БЕСПЛОДИЕ

БЕСПЛОДИЕ

[греч. ἀκαρπία, букв.- лишенность способности приносить плод], в Свящ. Писании употребляется как в прямом, так и в переносном значении. Принесение плода - наивысшая степень развития органических существ, плод является осуществлением способности воспроизводства жизни. Эта способность дарована Богом в творении (Быт 1. 11) по благодати и милости Божией (Втор 7.13; 28. 4; Пс 126. 3).

Чадородие в ветхозаветном сознании соответствовало Божиему обетованию Аврааму о бесчисленном потомстве - народе израильском (Быт 13. 16), поэтому Б. воспринималось как препятствие к осуществлению этого замысла Божия, как безусловное зло и постыдное наказание (Быт 30. 2; 1 Цар 1. 1 сл. и др.). В этой связи понятны сетования Авраама (Быт 15. 2 cл.), а также горестные слова Рахили, обращенные к мужу: «Дай мне детей, а если не так, я умираю» (Быт 30. 1). Сара (Быт 16. 2), так же, как и ее невестка Рахиль, следуя обычаю, восходящему к своду законов Хаммураппи, дает мужу одну из своих служанок, чтобы та «родила на колени» ее (Быт 30. 1-8). Так же поступила и Лия, жена Иакова, когда она временно перестала рожать (Быт 30. 9-13). Человеческие уловки преодоления Б. имели целью передать приемным сыновьям те же права, какие принадлежат непосредственным потомкам, однако в полной мере победить Б. может только один Бог (Быт 29. 31; 30. 22; Исх 23. 26; Втор 7. 14). Только Господь, зная «отчаяние бесплодия», избавляет от него таких праведников, как Иоаким и Анна, родителей Пресв. Богородицы (Theod. Stud. Homilia in Nativitatem Mariae // PG. 96. Col. 685). Смысл Б. постепенно приоткрывался в ВЗ. Подробное изложение обстоятельств Б. Сары и рождения Исаака показывало, что человек ВЗ воспринимал Бога не в качестве безличной Силы или Закона, а как Личность, взаимоотношения с к-рой могут быть только на основе надежды и веры. Истолковывая эти события, ап. Павел говорит, что Бог через Б. устанавливает личностно-благодатные, а не природно-законные взаимоотношения с людьми (Рим 4. 18-24). Человек должен признать свое бессилие и с верою исповедать, что только Бог - источник всякого блага. Это признает Анна, освободившись от Б. (1 Цар 2. 1-11): «...бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает» (1 Цар 2. 5; ср.: Пс 112. 9). Бездетность прор. Иеремии становится символом Б. народа, погрязшего в грехе (Иер 16); возвращение милости Божией к народу израильскому, к-рый принес покаяние в Вавилонском плену, прор. Исаия передает словами: «Возвеселись, неплодная, нерождающая... потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь» (Ис 54. 1).

В послепленный период постепенно признается ценность плодовитости иной, чем плотская. Если установления Закона по существу исключали евнухов из состава народа, приравнивая их к незаконнорожденным и язычникам (Втор 23. 1-3), то впосл. появляется иное понимание: «...Господь так говорит об евнухах: которые… крепко держатся завета Моего, тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится» (Ис 56. 4-5). Тем самым утверждается необязательность потомства для добродетельной жизни. В очах Божиих физическая плодовитость не главное, что определяет достоинство человека. О неплотском понимании Б. идет речь в Книгах премудрости: «Лучше один праведник, нежели тысяча грешников, и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых» (Сир 16. 3-4); «Блаженна неплодная, неосквернившаяся... Она получит плод при воздаянии святых душ. Блажен и евнух, не сделавший беззакония рукою... Лучше бездетность с добродетелью, ибо память о ней бессмертна» (Прем 3. 13 сл.; 4. 1).

