Schrifttum // Orientalia. 1932. Vol. 1. S. 34-56, 129-148, 193-204; idem. Geschichte. Bd. 2. S. 388f.; D'Emiglia A. La Compravendita nel capitolo XXXIII del Nomocanone di Ibn al'Assal: Note storico-esegetiche. Mil., 1938; Higgins A. J. B. Ibn al-Assa l // JThSt. 1943. Vol. 44. P. 73-75; Jargy S. Ibn al-‘Assal // DDC. T. 5. P. 1240sq.; Atiya A. S. Awla d al-‘Assa l // CoptE. Vol. 1. P. 309-311; Samir K. Al-Sa fi ibn al-‘Assa l // Ibid. Vol. 7. P. 2075-2079; Ceccarelli-Morolli D. Alcune considerazioni sull'opera di Al-Sa fi ibn al-‘Assa l, canonista copto del XIII secolo // Studi sull'Oriente Cristiano. 1997. Vol. 1. P. 9-18; Meinardus O. F. A. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 2000. P. 344.
А. А. Войтенко, Т. Ю. Кобищанов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.