- «БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК»
1) журнал (1892-1918), 2) сборник научных трудов (с 1993).
1. Инициатором издания «Б. в.» был ректор МДА архим. (впосл. митр.) Антоний (Храповицкий). В кон. 1891 г. на новое издание было получено разрешение Святейшего Синода, цензура журнала возложена на ректора МДА. «Б. в.» заменил ж. «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе», издававшийся при МДА с 1843 г. В 1892-1914 гг. выходило 11 номеров в год (номер за июль-август был сдвоенным), с 1914 г. число сдвоенных номеров возросло. Общее направление журнала определяла академическая корпорация, избиравшая редактора. Первым редактором «Б. в.» был проф. П. И. Горский-Платонов, затем журнал редактировали: проф. В. А. Соколов (июнь 1893 - окт. 1898), проф. А. А. Спасский (нояб. 1898 - февр. 1903), проф. И. В. Попов (март 1903 - нояб. 1906), проф. И. Д. Андреев (дек. 1906 - окт. 1907), проф. А. И. Покровский (нояб. 1907 - авг. 1909), доцент А. П. Орлов (сент.-окт. 1909), проф. Н. А. Заозерский (нояб. 1909 - сент. 1912), проф. свящ. П. А. Флоренский (сент. 1912 - май 1917), проф. М. М. Тареев (май 1917 - март 1919). «Б. в.» печатался в Сергиево-Посадском отд-нии Московской типографии А. И. Снегирёвой, позднее - в типографии Троице-Сергиевой лавры. Его тираж в 1892 г. составлял 2400 экз., в 1893-1911 гг.- 1500-1800 экз., с 1912 г.- 800-900 экз. Основными подписчиками были представители белого духовенства (городского и сельского), а также духовные школы.
«Б. в.» имел следующие разделы: творения св. отцов; богословские, философские и исторические исследования; материалы о совр. церковной жизни и хроника МДА; критика и библиография; приложения (материалы магистерских и докторских диспутов, протоколы заседаний Совета академии, каталог академической б-ки).
Из святоотеческого наследия в «Б. в.» в 1892-1911 гг. были опубликованы переводы толкований свт. Кирилла Александрийского на ветхозаветные пророческие книги (пер. П. С. Казанского, А. А. Жданова, М. Д. Муретова), в 1892-1894 гг.- 10 гомилий свт. Астерия, митр. Амасийского (пер. и прим. Муретова), в 1895-1897 гг. перевод толкования прп. Ефрема Сирина на Четвероевангелие и Послания св. ап. Павла (пер. и прим. Муретова и Спасского). В переводе Андреева были напечатаны неск. сочинений К-польского Патриарха свт. Никифора I: «Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры» (1900-1903), «Краткая история со времени после правления Маврикия» (1903-1904), «Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия Мамоны против спасительного воплощения Бога Слова» (1904-1907). В 1916-1917 гг. в «Б. в.» печатались «Вопросо-ответы к Фалассию» прп. Максима Исповедника (пер. С. Л. Епифановича).
Среди наиболее значительных публикаций 2-го раздела «Б. в.» - статьи Муретова по новозаветному богословию и экзегетике, в т. ч. «Очерки из новейшей истории экзегезы и критики Нового Завета» (1892. № 6-9, 12; 1893. № 2, 4, 10; 1894. № 10-11), работы по патрологии Попова («Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского» (1902. № 12; 1904. № 3, 5), статьи о блж. Августине (1915. № 2, 4, 7/8, 9; 1916. 3/4, 5) и др.), исследования Спасского, посвященные догматическим движениям III-IV вв. Большое внимание в издании уделялось вопросам естественнонаучной апологетики. Наиболее весомым вкладом в этом отношении были работы С. С. Глаголева: «Чудо и наука» (1893. № 6), «Конец земли» (1894. № 4, 11), «Мнимое открытие (Pithecanthropus erectus)» (1896. № 10) и др.
