- БАЛШИЧСКИЕ МОНАСТЫРИ
Вид на Скадарское оз. и мон-рь Морачник. Фотография. XX в.
Вид на Скадарское оз. и мон-рь Морачник. Фотография. XX в.[серб. Балшички манастири] Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви, входят в группу т. н. Скадарских мон-рей (Зета) и связаны с именами зетских господарей Балшичей.Старчева Горица
[Старчево], муж. мон-рь в юго-вост. части о-ва Старчево у юж. берега Скадарского (Шкодер) оз. (12 км от черногорского г. Вирпазар), возле горной гряды, защищающей остров от сев. ветров. Основан в XIV в. старцем Макарием, отличавшимся строгой подвижнической жизнью (видимо, первый настоятель мон-ря), с помощью зетского господаря Георгия I Балшича († 1378), долгое время был известен как мон-рь «святого старца Макария». В 1376-1378 гг., возможно, приморскими мастерами была возведена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, первая среди Б. м. триконхиального типа. Такие постройки впервые появились в Зете во времена раннего христианства, расцвет этой специфической формы связан с влиянием афонских монахов, переселившихся в эти края в XIV-XV вв. Тогда же церковь была расписана, но сохранились лишь остатки древней штукатурки. Позже к зап. фасаду храма был пристроен притвор с 2 боковыми часовнями-приделами, в юж. из к-рых был погребен по его собственному завещанию подгорицкий воевода Божидар Вукович (1460-1539), венецианский печатник. Сохранилось имя одного из его помощников - старчевского мон. Пахомия. В мон-ре переписывались и издавались богослужебные и духовные книги, редкие их образцы хранятся в б-ках европ. городов, напр. рукописное Четвероевангелие в б-ке св. Марка в Венеции. Мон-рь просуществовал недолго и был разорен турками. Согласно тур. законам, весь остров вместе с мон-рем стал вакуфом - недвижимым имуществом мусульм. духовенства и принадлежал мечети в с. Муричи. Остров арендовали местные пастухи-мусульмане, укрывавшие и доившие скот в помещении церкви. С возвращением этих земель черногорскому князю в результате русско-тур. войны 1877-1878 гг. ситуация мало изменилась. В сер. 60-х гг. XX в. в церкви были проведены первые работы по консервации храма, в 1981 г. было найдено погребение Б. Вуковича. Мон-рь открылся в сер. 90-х гг. XX в., настоятелем и единственным насельником стал мон. Григорий (Миленкович). Он восстановил помещение храма и возвел келейный корпус.
Бешка
[Брезавица, Горица], муж. мон-рь на одноименном острове у юж. берега Скадарского оз. (15 км от г. Вирпазар) с церквами во имя вмч. Георгия Победоносца и в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Георгиевская ц. была построена на открытом плато в 80-90-х гг. XIV в. зетским господарем Георгием II Страцимировичем Балшичем (1385-1403). Видимо, в это время и был основан мон-рь. После кончины Георгия II его супруга, дочь св. кн. Лазаря Елена Балшич, отремонтировала в 1438-1440 гг. пришедшую в запустение церковь и построила в качестве своей усыпальницы Благовещенский храм. В мон-ре переписывались и печатались книги, наиболее известные из них «Шестоднев» (1439-1440) св. Никона Иерусалимлянина и Горицкий сборник (1441-1442; б-ка Сербской Академии науки и искусства), содержащий переписку Елены Балшич и ее духовного отца прп. Никона Иерусалимлянина.
Одноглавая ц. вмч. Георгия также относится к типу триконховых храмов. Над притвором церкви возвышается высокая колокольня на 3 звона. Могила у юж. стены церкви предположительно принадлежит основателю мон-ря Георгию II. В храме частично сохранился подлинный каменный пол. Благовещенская ц. меньше, чем Георгиевская, с небольшой звонницей. Зап. фасад целиком декорирован каменной резьбой. Над входом высечена строительная надпись: «Сазда се храм Пресветиjе Богородице с трудом и откупом благочестивоj госпоги Jеле, дштери светопочившаго кнеза Лазара и подружие господина Гjургиjа Страцимировића, в лето 6948» [1439]. В храме у юж. стены находится могила Елены Балшич. Позже к церкви были пристроены 2 придела; юж., от к-рого остались только развалины, служил усыпальницей. Оба храма были расписаны, но живопись не сохранилась. Мон-рь был разорен турками и пришел в запустение. В нач. XX в. черногорский король Николай I во здравие своей супруги Милены восстановил Благовещенскую ц., к-рую освятили в честь праздника Положения ризы Пресв. Богородицы, т. к. Горицкий сборник не был еще известен и не было сведений о первоначальном освящении храма. Однако в результате драматических событий сер. XX в., связанных с деятельностью И. Тито, церковь вновь запустела. В 80-х гг. XX в. на Cкадарских о-вах велись археологические раскопки, и в 1986 г. были открыты фундаменты келий, находившихся западнее Георгиевской ц., и дорога от пристани до монастырских ворот. В наст. время обитель возрождается. Единственный насельник, он же настоятель обители - иером. Ефрем (Дабанович). 8 февр. 2002 г. митр. Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) совершил чин очищения храмов мон-ря, после того как они были оставлены захватившими их 1-7 февр. 2002 г. приверженцами группы Мираша Дедеича из т. н. «черногорской православной церкви».
