АХТАМАР

АХТАМАР

Церковь Сурб Хач. Вид с юго-запада. 915–921 гг.

Церковь Сурб Хач. Вид с юго-запада. 915–921 гг.


Церковь Сурб Хач. Вид с юго-запада. 915–921 гг.

[Арм. Աղթամար], о-в в юго-вост. части оз. Ван, в 3 км от берега, 1912 м над уровнем моря, общая площадь 0,7 кв. км (совр. ненаселенная территория Турции). Известен как духовный центр Армении со времени св. Григория Просветителя († 325). В юго-зап. части А. сохранилось 2-3 ряда циклопической кладки построек, к-рые И. А. Орбели относит к доурартскому периоду. Мовсес Хоренаци сообщает, что в IV в. здесь находилась крепость князей (нахараров) Рштуни. В сер. VII в. крепость стала опорным пунктом в борьбе с араб. завоевателями. В X в. А.- престольный город царства Васпуракан, отстроенный Гагиком I Арцруни. В 927 г., при Католикосе Ованнесе V, он становится центром Католикосата, перемещенного из Двина, и сохраняет свой статус до вступления Анании Мокаци (946-965) на патриарший престол в Аргине. После падения Васпураканского царства (1021) А. стал резиденцией князей Арцруни, в дальнейшем упоминался в источниках как центр еп-ства и Католикосата. В 1113 г. Собор из 5 епископов, не соглашаясь с поставлением патриархом молодого Григора III Пахлавуни, выбирает Католикосом Ахтамарского еп. Давида. Собор 1114 г. в Шугре (Киликия) низложил Давида, но тот, не подчинившись решению, провозгласил отдельный Ахтамарский Католикосат, под юрисдикцией к-рого осталась часть Васпуракана. В эпоху монг. владычества на А. пребывали католикосы из рода Арцруни-Хеденекидов, сделавшие этот сан наследственным. Католикос Закария III (1434-1464), пользуясь покровительством Джехан-шаха (Кара-Коюнлу), на короткое время объединил Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским (всего 14 епархий). В XVII в. между этими Католикосатами шли споры о разграничении юрисдикции, окончившиеся в кон. XVIII в. признанием главенства Эчмиадзина. В кон. XIX в. Ахтамарский Католикосат состоял из 2 епархий (302 церкви и 58 мон-рей), в 1895 г. он был расформирован, епархии перешли в юрисдикцию к-польского патриархата Армянской церкви. В результате начавшихся вскоре депортаций и геноцида армян А. стал ненаселенной территорией. В наст. время посещается туристами.

Церковь Сурб Хач. Фрагмент зап. фасада

Церковь Сурб Хач. Фрагмент зап. фасада


Церковь Сурб Хач. Фрагмент зап. фасада

Из повествования т. н. продолжателя Товмы Арцруни (после X в.) известно, что на А. имелось не менее 5 церквей и часовен. Храм Сурб Хач (Св. Креста, 915-921; длина 17 м, ширина 14 м, высота 24 м, зодчий Мануэл) - архитектурный тип тетраконха с угловыми нишами, композиционно восходит к ц. св. Эчмиадзин в Зорадире (пров. Васпуракан). Сохранилось 2 слоя фресок. В росписи барабана представлена история Адама и Евы, в куполе, вероятно, было изображение Креста или композиции «Вознесение Креста»; внизу, в 3 ярусах, представлен обширный цикл, иллюстрирующий земную жизнь Иисуса Христа. Последовательность расположения фресок отличается как от визант., так и от зап. программ росписи: композиция «Второе пришествие Иисуса Христа» над входом юж. экседры является прототипом визант. редакции «Страшного Суда». Необычно присутствие в храме царской ложи в виде богато оформленной антресоли в юж. апсиде, куда вели внешние лестницы. Наружные объемы юж. и сев. апсид и диагональных ниш имеют многогранное членение. Фасады украшены объемными рельефами в 4 регистра, к-рые по мнению А. Я. Каковкина, «по сюжетному и иконографическому многообразию, глубокому символизму не имеют себе равных... на всем христианском Востоке» (С. 203). На фасадах представлены образы из Свящ. Писания, персонажи, связанные с распространением христианства в Армении, представители рода Арцруни, а также изображение виноградной лозы, опоясывающей храм, сцены сбора винограда, охоты, пира, бегущих диких животных. Посвящение храма отражено в композиции «Вознесение Креста», расположенной под центральным окном зап. фасада, по сторонам от к-рого представлена сцена поднесения царем Гагиком модели храма Иисусу Христу.

