АССЕМАНИ


АССЕМАНИ

[Assemani, латиниз. форма от араб. as-Sim‘ani], семья маронитов, из к-рой вышли ученые-ориенталисты и богословы XVIII - нач. XIX в.: Иосиф Симон, Стефан Эводий, Иосиф Алоизий и Симон.

Происхождение семейство А. ведет из с. Хасрун (Сев. Ливан). В 1685 г. ливанский свящ. Якуб Аввад отправил своего сына Ильяса А. в маронитскую коллегию в Риме. Там юноша проявил незаурядные способности и по окончании 12-летнего курса обучения весьма быстро сделал церковную карьеру. В 1700 г. в сане архиеп. Антиохийского Ильяс возглавил маронитскую делегацию, ходатайствовавшую о возобновлении покровительства, оказываемого этой общине франц. королем. В 1707 г. Ильяс по поручению папы Климента XI отправился в Египет, откуда привез более 40 рукописей, относящихся к ранним векам христианства. Собирание древних вост. манускриптов продолжил его двоюродный брат Юсуф Самъун.

Иосиф Симон А.

Иосиф Симон Ассемани. Рисунок. XVIII в. (Vat. Ottob. lat. 3117. F. 51r)

Иосиф Симон Ассемани. Рисунок. XVIII в. (Vat. Ottob. lat. 3117. F. 51r)


Иосиф Симон Ассемани. Рисунок. XVIII в. (Vat. Ottob. lat. 3117. F. 51r)

(Араб.- Юсуф Самъун, лат. Josephus Simonius, итал. Giuseppe Simonio) (27.08.1686, Хасрун, Сев. Ливан - 13 или 16 янв. 1768, Рим) в 1696 г. поступил в маронитскую коллегию в Риме и окончил ее в 1709 г., уже будучи автором 3 трудов по сир. грамматике, логике и богословию. Папа Климент XI заметил талантливого выпускника и, несмотря на обязательство отправлять окончившую курс обучения маронитскую молодежь на родину, оставил его при себе. Первым заданием Иосифа Симона стало составление каталога рукописей, собранных его кузеном Ильясом; в 1710 г. он занимал должности переписчика вост. рукописей (scriptor Orientalis), переводчика с араб. и сир. языков, а также советника Конгрегации по ревизии и исправлению литургических книг вост. обрядов. Близость к папскому престолу позволила ему с успехом ходатайствовать в пользу своего родственника Якуба Аввада, отстраненного с патриаршего престола Маронитской Церкви. В 1711 г. Иосиф Симон получает папское разрешение перейти из маронитского в лат. обряд. В 1715 г. Климент XI организовал экспедицию в Сирию и Египет за рукописями христ. Востока, во главе к-рой был поставлен Иосиф Симон. За 2 года в мон-рях Нитрийской пустыни (Вади эн-Натрун), в Каире, в Дамаске, в Халебе и Горном Ливане было собрано ок. 150 ценнейших манускриптов, переправленных на хранение в папскую Ватиканскую б-ку. В 1735-1738 гг. Иосиф Симон совершил 2-е путешествие на Восток, где по поручению папы Климента XII представлял интересы Римского престола на маронитском Соборе в Дайр-Лувайзе близ Бейрута (1736); ревностное проведение курса на латинизацию привело его к столкновению с маронитским Синодом. По возвращении в Рим Иосиф Симон до самой кончины работал в Ватиканской б-ке, где занимал должности хранителя (custos) и префекта. В 1766 г. он был посвящен в сан титулярного католич. архиеп. Тирского.

Коллекция, собранная в 1715-1717 гг., побудила Иосифа Симона составить единый каталог сир., араб., персид., тур., евр., самарянских, арм., эфиоп., греч., копт., груз. и малабарских рукописей - «Климентову Ватиканскую восточную библиотеку» (Biblioteca Orientalis Clementino-Vaticana). Из 12 томов этого труда были напечатаны только 1-й (De scriptoribus Syris orthodoxis), 2-й (De scriptoribus Syris monophysitis) и 2 части 3-го (De scriptoribus Syris nestorianis: Catalogus Ebedjesus Sobensis; De Syris nestorianis), материалы для др. томов остались в рукописи и большей частью погибли при пожаре 30 авг. 1768 г. Этот же пожар уничтожил заключительные тома др. монументальных произведений Иосифа Симона: «Писатели италийской истории» (Italicae Historiae Scriptоres), «О святых образах и реликвиях» (De sacris imaginibus et reliquiis; уцелевшая часть опубликована в сокращенном виде), «Календарь Вселенской Церкви» (Kalendaria Ecclesiae Universae; из 12 томов вышли лишь 6, посвященные «Славянской, или Греко-Московской, Церкви», где опубликовано значительное число греч. и лат. источников о начале христианства у славян). Остались неизданными готовившиеся ученым фундаментальные труды: 9-томные «Древняя и новая Сирия» и «История Востока», «Соборы Восточной Церкви» в 6 томах и «Евхологии Восточной Церкви» в 7 томах. Но бо́льшая часть трудов Иосифа Симона по истории, философии, теологии, географии, грамматике и юриспруденции дошла до нас в законченном виде. Среди них - «Библиотека восточного канонического и гражданского права», «Книга о естественных науках» (Китаб ат-табиа), издание творений прп. Ефрема Сирина по сир. и греч. рукописям с переводом на лат. язык (4-й и 5-й тома изданы иезуитом Бенедиктом-Мубараком, 6-й - Стефаном Эводием А.) и др., всего более сотни томов, многие из к-рых не опубликованы и по сей день. Энциклопедические познания Иосифа Симона по праву удостоили его прозвища Великий Ассемани.