В отделе общецерковной истории «Б. в.» увидели свет труды Андреева «Св. Герман, Патриарх Константинопольский» (1897. № 5, 9) и «Св. Тарасий, Патриарх Константинопольский» (1899. № 6-8). Сотрудничал с «Б. в.» Е. Е. Голубинский, опубликовавший в журнале кн. «История канонизации святых в русской Церкви» (1894. № 6-10), а также ряд статей по истории раскола (1892. № 1-4; 1893. № 8; 1895. № 3, 4). В 1908-1911 гг. в журнале печаталась работа Н. Ф. Каптерева «Патриарх Никон и Алексей Михайлович», в к-рой автор попытался взглянуть на полемику между православными и старообрядцами с исторической т. зр. В «Б. в.» печатались работы по литургике и церковной археологии, среди к-рых значительное место занимают труды А. П. Голубцова «О древнейших изображениях Божией Матери» (1897. № 1), «О причинах и времени замены гласного чтения литургийных молитв тайным» (1905. № 9), «Литургия в первые века христианства» (1913. № 7-8, 10, 12). Среди воспоминаний и писем самой обширной публикацией была «Хроника моей жизни» архиеп. Саввы (Тихомирова).
Значительное число материалов в «Б. в.» было посвящено совр. жизни правосл. Церквей: «Из церковной жизни южных славян» Г. А. Воскресенского (1893. № 3, 8, 9; 1894. № 5; 1895. № 2, 4, 12); «На Дальнем Востоке: (Письма японского миссионера)» архим. (буд. Патриарха) Сергия (Страгородского) (1895. № 9, 11; 1896. № 1-5, 7, 8-12). В этом же разделе печатались статьи и заметки о католичестве и протестантизме, среди них - «Католичество в Германии» В. И. Богданова (1909. № 7-8, 9, 12; 1904. № 3, 7-8; 1905. № 6; 1907. № 9, 10) и др.
После назначения 28 сент. 1912 г. редактором свящ. Павла Флоренского издание стало тематически более разнообразным, в «Б. в.» начали активно публиковаться материалы, посвященные вопросам религ. философии и культурологии. В журнале увидели свет статьи «Письма о христианском Риме» (1912. № 11, 12. 1913. № 1, 9), «Природа мысли» (1913. № 3-5) и «Природа научной мысли» (1914. № 1, 2) В. Ф. Эрна, «Повести о перевоплощениях Готамо-Будды и их значение в истории развития буддизма» (1912. № 11, 12) и «Индусский аскетизм в добуддийский период» (1914. № 1-3) В. А. Кожевникова, «Эллинизм и Церковь» (1913. № 9), «Идея Церкви в поэзии Владимира Соловьёва» (1915. № 1, 2) и «Гёте и христианство» (1917. № 2, 4/5) С. М. Соловьёва, «Пределы гносеологии» (1913. № 1), «Напластования эгейской культуры» (1913. № 6), «Приведение чисел» (1916. № 6) свящ. П. Флоренского и др. В «Б. в.» публиковались многочисленные архивные материалы, в т. ч. письма свт. Филарета (Дроздова) (1912. № 12), свт. Игнатия (Брянчанинова) (1913. № 7/8, 11. 1914. № 1-4), К. Н. Леонтьева (1912. № 9, 12. 1914. № 1, 3, 4, 6, 12. 1915. № 1), Вл. С. Соловьёва (1912. № 11. 1915. № 9. 1916. № 1), материалы об А. М. Бухареве (1915. № 10/12. 1917. № 2/3, 4/5). В приложении к журналу был впервые издан труд Бухарева «Исследования Апокалипсиса» (1913. № 1-1916. № 6), начаты публикации «Из лекций по Св. Писанию Ветхого Завета» Жданова (1914. № 1-1918. № 10/12), Полного собрания резолюций свт. Филарета, митр. Московского (1917. № 1, 6/7, 8/9. 1918. № 1/2, 3/5).