В 1316 г. к северо-востоку от храма возведена часовня, в 1763 г. с юга пристроена высокая колокольня, с запада четырехколонный гавит. К юго-востоку от храма расположено кладбище с многочисленными хачкарами XIII-XVII вв. Среди сооружений выделяются также порт с высокой плотиной и крепостной стеной над ней, тачар (шумер. букв.- большой дом, храм, дворец) - несохранившаяся купольная постройка с дворцом Гагика.

С X в. А. известен и как крупный скрипторий, во времена Католикосата здесь сформировалась особая школа рукописной книги. Наивысшего расцвета скрипторий достиг при Католикосе Закарии I Сефединяне, когда Даниэл Ахтамарци основал династию писцов и художников, к-рая была известна на протяжении 200 лет. С А. связаны имена таких историографов, как Товма Арцруни, Тума Минасенц, Григор Ахтамарци, Закария Гнунеци и др., сюда приезжали копировать рукописи из Гладзора, Ермона и др. центров.

Ахтамарские Католикосы: Давид I (1113 - ок. 1165); Степанос I Алуз (ок. 1165 - ок. 1185 или 1190); неизвестный; Степанос II Нкарен (упом. в 1223 - † 1272); Степанос III (Отрок) Сефединян (1272 - ок. 1296); Закария I Cефединян (1296-1336); Нерсес Болат (упом. в 1316, 1324 и 1371); Степанос III (упом. с 1340 - † 1346); Давид II (1346 - ок. 1368); Закария II Наатак (1369-1393); Давид III (1393-1433); Закария III (1434-1464); Степанос IV Отрок (1465-1489); Закария IV (1489 - ок. 1496); Атом (упом. в 1496, 1497, 1499, 1506); Ованнес (упом. в 1512); Григор I Ахтамарци (Великий) (ок. 1512 - ок. 1544); Григор II Cефединян Ахтамарци (Малый) (ок. 1544 - ок. 1586); Григор III Малый (упом. в 1595, 1602, 1604, 1605); Мартирос Гурджи Пшрук (1660-1662); Петрос († 1670); Степанос (упом. в 1671); Пилипос (упом. в 1671); Карапет (упом. в 1677); Ованнес Тутунджи (упом. в 1679); Товма I (1681-1698), противопрестольным католикосом был Аветис (упом. в 1697); Саак Арцкеци (упом. в 1698); Ованнес Кецук (упом. в 1699-1704); Айрапет I Пайхеци (упом. в 1706); Григор Гавашеци (упом. в 1707, 1711); Ованнес Хайоцдзореци (упом. в 1720); Григор Хизанци (упом. в 1725); Багдасар Багишеци (упом. в 1735-1736); Николайос Спаркертци (1736-1751); Григор (ок. 1751-1761); Товма II Ахтамарци (ок. 1761-1783); Карапет Крэмфасменц (1783-1787); Маркос Шатахеци (1788-1791); Теодорос (упом. в 1792-1794); Микаэл (упом. в 1796); Карапет († ок. 1813); Хачатур I Ванеци (1813-1814); Карапет († ок. 1823); Арутюн († ок. 1823); Ованнес Шатахеци (1823-1843); Хачатур Мокаци (ок. 1844-1851); Габриэл Широян (1851-1857); Петрос Бюлюл (1858-1864); Хачатур II Широян (1864-1895).

Ист.: Максудянц М. Список имен католикосов (Ахтамарских). Эчмиадзин, 1916 (на арм. яз.); Акинян Н. Список католикосов Ахтамара (гавазанагирк). Венеция, 1920 (на арм. яз.); Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Пер. М. Варданяна. Ереван, 1985.

