- БАЛЫКИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
(празд. 30 июня), прославилась в России в 1709 г., во время Северной войны; названа по местонахождению в с. Балыкине Стародубского у. Черниговской губ. (ныне Брянская обл.). История чудотворного образа была изложена в рукописном «Сказании», хранившемся в храме свт. Николая в Балыкине. В 1866 г. рукопись была вывезена архиеп. Черниговским Филаретом (Гумилевским) для исследования и публикации (Филарет (Гумилевский). С. 61-63); в наст. время ее местонахождение неизвестно. Впосл. текст «Сказания» был дополнен новыми чудесами (Кулжинский Г. С. 376-383). По преданию, когда войска швед. кор. Карла XII подходили к Стародубу, в очах Царицы Небесной на иконе появились слезы. Владелец иконы офицер Стародубского полка Тимофей Дульский решил пожертвовать явивший чудо образ одному из бедных приходов, но медлил с исполнением обета. После того как ему дважды явилась Богородица, он в 1711 г. передал Б. и. в новопостроенную деревянную ц. во имя свт. Николая в с. Балыкине. Икона прославилась чудотворениями: первое, прозрение дочери военачальника Стародубского полка Ф. Случановского, было записано в 1712 г., известны исцеления после молебна перед Б. и. Е. С. Кончиной (в 1866) и Е. И. Золотниковой (в 1888). К святыне стекались паломники не только Черниговской, но и Курской, Смоленской и Полтавской губерний. Незадолго до Октябрьской революции образ был сильно поврежден в результате самовозгорания, но огонь не коснулся лика Божией Матери.
Балыкинская икона Божией Матери. 1792 г. (ЦМиАР)
Балыкинская икона Божией Матери. 1792 г. (ЦМиАР)В 20-30-е гг. XX в. храм в с. Балыкине и его убранство были спасены заступничеством Богородицы: она явилась во сне председателю колхоза и обещала ему помощь, если он сохранит святыни. Председатель собрал церковную утварь в алтарь, а в помещении храма устроил сенохранилище. Во время Великой Отечественной войны он, командир партизанского отряда, попал в плен, но избежал расстрела.Икона написана на холсте, приклеенном на доску, в живописном стиле в XVII (?) в., закрыта стеклом и металлическим окладом с покрытием, имитирующим золочение (размер 90´ 66 см). Богородица изображена с молитвенно сложенными у груди руками, с немного склоненной головой к лежащему на Ее коленях Младенцу, волосы спускаются прядями на плечи, голову венчает украшение, напоминающее диадему, вокруг нимба - 7 шестиконечных звезд. Существует неск. иконографических вариантов Б. и.: Младенец держит в руках яблоко или державу, Его тело прикрыто на бедрах белой тканью или обнажено, правая ножка вытянута или подогнута.
Иконография Б. и. восходит к зап. образцам, иконам «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов» (Богородица нередко изображалась коленопреклоненной, с прижатыми к груди руками, перед лежащим в яслях Богомладенцем), изображениям Мадонны «del Umilta» (известны с XVI в. в живописи Сев. Италии), где Богоматерь также представлена с Младенцем на коленях, как правило с сомкнутыми на груди в молении руками.
В 1770 г. В. Юркевич пожертвовал серебряный оклад на Б. и.; в 1811 г., согласно надписи, оклад переделан и позолочен «коштом» гр. А. И. Безбородко, 11 аметистов были вставлены в венец Богородицы и 3 - в венец Младенца. Нити жемчуга, золотые кольца, цепочки и др. ювелирные изделия, пожертвованные верующими, получившими благодатную помощь от иконы, дополняли украшения иконы. Весь драгоценный убор Б. и. после 1918 г. был утрачен.
В наст. время Б. и. находится в алтаре ц. во имя свт. Николая в с. Балыкине за престолом в резном киоте и во время праздничных богослужений выносится на середину храма.
Празднование Б. и. до 1917 г. совершалось (по чину праздника Казанской иконы Божией Матери на 8 июля) в с. Балыкине 24 июня, 29 июня и 1 сент. (в память последнего поновления ризы в сер. XIX в.); в Орле 30 июня; указывается также 10-я пятница по Пасхе. В наст. время местное празднование в с. Балыкине 1 сент., в Ростове 19 июля. Существует акафист Б. и., написанный в ХХ в.
Чудотворные списки Б. и.
