- БЕСЕДНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Беседная икона Божией Матери с избранными святыми на полях. Кон. XVI в. (ГИМ)
Беседная икона Божией Матери с избранными святыми на полях. Кон. XVI в. (ГИМ)[Явление Богоматери и свт. Николая пономарю Юрышу] (празд. 14 авг., в предпразднство Успения Пресв. Богородицы). Иконография чудотворного образа связана с историей явления на Руси в 1383 г. Тихвинской иконы Божией Матери. В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» (кон. XVI в.) говорится о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской ц., построенной на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери. Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божией Матери освящении храма. Исполнив поручение, он возвращался обратно за день до праздника, когда в 3 верстах от храма ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней свт. Николая. Божия Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на Успенской ц. поставили не железный, а деревянный крест: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном», свт. Николай обещал дать знамение маловерным.Чудо с железным крестом. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. Сер. XVII в. (ГИМ)
Чудо с железным крестом. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. Сер. XVII в. (ГИМ)По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и безвредно опустил на землю, после чего был водружен деревянный крест. О значимости материала, из к-рого был сделан Крест Христов, говорится в Слове 51 свт. Амвросия Медиоланского: «На древе пригвождается Христос... дабы человек, как в раи древом сластолюбия прельщен, ныне древом так же и спасен был, и дабы тако та же материя, которая была причиною смерти, соделалась средством и ко спасению» (Новая скрижаль. СПб., 1853. Ч. 1. С. 56).Беседная икона Божией Матери (ц. во имя мч. Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл.). Кон. XVII в. (ГРМ)
Беседная икона Божией Матери (ц. во имя мч. Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл.). Кон. XVII в. (ГРМ) На месте чудесного явления Богоматери и свт. Николая была построена часовня во имя свт. Николая Чудотворца. Из соснового бревна, на к-ром сидела Богородица, сделали крест и поставили в часовне. Икона, изображающая это событие, была названа Беседной. В 1515 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича на месте чудесного явления был основан Беседный во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь.Сюжет Б. и. точно следует «Сказанию». Богоматерь предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами (икона кон. XVII в., ГРМ), с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери - свт. Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш. Вверху, в сегменте неба,- Спас Эммануил, благословляющий 2 руками. Фоном служат деревья, горки или стена, вызывающая ассоциации с Иерусалимской, иногда вдали изображается деревянный Успенский храм (икона XIX в., ГИМ). Образ Богоматери с крестом-посохом, символизирующим Древо Жизни и являющимся знаком Божественной силы и царской власти, встречается в V-IX вв. (солид имп. Евдоксии, 437-453 гг., фреска в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 741-752 гг., фреска подземной ц. св. Климента в Риме, VIII в., икона Богоматери «Милосердная» в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме, VIII в., и костяной рельеф IX в. каролингской школы из музея Метрополитен). Нередкие в древнерус. искусстве изображения Богоматери вместе со свт. Николаем восходят к древнегреч. тексту македон. эпохи о следовании свт. Николая в небесной иерархии прямо за Богоматерью: «Ибо единственный, кто удостоился чести стать после Владычицы всего сущего, он не перестает всем являться постоянно вместе с Нею» (цит. по: Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода, сер. XIII - нач. XV в. М., 1976. С. 245).
«Явление Юрышу» изображалось как клеймо на иконах Богоматери Тихвинской (сер. XVI в. из Благовещенского собора Московского Кремля, 60-х гг. XVI в. из Дмитрова (ЦМиАР), XVI в. (ГИМ), 1680 г., из Калуги (ЦМиАР) и др.), а также как самостоятельный сюжет (на иконах 2-й пол. XVI в. северных писем (ГИМ), 1-й пол. XVII в. (ЦМиАР), кон. XVII в. из ц. мучеников Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГРМ), кон. XVII в. (частное собрание в Нидерландах) и др.). Наибольшее распространение Б. и. в качестве самостоятельного сюжета получила на севере России в XVII в., что могло быть связано с известностью Тихвинского мон-ря и почитанием его главной святыни.
Лит.: Башуцкий А. П. Тихвинские мон-ри. СПб., 1854; Бередников Я. И. Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородичного большого муж. мон-ря. Тихвин, 1859; Якобсон А. Н. Описание Тихвинского Богородицкого большого первоклассного мон-ря с ист. сказанием о главной его святыне, чудотворной явленной иконе. Новгород, 1898; Шведское разорение в Тихвине, 1613-1913 гг. СПб., 1913; Книжные центры Древней Руси, XI-XVI вв. СПб., 1991; Из новых поступлений ЦМиАР. М., 1995, № 10, 13; Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. М., 1999.
Е. Н. Тарасова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.