- БАНДМАНН
[нем. Bandmann] Гюнтер (1917, Дуйсбург - 1975, Бонн), нем. историк и теоретик искусства, исследователь христ. средневек. архитектуры. После окончания Кёльнского ун-та (1942), где занимался происхождением архитектурной формы вестверка (ученик Э. Кауфманна), становится ассистентом, приват-доцентом и профессором в Бонне (1949-1965). В 1965-1970 - ординарный профессор в Тюбингене, затем вновь в Бонне.
Б.- один из основоположников (наряду с Р. Краутхаймером, Г. Зедльмайром, А. Грабаром и др.) иконологического подхода к средневек. зодчеству, выявляющего наряду с буквальным и переносное, «дополнительное», значение архитектуры через обращение к религ., мифологическим, лит., философским, социальным и идеологическим контекстам. По мнению Б., разные типы сознания порождают и разные типы дополнительного значения: символическое свойственно архаическим культурам, аллегорическое типично для античности и средневековья, эстетическое отличает совр., секуляризированный взгляд на искусство. Он также выделил промежуточный тип дополнительного значения - исторический, к-рый сопутствует отчасти аллегорическому, отличаясь от него сознательным обращением в прошлое. Особое внимание Б. уделял проявлениям того или иного типа значения на формально-стилистическом и морфологическом уровнях. С т. зр. Б., наиболее адекватный метод изучения архитектуры как носителя значения - структуралистский. Концепция Б. была сформулирована в его основном труде «Средневековая архитектура как носитель значения» (1949) и повторена в качестве резюме в ст. «Иконология архитектуры» (1951). В своих работах Б. также наметил общий контур «иконологии орнамента» (Ikonologie des Ornaments und der Dekoration // Jb aKw. 1958/59. S. 232-258) и «иконологии материала» (Bemerkungen zu einer Ikonologie des Materials // Stjb. 1969. S. 75-100).
Критики Б. указывали на «внехудожественный» характер его «иконологии архитектуры», выводящей исследователя за пределы искусства, на недостаточное внимание к культовому, богослужебному, литургическому характеру средневек. архитектуры, обладающей также и сакральным значением. В свою очередь для Б. теория автономного развития художественных форм представлялась «фикцией», а искусство - всего лишь средством достижения человеком более значимых целей.
Соч.: Die Bauformen des Mittelalters. Bonn, 1949; Das Kunstwerk als Geschichtsquelle // DVjS. 1950. Bd. 24. S. 454-469; Mittelalterliche Architektur als Bedeutungsträger. B., 1951; Ikonologie der Architektur // JbÄaKw. 1951. S. 67-109; Zur Bedeutung der romanischen Apsis // WRJb. 1953. S. 28-46; Melancholie und Musik. Ikonographische Studien, Köln 1960; Das Kunstwerk als Gegenstand der Universalgeschichte // JbÄaKw. 1962. S. 146-166; Pablo Picasso: Les Demoiselles d'Avignon. Stuttg., 1965; Über das Deutsche in der deutschen Kunst // Das deutsche Volk: Von der Einheit seines Geistes. 1968. S. 126-147; Der Wandel der Materialbewertung in der Kunsttheorie des 19. Jh. // Beiträge zur Theorie der Künste im 19. Jh. Fr. a/M., 1971. S. 129-157; Kirchliche Kunst im 19. und 20. Jh. // Handbuch. d. Kirchengeschichte. Freiburg i. Br.; Basel; W., 1973. Bd. 4. S. 297-315; Das Kunstwerk und die Wirklichkeit // Bandmann G. u. a. Zum Wirklichkeitsbegriff. Mainz , 1974.
Лит.: Kunst als Bedeutungsträger: Gedenkschrift f. G. Bandmann. B., 1978 (там же см.: Lützeler H.: Zur Kunsttheorie von G. Bandmann.: Bibliogr.).
Свящ. Стефан Ванеян
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.