Морачник
Церковь в честь иконы Божией Матери «Троеручица» и руины башни. XV в. Фотография. XX в.
Церковь в честь иконы Божией Матери «Троеручица» и руины башни. XV в. Фотография. XX в. Муж. мон-рь в вост. ч. одноименного острова у юж. берега Скадарского оз. (19 км от г. Вирпазар и 13 км от границы с Албанией) с церквами в честь Успения Пресв. Богородицы и Преображения Господня. Обитель основана в период между 1404 и 1417 гг. зетским господарем Балшей III Балшичем. Небольшая Успенская ц. (ныне освящена в честь иконы Божией Матери «Троеручица» с приделом во имя св. Иоанна Дамаскина) принадлежит к типу триконховых храмов, следов росписи не сохранилось. Позже к ней был пристроен притвор, в наст. время разрушен. Восточнее храма находился келейный корпус, южнее - трапезная. Между ними была четырехэтажная башня с часовней на последнем этаже, остатки к-рой возвышаются и сегодня. Мон-рь просуществовал недолго и во время тур. завоевания пришел в запустение. В 1963 г. была проведена частичная реставрация здания храма, в ходе к-рой была восстановлена глава. Во время археологических работ на острове в 1985 г. были найдены остатки Преображенской ц., построенной приблизительно в то же время, что и Успенская. Несмотря на то что мон-рь сохранился в полуразрушенном состоянии, обитель возрождается, и в кон. 90-х гг. XX в. ее настоятелем назначен иером. Йован (Чулибрк), правосл. публицист, работающий в ж. и на радио «Светигора».Рядом с Морачником находится небольшой о-в Топоана, где были найдены остатки церкви также триконховой основы.
В группу Б. м. входили также ныне не существующие обители бассейна Скадарского оз. св. Архангелов (под совр. г. Улцинь), Горичане и Копорине (их местоположение точно неизвестно). Однако сохранились документы, происходящие из двух последних мон-рей: завещание Елены Балшич и Синтагма Матии Властара.
Лит.: Ђурић В. Умjетност: историjа Црне Горе. Титоград, 1970. С.418; Вуjошевић Р. Скрипториjи Скадарског jезера // Скрипториjи и манастирски библиотеке у Црноj Гори. Цетиње. 1989. С. 46-47; Пеjовић Т. Манастири на тлу Црне Горе. Нови Сад; Цетиње, 1995. С. 107-124; Новини СПЦ «Православље». 1998. № 745. 1.04; 2002. № 844. 15.02; Светигора. 2002. № 123-124. С. 18-23; Манастир Бешка // www.mitropolija.cg.yu/ustrojstvo/manastiri/manastir_beska.html; Манастир Старчева Горица // www.mitropolija.cg.yu/ustrojstvo/manastiri/manastir_starceva.html; Манастир Морачник // www.mitropolija.cg.yu/ustrojstvo/manastiri/manastir_moracnik.html; Jезерски бисер // http://serbian-church.net/Pravoslavlje/745/starcevoc.html; Manastiri Baljica na Skadarskom jezeru // www.heritage.cg.yu/spomenici/skadarsko.htm; Manаstiri na Skadarskom jezeru // www.visit-montenegro.com/kultura/mskadarsko.htm; Балшић J. Отписаниjе богољубно од Jелене Страцимировић Балшић: Писмо Никону Jерусалимљанину // Писци словенског средњег виjека. Цетиње, 1996 // www.rastko. org.yu/rastko-cg/povijest/jbalsic-otpisanije_c.html; Stamparija Vukovica // www.heritage.cg.yu/knjige/vukovic.htm; Амфилохиjе, митр. Црногоско-приморски. Сређивање односа у држави помоћи ће Цркви да обавља своjу мисиjу // http://www.spc.org.yu/Pravoslavlje/844/amfi_c.html [Электр. ресурс].
О. А. Кузеванов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.