- БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
Милий Алексеевич (21.12.1836, Н. Новгород - 16.05. 1910, С.-Петербург), рус. композитор, глава Новой русской школы («Могучей кучки»), педагог, музыкально-общественный деятель, дирижер, пианист, редактор. Потомственный дворянин (род Балакиревых известен с сер. XIV в.), статский советник, кавалер ордена св. Станислава 2-й cтепени.
М. А. Балакирев. Фотография. 1906 г. (ГЦММК)
М. А. Балакирев. Фотография. 1906 г. (ГЦММК)Б. рос в патриархальной религ. семье и на всю жизнь сохранил любовь к нижегородским святыням, особенно к Строгановской (Рождественской) ц. в честь Собора Пресв. Богородицы. Уже в раннем детстве Б. обнаружил выдающийся муз. талант, первые уроки игры на фортепиано он получил у матери Елизаветы Ивановны (урожденной Яшеровой), а затем, летом 1846 г., в Москве у пианиста, композитора и педагога А. И. Дюбюка (ученика Дж. Филда). В 1848-1853 гг. Б. обучался в Нижегородском Александровском дворянском ин-те, параллельно брал уроки у дирижера, пианиста и педагога К. К. Эйзриха (воспитанника Венской консерватории). Ключевую роль в становлении Б.-музыканта сыграл А. Д. Улыбышев, один из основоположников отечественной муз. науки, устроитель постоянных муз. собраний в Н. Новгороде, деятельным участником к-рых в 1851-1853 гг. был Б. В 1853-1854 гг. он - вольнослушатель физико-математического фак-та Казанского ун-та.Уже в ранних (50-х гг. XIX в.) светских сочинениях Б. («Grand concerto national russe», op. 6, с указанием «Andante religioso» - ОР РНБ. Ф. 41. Оп. 1, № 109; первый вариант фортепианной сонаты с ремарками «Светлое воскресение», «Херувимы» - РНБ. Ф. 41. № 277. Л. 27-41 об.) есть религ. мотивы, что связано с поиском национальной характерности.
В кон. 1855 г. Б. по инициативе Улыбышева вместе с ним приезжает в С.-Петербург, где знакомится с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, В. В. и Д. В. Стасовыми, А. Н. Серовым. С 1856 г. вокруг Б. начинает формироваться кружок молодых композиторов (Ц. А. Кюи, А. С. Гусаковский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин), к-рый в 60-х гг. перерос в Новую русскую школу. Б. первым среди «кучкистов» обратился к духовным сочинениям: 30-31 дек. 1859 г. им была написана музыка кондака «Со святыми упокой» (ОР ИРЛИ. Ф. 162. Оп. 1, № 139). То же песнопение легло в основу 2-й ч. фортепианного концерта Es-dur, к-рый Б. сочинял в 60-х гг. и накануне смерти. Финал концерта, куда Б. хотел включить напев тропаря «Се Жених грядет», не был им закончен (согласно завещанию композитора, его завершил С. М. Ляпунов). Мотив «Со святыми упокой» должен был стать главенствующим и в «Реквиеме» Б., замысел к-рого остался нереализованным.
В 60-х гг. духовные искания Б. нашли отражение в основном в его светских сочинениях. Он утвердил традицию обращения к мелодике знаменного распева для создания народно-эпических образов (симфония № 1), проложив пути вокальным произведениям П. И. Чайковского, Римского-Корсакова, симфоническим опусам С. В. Рахманинова. В поисках новой духовности, образа народной веры Б. ввел в 1-ю симфонию, по его словам, «элемент новорусский, религиозный, молоканский».
В 1860 г. Б. первым из крупных рус. композиторов совершил фольклорную экспедицию с целью собирания народных песен (по Волге вместе с поэтом Н. Ф. Щербиной), а в 1862, 1863 и 1867 гг. ездил на Кавказ, где знакомился с местным фольклором.
В 1862 г. Б. вместе с Г. Я. Ломакиным учредил бесплатную муз. школу, одной из задач к-рой была подготовка певчих для церковных хоров; в 1868-1873 и 1881-1908 гг. он был ее директором. В 1867-1869 гг. Б.- дирижер концертов имп. РМО. В концерте 5 мая 1868 г. под упр. Б. прозвучали духовные хоры прот. П. И. Турчанинова, А. Ф. Львова, Даргомыжского, Д. С. Бортнянского, Н. И. Бахметева (с лат. текстами из-за цензурного запрета на публичное исполнение правосл. богослужебных песнопений в светских концертах).
