БЕЛЬТИНГ

БЕЛЬТИНГ

[нем. Belting] Ханс (р. 1935, Андернах), нем. историк и теоретик искусства, специалист по восточнохрист. искусству средневековья. Изучал археологию, историю и историю искусства в Риме и Майнце. В 1959 г. получил ученую степень по специальности история искусства. Продолжил образование в Гарвардском ун-те (занимался средневек. искусством в Дамбартон-Окс под рук. Э. Китцингера и О. Демуса). Защитил докт. дис. по средневек. искусству Беневента (1965; Studien zur beneventanischen Malerei, 1968), доцент Гамбургского ун-та (1966-1970), ординарный профессор Гейдельбергского ун-та (1970-1980); возглавлял кафедру истории искусства в Мюнхенском ун-те (1980-1992), профессор истории искусства и теории средневек. искусств Высшей школы дизайна в Карлсруэ (с 1992), приглашенный профессор в Гарвардском (1970, 1973, 1984), Колумбийском ун-тах (1989-1990), Коллеж де Франс (с 2002). Член ряда академий.

Научные интересы Б. затрагивают социологию и антропологию средневек. искусства (работа о роли публики в ср. века: Patronage in 13th Cent. in Constantinople. Dumbarton Oaks, 1978; Das Bild und sein Publikum im Mittelalter. B., 1981). В кн. «Конец истории искусства» (Das Ende der Kunstgeschichte. Münch., 1984) он развил идею Г. Зедльмайра о конце искусства в эпоху модернизма, выдвинув тезис и о конце науки об искусстве, ставшей экспериментом, но не на художественном, а на интеллектуальном уровне. Результатом общетеоретических и методологических исследований Б. стал фундаментальный труд «Образ и культ: Образ до эпохи искусства» (Bild und Kult: Das Bild vor dem Zeitalter der Kunst. M nch., 1990, 20005). Искусство, считает автор, появившееся в эпоху Возрождения как частный, кризисный вид художественной деятельности человека, направлено на создание образов. Б. опирается на широкое понятие образа, подчеркивая его субъективный и антропологический характер: человек создает свой образ, образы мира, людей и, наконец, Бога. Б. рассматривает иконопочитание не только с богословской и литургической, но и с социально-психологической т. зр. Книга отличается систематичностью подачи материала и полемическим изложением. Анализируя проблематику восточнохрист. искусства, Б. сравнивает вост. и зап. традиции искусства (не в пользу последней). Критики отмечают как характерную черту этой работы введение понятий «веры богословов» и «веры народных масс» (тезис о «силе образов и бессилии богословов»). Свойственный Б. метод переосмысления традиц. истории искусства наиболее ярко выражен в кн. «Невидимый шедевр: Совр. мифы об искусстве» (Das unsichtbare Meisterwerk: Die modernen Mythen d. Kunst. M nch., 1998). Автор рассматривает «культ искусства» как «религию прекрасного», возникшую в эпоху Возрождения в результате упадка подлинного сакрального искусства, исследует «историю идей», сопровождающих искусство, к-рое сначала стало объектом поклонения, а затем, оттесненное собственными техническими средствами («медиумами», по терминологии Б.), превратилось в «невидимый шедевр», в плод самообмана художников и историков искусства. В работе «Антропология образа: Набросок науки об образе» (2001) Б. продолжил развитие темы о разрыве в совр. культуре триады «человек-тело-образ», что, по мнению автора, влечет за собой утрату целостного образа самого человека.

Соч.: Oberkirche von San Francesco in Assisi. B., 1977; Jan van Eyck als Erzähler. Worms., 1983 (совм. с D. Eichberger); Giovanni Bellini, Pietа: Ikone und Bilderzählung in der venezianischen Malerei. Fr. a/M., 1985; Die Deutsche und ihre Kunst: Ein schwieriges Erbe. Münch., 1992; Die Erfindung des Gemäldes. Münch., 1995 (совм. с C. Kruse); Das Ende der Kunstgeschichte: Eine Revision nach zehn Jahren. Münch., 1995; Das Erbe der Bilder / Hrsg. H. B. Münch., 1998; Das Unsichtbare Meisterwerk: Die modernen Mythen der Kunst. Münch., 1998; Der zweite Blick: Bildgeschichte und Bildreflexion. Münch., 2000 (совм. с D. Kamper); Die Moderne und kein Ende // Klotz H. Die zweite Moderne. Münch., 1996; Bild-Anthropologie: Entwürfe für eine Bildwissenschaft. Münch., 2001.

Свящ. Стефан Ванеян


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "БЕЛЬТИНГ" в других словарях:

  • Бельтинг — Бельтинг  тяжёлая, очень плотная и прочная техническая ткань, изготовляемая в виде приводных ремней. Бельтинг, Ханс (род. 1935)  немецкий историк искусства и культуры, теоретик коммуникаций …   Википедия

  • БЕЛЬТИНГ — (от англ. belting приводной ремень) прочная хлопчатобумажная техническая ткань для изготовления конвейерных лент и прорезиненных приводных ремней …   Большой Энциклопедический словарь

  • бельтинг — сущ., кол во синонимов: 1 • ткань (474) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • бельтинг — Очень прочная тяжелая технич. ткань для изготовления траспортерных лент, прорезин. приводных ремней; используется как фильтровальная ткань. Б. выделывается из плотной крученой х. б. пряжи, а более прочные сорта б. — из искусств, волокон.… …   Справочник технического переводчика

  • БЕЛЬТИНГ — тяжёлая, очень плотная и прочная техническая ткань для изготовления конвейерных лент и прорезиненных многослойных приводных ремней …   Большая политехническая энциклопедия

  • бельтинг — (от англ. belting  приводной ремень), прочная хлопчатобумажная техническая ткань для изготовления конвейерных лент и прорезиненных приводных ремней. * * * БЕЛЬТИНГ БЕЛЬТИНГ (от англ. belting приводной ремень), прочная хлопчатобумажная техническая …   Энциклопедический словарь

  • бельтинг — (англ. belting приводной ремень) очень прочная и плотная хлопчатобумажная (иногда с синтетическими волокнами) техническая ткань, применяемая для изготовления конвейерных лент и прорезиненных многослойных приводных ремней. Новый словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Бельтинг — [belting] (от англ. приводной ремень) очень прочная тяжелая техническая ткань для изготовления траспортерных лент, прорезиненных приводных ремней; используется как фильтровальная ткань. Бельтинг выделывается из плотной крученой хлопчато бумажной… …   Энциклопедический словарь по металлургии

  • Бельтинг (ткань) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бельтинг. Бельтинг (от англ. belting  приводной ремень) или Бельтинговая ткань тяжёлая, очень плотная и прочная техническая ткань, изготовляемая в виде приводных ремней.… …   Википедия

  • Бельтинг, Ханс — Ханс Бельтинг (нем. Hans Belting, 7 июля 1935, Андернах)  немецкий историк искусства и культуры, теоретик коммуникаций. Содержание 1 Биография 2 Научные интересы …   Википедия

  • Бельтинг — (от англ. belting приводной ремень)         тяжёлая, очень плотная и прочная техническая ткань, изготовляемая в виде приводных ремней. Применяется для транспортёрных лент и прорезиненных многослойных приводных ремней. Вырабатывается полотняным… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»