В 1917 г. направление журнала изменилось в связи с тем, что в академической корпорации начали преобладать либеральные настроения, 4 мая 1917 г. редактором «Б. в.» был избран Тареев. Среди публикаций «Б. в.» в 1917-1918 гг.- исследование архиеп. Антония (Храповицкого) «Догмат искупления» (1917. № 8/9, 10/12), статья сщмч. прот. Александра Туберовского «Ценность религии» (1918. № 3/5), лекции Тареева «Новое богословие» (1917. № 6/7, 8/9) и его статьи «Церковь и богословие» (1917. № 10/12), «Идеология социализма» (1918. № 1/2, 3/5, 6/9). Последний номер журнала вышел в кон. 1918 г. (№ 10/12). 2 марта 1919 г. Правление МДА приняло постановление о прекращении «Б. в.» в связи с невозможностью продолжать его издание.
Лит.: Указатель к журналу «Богословский вестник»: 1-е десятилетие, 1892-1901 гг. Серг. П., 1903; Указатель к журналу «Богословский вестник»: 2-е десятилетие, 1902-1911 гг. Серг. П., 1912; Андроник (Трубачёв), иером. Свящ. Павел Флоренский - профессор МДА и редактор «Богословского вестника» // БТ. 1986. Юбил. сб. к 300-летию МДА. С. 226-246; 1987. Сб. 28. С. 290-314; Мат-лы к «Богословско-церковному словарю» // БТ. 1987. Сб. 28. С. 347-349; Гумеров А., свящ. Три четверти века академического богословия // БВ. 1993. Вып. 1. С. 21-39; Андреев. Христианская периодика. С. 21; Голубцов С., протодиак. Из истории «Богословского вестника» // БВ. 1998. Вып. 2. С. 20-38.
Свящ. Афанасий Гумеров
2. В 1993 г. было возобновлено издание «Б. в.» при МДА как сборника научных трудов. Первым редактором сборника стал проф. МДА А. И. Осипов (1993-1996), затем редактором «Б. в.» являлся доцент МДА Н. К. Гаврюшин (1998-2002), с 30 авг. 2002 г. архиеп. Верейский Евгений (Решетников). В № 1, открывающемся Обращением к читателям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, рассматриваются задачи академического богословия и возрожденного «Б. в.», основная тематика и содержание «Прибавлений к творениям святых отцов» (1843-1891) и «Б. в.» (1891-1918), христ. понимание смерти и обожения. В сборнике также помещены 2 публикации: отрывок из записок митр. Вениамина (Федченкова) и Определения и постановления Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. Выпущенный в 1996 г. № 2 был юбилейным (МДАиС в 1996 отмечали 50-летие своего возрождения) и в основном содержал обзоры истории МДА. В 1998 г. вышел очередной том (Вып. 1), в к-ром представлены статьи по богословию, церковной истории, рус. религ. философии. Во 2-м выпуске за 1998 г. опубликованы статьи, в к-рых исследовались история «Б. в.» в дореволюционные годы, синодальное издание рус. перевода Библии, значение и место науки в системе академического богословия, проблемы рус. агиографии; опубликованы материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА. В 2000 г. вышел 3-й выпуск сборника, в к-ром помещены воспоминания проф. МДА К. Е. Скурата, статьи по истории культурных связей Сербии и России, миссионерской деятельности Церкви на территории Марийского края, о времени и месте крещения равноап. кн. Владимира и киевлян, статьи о зап. «традиционализме» и т. д. Среди авторов «Б. в.» (1993-2000) - преподаватели и студенты МДА, церковные и светские ученые, в т. ч. архим. Платон (Игумнов), архим. Давид (Кораблёв), игум. (впосл. епископ) Георгий (Данилов), игум. Никон (Смирнов), свящ. Афанасий Гумеров, протодиак. Сергий Голубцов, Гаврюшин, М. М. Дунаев, А. Б. Зубов, Осипов и др.
М. С. Иванов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.