Стефан Эводий А.

(Араб.- Истыфан Аввад, лат. Stephanus Evodius, итал. Stefano Evodio) (15.04.1707, Триполи, Ливан - 24.11.1782, Рим), племянник Иосифа Симона, под рук. к-рого он проходил обучение в маронитской коллегии в Риме. Много путешествовал с миссионерскими целями по Востоку, вернувшись в Рим, получил титул титулярного католич. епископа Апамеи, с 1768 г. унаследовал от своего дяди должность хранителя и префекта вост. рукописей Ватиканской б-ки. Ему принадлежат работы «Каталог восточных рукописей Лавренцианской библиотеки Медичи и Палатинской библиотеки», «Деяния восточных и западных святых мучеников» (1-я ч. посвящена христианам, пострадавшим в Персии при Сасанидах). Совместно с Иосифом Симоном начал публикацию «Каталога кодексов Ватиканской библиотеки», от к-рого после пожара 1768 г. сохранилось только 3 т., посвященные вост., греч. и лат. рукописям.

Иосиф Алоизий А.

(Араб.- Юсуф Луис, лат. Josephus Aloysius, итал. Giuseppe Luigi) (1710, Триполи, Ливан - 9.02.1782, Рим), племянник Иосифа Симона и двоюродный брат Стефана Эводия, также выпускник маронитской коллегии. С 1737 г. преподавал сир. и араб. языки в рим. коллегии «Сапиенца», в 1749 г. занял кафедру вост. литургики и принят в члены основанной Бенедиктом XIV Академии исторических исследований. Трудом его жизни стал 12-томный «Литургический кодекс Вселенской Церкви»; кроме того, им были опубликованы «Комментарий о Католикосах, или Патриархах халдеев и несториан» и ряд др. небольших сочинений.

Симон А.

(араб.- Симъан, итал. Simone) (19.02.1752, Триполи, Ливан - 7.04.1821, Падуя, Италия), внучатый племянник Иосифа Симона и племянник Иосифа Алоизия. Получил образование в Риме, в течение 20 лет был миссионером в Сирии, затем вернулся в Италию, с 1785 г. проф. вост. языков в семинарии в Падуе, позднее в Падуанском ун-те. В основном разрабатывал проблемы истории и культуры арабов, среди его публикаций «Историческое исследование о происхождении, религии, литературе и обычаях арабов в эпоху до Магомета», «Каталог восточных рукописей Нанианской библиотеки», описание араб. трактата XIII в. по астрономии.