Лит.: Ypsiroglu M. S. Die Kirche von Achthamar. B.; Mainz, 1963; Каталог рукописей Матенадарана им. Маштоца. Ереван, 1965. Т. 1. С. 102-103 (на арм. яз.); Халпахчьян О. Х. Архитектурные памятники Ахтамара // Архитектурное наследство. М., 1969. Т. 18. С. 135-150; Der-Nersessian S., Vahramian H. Aghtamar. Mil., 1974. (Documents of Armenian Architecture, 8); Тьерри Н. Росписи церкви Святого Креста в Ахтамаре // 2-й Междунар. симпозиум по арм. искусству. Ереван, 1978; Mathews T. M. The Genesis Frescoes of Aghtamar // REArm. 1982. Vol. 16. P. 245-257; Thierry N. Le cycle de la création et de la faute d'Adam à Aght'amar' // Ibid. 1983. Vol. 17. P. 289-329; Мнацаканян С. Х. Ахтамар. Ереван, 1983 (на арм. яз.); Каковкин А. Я. Рецензия: Мнацаканян С. Х. Ахтамар // ВВ. 1987. Т. 50. С. 201-203; Акопян Г. Искусство иллюминирования рукописей в Васпуракане. Ереван, 1997 (на арм. яз.).

А. Ю. Казарян


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "АХТАМАР" в других словарях:

  • Ахтамар — Ахтамар. Церковь Св. Креста. Общий вид с запада. АХТАМАР, остров на озере Ван (территория Турции), резиденция армянских царей Арцрунидов (10 11 вв.). Армянская церковь Святого Креста (915 921, архитектор Мануэл), украшенная фресками и резьбой по… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Ахтамар — остров на озере Ван (ныне на территории Турции), резиденция армянских царей Арцрунидов (X XI вв.). Уникальный памятник армянского средневекового зодчества  церковь Святого креста (915 921, архитектор Мануэл), украшенная фресками и резьбой по… …   Энциклопедический словарь

  • АХТАМАР — остров на оз. Ван (ныне на территории Турции), резиденция армянских царей Арцрунидов (10 11 вв.). Уникальный памятник армянского средневекового зодчества церковь св. Креста (915 921, архитектор Мануэл), украшенная фресками и резьбой по камню;… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ахтамар —         остров на озере Ван (ныне на территории Турции), резиденция армянских царей Арцрунидов (X XI вв.). Уникальный памятник армянского средневекового зодчества крестово купольная церковь Св. креста (915 921, зодчий Мануэл), украшенная фресками …   Художественная энциклопедия

  • Ахтамар — У этого термина существуют и другие значения, см. Ахтамар (значения). Ахтамар тур. Akdamar Adası …   Википедия

  • Ахтамар (футбольный клуб — Ахтамар (футбольный клуб, Севан) У этого термина существуют и другие значения, см. Ахтамар (футбольный клуб). Ахтамар …   Википедия

  • Ахтамар (футбольный клуб, Севан) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ахтамар (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Ахтамар (футбольный клуб). Ахтамар …   Википедия

  • Ахтамар (футбольный клуб) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ахтамар (значения). В мире существует несколько футбольных клубов под названием «Ахтамар»: Ахтамар (футбольный клуб, Севан) …   Википедия

  • Ахтамар (значения) — Ахтамар: Ахтамар (арм. Աղթամար, тур. Akdamar) остров на озере Ван, Турция. «Ахтамар» (арм. Ախթամար) армянский футбольный клуб из города Севан. «Ахтамар» (эст. Ahtamar) эстонский футбольный клуб из города Таллин …   Википедия

  • Ахтамар —         остров на оз. Ван (ныне на территории Турции), резиденция армянских царей Арцрунидов (10 11 вв.). Сохранились: уникальный памятник армянского средневекового зодчества церковь Святого креста (915 921, зодчий Мануэл), украшенная фресками и… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»