В 1870 г. Б. обратился в Святейший Синод с проектом популяризации церковнопевч. Обихода, изданного в 1772 г. в киевской квадратной нотации, путем транскрипции его из вышедшего из употребления цефаутного ключа в скрипичный. В качестве примера он представил переложение предначинательного псалма («Благослови, душе моя, Господа» - ОР РНБ. Ф. 41. Оп. 1, № 993). В 1871 г. он также сделал переложение херувимской песни. Несмотря на благожелательный отзыв прот. Д. Разумовского, в 1872 г. Б. получил отказ в реализации проекта.
На рубеже 60-70-х гг. Б. пережил тяжелый духовный кризис, к-рый сумел преодолеть, став глубоко верующим человеком. Особую поддержку нашел в лице свящ. Никольской единоверческой церкви в С.-Петербурге И. Верховского. Сблизился также с Т. И. Филипповым - сенатором, исследователем церковной истории и словесности, собирателем и исполнителем народных песен, эпитропом храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Углублению религ. миропонимания Б. способствовало чтение: 1/4 ч. его б-ки (согласно описи, 646 изданий) составляли жития святых, издания Евангелия и Библии, описания мон-рей, труды о монашеской жизни, церковном управлении, преподавании Закона Божия, работы об иудейском, католич., лютеран. вероисповеданиях, труды протоиереев Д. Разумовского и В. Металлова о церковном пении и др.
В нач. 80-х гг. обер-прокурор К. П. Победоносцев просил Б. рецензировать духовно-муз. сочинения, а также поручил ему сделать новую гармонизацию полного обихода традиц. распевов. К осуществлению последнего проекта Б. привлек Римского-Корсакова и А. К. Лядова. В результате в 1887 г. была опубликована лишь одна часть - «Всенощное бдение древних распевов» в гармонизации Римского-Корсакова, Лядова, А. С. Азеева, А. А. Копылова. В 1882 г. Б. переработал мотет В. А. Моцарта «Ave verum» в «Херувимскую».
В 1883-1894 гг. Б.- управляющий Придворной певческой капеллой. При Б. был проведен ряд организационных и адм. реформ, включая перестройку здания капеллы. Б. привлек к работе здесь Римского-Корсакова и Лядова, что стимулировало их обращение к духовной музыке, а также привело к повышению уровня общего муз. образования в капелле. Как цензор духовно-муз. произведений Б. способствовал утверждению «церковного стиля», преимущественно в области переложений древних рус. уставных напевов. В этот период Б. написано и издано (1888) «Достойно есть» киевского распева, к-рое продолжает звучать в храмах во время службы наряду с его обработкой «Ангел вопияше» валаамского распева (1878). Большинство духовных хоров Б. было подготовлено и издано после его ухода со службы. Похоронен Б. на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Духовно-муз. наследие Б. невелико (11 законченных работ) и гл. обр. предназначено к исполнению за богослужением. Сам Б. считал церковную музыку прикладной, подчиненной канону и, быть может, поэтому не стал в этой области муз. творчества тем новатором, к-рым являлся в др. жанрах.
Муз. соч. Арх.: «Днесь иже на разумных престолех» // РО ИРЛИ. Ф. 162. Оп. 1, № 138; Херувимская песнь: Обраб. мотета В. А. Моцарта «Ave verum corpus»: Для 4-голосн. смеш. хора без сопровожд. 1882 // Там же, № 195.
Изд.: Духовные сочинения и переложения: «Свыше пророцы», «Да возрадуется душа твоя», «Со святыми упокой», Херувимская песнь, «Да молчит всякая плоть», «Достойно есть». М., [1900]; «Христос воскресе». М., [1906]; «Ангел вопияше» валаамского расп., Тропарь св. Иоанну Златоусту валаамского расп. СПб., 1912.
Соч.: Воспоминания и письма / Ред.-сост. Ю. А. Кремлев, А. С. Ляпунова, Э. Л. Фрид. Л., 1962.
Лит.: Ляпунова А. С. Творческое наследие М. А. Балакирева: Кат. произведений. Л., 1960. Вып. 2; М. А. Балакирев: Исслед. и ст. / Ред.-сост. Ю. А. Кремлев, А. С. Ляпунова, Э. Л. Фрид. Л., 1961; М. А. Балакирев: Летопись жизни и творчества / Сост. А. С. Ляпунова, Э. Э. Язовицкая. Л., 1967; Балакиреву посвящается / Ред.-сост. Т. А. Зайцева. СПб., 1998; Зайцева Т. А. М. А. Балакирев: Истоки. СПб., 2000.
Т. А. Зайцева
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.