Соч.: Иосиф Симон: Biblioteca Orientalis Clementino-Vaticana. R., 1719-1728. Hildesheim, 1975r. 4 vol.; Rudimentae linguae arabicae cum catechesi christiana. R., 1732; S. Ephraemi Syri Opera omnia quae extant. R., 1732-1746. 6 vol.; Italicae historiae scriptores. R., 1751-1753. 4 t.; Kalendaria Ecclesiae Universae. R., 1755-1757. T. 1-6: De Slavica Ecclesia sive Graeco-Moscha [болг. пер. под ред. В. Тыпковой-Заимовой. София, 1987]; Bibliotheca juris Orientalis canonici et civilis. R., 1762-1766. 5 t. Aalen, 1969r; De sacris imaginibus et reliquiis. R., 1776; Китаб ат-табиа. R., б. г.; Стефан Эводий: Bibliothecae Mediceae Laurentianae et Palatinae codicum manuscriptorum orientalium catalogus. Florentiae, 1742. 2 vol.; Acta Sanctorum Martyrum Orientalium et Occidentalium. R., 1748. 2 vol. Farnborough, 1970r; Assemani S. E., Assemani J. S. Bibliothecae Apostolicae Vaticanae codicum manuscriptorum catalogus. R., 1756-1759. 3 t. P., 1926r; Catalogo della biblioteca Chigiana. R., 1764; Иосиф Алоизий: Codex liturgicus Ecclesiae Universae in XV libros distributus. R., 1749-1766. 12 vol. P.; Lpz., 1902r. Farnborough, 1968-1969r; De sacris ritibus dissertatio. R., 1757; Commentarius theologico-canonicus criticus de ecclesiis, earum reverentia et asylo atque concordia Sacerdotii et Imperii. R., 1766; Dissertatio de unione et communione ecclesiastica. R., 1770; Dissertatio de canonibus poenitentialibus. R., 1770; De Catholicis seu Patriarchis Chaldaeorum et Nestorianorum commentarius historico-chronologicus. R., 1775. Farnborough, 1969r; De Synоdo Diocesana Dissertatio. R., 1776; Ebedjesu Collectio Canonum Synodicorum // Scriptorum veterum nova collectio / Ed. A. Mai. R., 1825. T. 10. Pars I. P. VII-VIII, 1-168; Pars II. P. 1-268; Симон: Saggio storico sull'origine, culto, letteratura e costumi degli Arabi avanti Maometto. Padova, 1787; Catalogo dei codici manoscritti orientali della biblioteca Naniana. Padova, 1787-1792. 2 pt.; Globus caelestis cufico-arabicus Veliterni musei Borgiani…, praemissa de Arabum astronomia dissertatione. Patavii, 1790; Illustrazione della patena mistica creduta di S. Pier Grisologo la quale si conserva nella chiesa cattedrale d'Imola. Padova, 1804; Se gli Arabi ebbero alcuna influenza sull'origine della poesia moderna in Europa? Padova, 1807; Sopra le monete Arabe effigiate. Padova, 1809.

Лит.: Mai A. Scriptorum veterum nova collectio. R., 1828. T. 3/2. P. 166 sq.; Cardahi G. Liber Thesauri de arte poetica Syrorum. R., 1875. P. 171-183 [издат. планы Иосифа Симона]; DHGE. T. 4. Col. 1095-1098; EC. T. 2. Col. 159-161; Graf. Geschichte. Bd. 3. S. 444 f.; Fück J. Die arabischen Studien in Europa bis in den Anfang des 20. Jhs. Lpz., 1955. S. 125; LTK. Bd. 1. Sp. 942-943; Gemayel N. Les échanges culturelles entre les maronites et l'Europe. Beirouth, 1984. P. 625.

Н. Г. Головнина, Т. Ю. Кобищанов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "АССЕМАНИ" в других словарях:

  • Ассемани — (итал. Assemani)  маронитская семья из селения Хасрун (Северный Ливан), представители которой были католическими богословами и учеными ориенталистами. Ассемани, Иосиф Симон (1686 1768)  хранитель Ватиканской библиотеки (1738 1768… …   Википедия

  • Ассемани — Иосиф Симон (Assemani) ориенталист; род. 1687 в Триполи в Сирии, происходил из маронитской, т. е. сирийско христианской семьи на Ливане. Во время своих путешествий по Востоку, особенно по Египту и Сирии (1735 38), он собрал много восточных… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ассемани, Иосиф Симон — Иосиф Симон Ассемани Giuseppe Simone Assemani …   Википедия

  • Ассемани, Иосиф Алоизий — Иосиф Алоизий Ассемани Giuseppe Luigi Assemani Дата рождения: 1710 год(1710) Место рождения: Триполи, Ливан Дата смерти …   Википедия

  • Ассемани, Стефан Эводий — Стефан Эводий Ассемани Stefano Evodio Assemani Дата рождения: 15 апреля 1707(1707 04 15) Место рождения: Триполи, Ливан Дата смерти …   Википедия

  • Ассемани, Симон — Симон Ассемани Simone Assemani Дата рождения: 19 февраля 1752(1752 02 19) Место рождения: Триполи, Ливан Дата смерти …   Википедия

  • Ассемани, Иосиф — …   Википедия

  • ЕФРЕМ СИРИН — [сир. , греч. ᾿Εφραμ ὁ Σύρος] (ок. 306 373, Эдесса, ныне Шанлыурфа, Турция), прп. (пам. 28 янв.; католич. 9 июня; Сиро яковитской Церкви суббота 5 й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской 27 янв.; в Церкви Востока пятница 5 й седмицы по… …   Православная энциклопедия

  • Сирийская литература — На центрально арамейском (эдесском) наречии (см. С. язык) существовала обширная литература исключительно христианского направления, в создании которой деятельное участие принимали все арамейские христиане, хотя бы разговорным их языком было и не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ДИОНИСИЯ ТЕЛЛЬ-МАХРСКОГО ХРОНИКА — [Хроника Псевдо Дионисия Телль Махрского; Хроника Зукнина], всемирная хроника на сир. языке, охватывающая события от Сотворения мира до 774 г. по Р. Х. Сохранилась в Ватиканской б ке в единственной рукописи (Vat. syr. 162. Fol. 1 173) без начала… …   Православная энциклопедия