Образ из орловского Введенского жен. мон-ря (до 1788 относился к Черниговской епархии) исполнен в размер оригинала, закрыт серебряным позолоченным окладом. Богородица изображена в венце, с 12 звездами вокруг нимба. По преданию, икона попала в обитель в 1712 г. как благословение свт. Иоанна (Максимовича), архиеп. Черниговского. Заступничеством Божией Матери инокини и монастырское имущество не пострадали во время пожара 1843 г.; обитель была быстро отстроена на новом месте «без всяких денежных средств». Чудеса, происходившие от иконы, записывались в мон-ре (первое зафиксировано в 1858), среди них преобладают исцеления больных младенцев. Чудотворная Орловская Б. и., находившаяся в уездном городе, была более известна, чем первообраз из с. Балыкина. В наст. время она находится в алтаре монастырского собора.
Особенностью Ростовской иконы Божией Матери «Умиление» (празд. 19 июля) (кон. XVIII - нач. XIX в.) является изображение венца на голове Богородицы, яблока и свитка в руках Младенца. Икона (размер 64´ 52 см) была выносной и имела специальную рукоять. Прославилась в 1910 г. в Ростове Вел. после чуда исцеления от эпилепсии и малокровия 10-летней Лизы Лепёшкиной. Известие о чуде быстро распространилось по всей России, и в Ростов стали стекаться паломники. Перед чудотворным образом неоднократно служил свт. Тихон (Белавин), архиеп. Ярославский и Ростовский. 22-23 мая 1913 г., во время торжеств, посвященных 300-летию Дома Романовых, св. царь-страстотерпец и мч. Николай II с августейшей семьей молился в Ростове Вел. перед чудотворным образом; во время посещения ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря он беседовал с исцеленной девочкой.
В 10-е гг. XX в. с чудотворной иконы сделали неск. списков (напр., 2 иконы и хоругвь с живописным изображением из ц. свт. Николая на Всполье в Ростове Вел., образ в Спасо-Иаковлевском мон-ре). Паломники разносили по России небольшие эмалевые образки (10-е гг. XX в. ГМЗРК, ЦМиАР) с наименованием иконы «Умиление» или «Умиление Ростовская». Был издан эстамп с изображением чудотворной иконы и молитвы к ней (предположительно написана еп. Угличским Иосифом (Петровых)). Перед разрушением Благовещенского храма в 1930 г. икона в резном киоте (10-е гг. XX в.) была перенесена в ц. свт. Николая на Всполье, где хранится в наст. время.
Чтимые списки Б. и. находились также в Мозоловском мон-ре Мстиславского у. Могилёвской губ. (пожертвована гр. Чернышевой, владелицей с. Балыкина); в Стародубе Черниговской губ. и в с. Бацкине (ныне Дятьковский р-н Брянской обл.). В 1823 г. В. С. Жданова подарила список с чудотворной Б. и. в московский храм свт. Николая в Плотниках; в 1852-1856 гг. при перестройке церкви на средства А. А. Небольсиной был устроен придел во имя Б. и.
Сохранились один из списков Б. и. на холсте (1792; ЦМиАР), икона 2-й четв. XIX в. (ЦАК МДА) - с образом мч. Татианы, эмалевая икона нач. XX в. (ЦМиАР).
Ист.: Сказание и Акафист в прославление чудотворного образа Божьей Матери, именуемого Балыкинским. Брянск, 1997; Орел, 1999; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская обл. М., 1998. С. 403-404.
Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 7. С. 61-63; Лазаревский А. М. Описание старой Малороссии: Мат-лы для истории заселения, землевладения и управления. К., 1888. Т. 1: Полк Стародубский. С. 268; Кулжинский Г. Сказание о явлении Балыкинского чудотворного образа Богоматери в Черниговской губернии и чудесных знамениях от списка с онаго в Орловском Введенском девичьем мон-ре, составленные на основании достоверных свидетельств и письменных документов // Орловские ЕВ. 1893. № 5, 6; 1895. № 44-47; он же. Балыкинский чудотворный образ Божией Матери в Черниговской губернии и список с онаго в г. Орле // Черниговские епарх. изв. 1896. № 11. С. 343-348; № 12. С. 376-383; Корноухов Е. А. Алфавитный список церквей Черниговской епархии // Тр. ЧГУАК, 1906-1908 гг. Чернигов, 1908. Вып. 7. Прил. С. 39; Новое чудо милосердия Царицы Небесной в г. Ростове Великом. Серг. П., 1911; Сорок сороков. Т. 2. С. 425.
Е. В. Давыдова, В. И. Вахрина, Е. А. Яскевич
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.