НЗ совершенно исключает прежнее понимание Б.: Христос призывает идти за Ним «скопцов, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф 19. 12). Девство в христианстве почитается уже как высокий плод добродетельной жизни с Богом: ап. Павел провозглашает «хорошо человеку оставаться так» (1 Кор 7. 26), т. е. безбрачным, одному, без детей (ср.: Быт 2. 18). Но, отдавая предпочтение безбрачию (бесчадию), позволяющему христианину отдавать всего себя Господу, НЗ признает брак и рождение детей в этом браке: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор 7. 8-9). Дети, рожденные в христ. браке,- «святы» (1 Кор 7. 14). НЗ приносит различные понимания Б. в переносном смысле, к-рые составили богатую традицию в христианстве. «...Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3. 10; Лк 3. 9), «всякое дерево познается по плоду своему» (Мф 7. 17-19; Лк 6. 43-44). Б. Елисаветы, родственницы Пресв. Богородицы (Лк 1. 5-7, 25), и ее поздняя беременность воспринимаются как знамение величия и благости Божией. Евангельские притчи о Царстве Божием также иносказательно говорят о плодоношении и Б. (Мф 13. 2-52; Лк 13. 18-19). Виноградарь уговаривает хозяина оставить еще на год бесплодную смоковницу, «не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк 13. 9). Злые виноградари не хотят отдать плодов хозяину, за что преданы смерти (Мф 21. 33-41; Мк 12. 1-9; Лк 20. 9-16). Сам Христос говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Я есмь лоза, а вы - ветви» (Ин 15. 1-2, 5). Незадолго до завершения Своего земного служения Христос совершает таинственное проклятие бесплодной смоковницы: «...Ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф 21. 19). По мнению большинства христ. толкователей, Б. смоковницы является указанием на Б. синагоги и живущих по делам Закона (Orig. In Matth. 16. 26; Сyr. Alex. In Luc. (caten.) // PG. 72. Col. 764; Aug. Sermo 211). По словам блж. Августина, и Церковь, будучи в истории «некогда бесплодной, ныне увеселяется бо́льшим числом сынов, чем известная синагога» (Aug. De consensu Evangelistarum. I 32. 49).

Прот. Михаил Дронов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "БЕСПЛОДИЕ" в других словарях:

  • Бесплодие — МКБ 10 N46.46., N97.097.0 МКБ 9 606606 …   Википедия

  • БЕСПЛОДИЕ — БЕСПЛОДИЕ, неспособность зрелого организма производить потомство. Причиной Б. могут быть ненормальности либо в половых железах, либо в половых проводящих путях. Б. наблюдается как в том случае, когда ненормальности имеют место только у мужчины… …   Большая медицинская энциклопедия

  • бесплодие — 1. неплодие (устар.) 2. см. неплодородность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. бесплодие …   Словарь синонимов

  • БЕСПЛОДИЕ — БЕСПЛОДИЕ, неспособность к воспроизводству. У женщин это может быть обусловлено неспособностью к овуляции (выходу ЯЙЦЕКЛЕТКИ из яичника для ОПЛОДОТВОРЕНИЯ), закупоркой ФАЛЛОПИЕВЫХ ТРУБ или внутриматочными заболеваниями. У мужчин может быть из за… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • БЕСПЛОДИЕ — БЕСПЛОДИЕ, неспособность зрелого организма производить потомство. Причинами бесплодия могут быть нарушения в репродуктивной системе как одного, так и обоих супругов: отсутствие живых сперматозоидов в семени, аномалии строения и воспалительной… …   Современная энциклопедия

  • БЕСПЛОДИЕ — неспособность зрелого организма производить потомство. У человека бесплодным считается брак, при котором беременность не наступает в течение 2 лет половой жизни без применения средств контрацепции. Причины бесплодия: отсутствие живых… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Бесплодие — см. Плод (I) см. Дети (II) …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • БЕСПЛОДИЕ — БЕСПЛОДИЕ, бесплодия, мн. нет, ср. 1. О женщине или о самке животного: неспособность производить потомство. 2. О почве: истощенность, неплодородие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Бесплодие — БЕСПЛОДИЕ, неспособность зрелого организма производить потомство. Причинами бесплодия могут быть нарушения в репродуктивной системе как одного, так и обоих супругов: отсутствие живых сперматозоидов в семени, аномалии строения и воспалительной… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Бесплодие — 1. неспособность производить потомство; 2. сниженная или низкая способность производить потомство – относительное бесплодие; 3. искусственно вызванная неспособность производить потомство. Может принимать эпидемические масштабы. Так, масса женщин… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • БЕСПЛОДИЕ — Агнус кастус, 3х, 3 ибвр бесплодие, скудные менструации, бели, оставляющие желтые пятна на белье. Характерны общая слабость, сильный зуд тела, особенно головы и лица, угнетенное, мрачное настроение, недовольство собой и окружающими.Аристолохия, 3 …   Справочник по гомеопатии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»