БРАТЬЯ ГОСПОДНИ


БРАТЬЯ ГОСПОДНИ

[греч. οἱ ἀδελφοὶ τοῦ Κυρίου], неоднократно упоминаемые в НЗ родственники Иисуса Христа, игравшие впосл. большую роль в жизни первохрист. Церкви. Следуя евангельской истории, первое упоминание братьев Иисуса относится к событию, когда после совершения чуда в Кане Галилейской Иисус пришел в Капернаум: «Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его» (Ин 2. 12). Синоптические Евангелия упоминают братьев Иисуса в рассказе о том, как во время одной из Его проповедей в Галилее «Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним», и в ответ на замечание Его слушателей об этом Иисус сказал: «кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф 12. 46-49; Мк 3. 31-35; Лк 8. 19-21). Упоминаются и имена 4 братьев Иисуса, а также сестры в рассказе о том, как жители Назарета, называемого в евангелиях «отечеством» Иисуса, удивляясь Его учению, восклицали: «не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?» (Мф 13. 55-56; Мк 6. 3). Евангелист Иоанн сообщает, что перед праздником кущей братья призывают Иисуса идти в Иудею и «явить Себя миру», хотя отмечает, что «братья не веровали в Него» (Ин 7. 3-10). Однако по Вознесении Господнем апостолы пребывали в Иерусалиме уже вместе «с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян 1. 14).

Дважды упоминает о братьях Иисуса ап. Павел, и именно в его посланиях впервые появляется выражение «Б. Г.» (οἱ ἀδελφοὶ τοῦ κυρίου). В 1 Кор 9. 5, рассуждая об апостольской власти, ап. Павел наряду с «прочими апостолами» и Кифой (т. е. ап. Петром) упоминает и Б. Г. В Гал 1. 19 он сообщает, что в первое свое посещение Иерусалима после обращения ко Христу он помимо Петра не видел никого из апостолов, кроме Иакова, брата Господня, к-рый, по свидетельству этого же послания, почитался одним из «столпов» иерусалимской христ. общины (Гал 2. 9).

помимо имен 4 братьев в дальнейшем встречаются имена 2 сестер: в апокрифической «Истории Иосифа плотника» (ок. 400) их имена Лисия и Лидия (гл. 2) (Morenz S. Die Geschichte von Joseph dem Zimmermann. B., 1951. S. 2; согласно изданию Тишендорфа - Ассия и Лидия (Evangelia apocrypha / Hrsg. C. von Tischendorf. L., 18762. S. 122 f.). Св. Епифаний Кипрский приводит др. имена: Мария или Анна и Саломея (Ancor. 60; Panarion 78. 8). Имя 2-го брата Иисуса в традиции передается неодинаково: Иосий - Иосиф - Иуст (История Иосифа плотника. 2; по изд. Тишендорфа).

Согласно церковному Преданию, Б. Г. Иаков и Иуда являются авторами надписанных их именами посланий, вошедших в канон НЗ. В раннехрист. традиции отмечается роль, к-рую играли родственники Иисуса в Иерусалимской Церкви. Иаков был первым епископом Иерусалимской Церкви (Euseb. Hist. Eccl. II 1. 10-17; 3. 11).

Новозаветные свидетельства о Б. Г. ставят 2 проблемы: о принадлежности их к числу 12 апостолов и о степени их родства с Иисусом. Хотя 1 Кор 9. 5 и Гал 1. 19, упоминающие Б. Г. рядом с апостолами, допускают различные толкования, однако недвусмысленное указание Ин 7. 5 на неверие братьев в тот период евангельской истории, когда круг 12 апостолов уже был установлен (ср.: Ин 6. 67-71), а также тот факт, что в Ин 2. 12 и Деян 1. 14 братья особо упоминаются наряду с учениками, а не в их числе, делают их принадлежность к числу 12 апостолов маловероятной. Даже если понимать свидетельство 1 Кор и Гал в том смысле, что Б. Г., и в частности Иаков, являются «апостолами», это не дает подтверждения их принадлежности к кругу 12, т. к. в НЗ апостолами именуются и не принадлежащие к 12 проповедники, такие как сам Павел и Варнава (Деян 14. 4, 14; ср.: Рим 16. 7 об Андронике и Иунии). Известные по Евангелиям имена Б. Г. встречаются в списках 70 апостолов, определенную трудность представляет отождествление Симона - Симеона.

В древности существовали 3 т. зр. на проблему степени родства Б. Г. с Иисусом. В IV в. еретики-антимариане и лат. автор Гельвидий утверждали, что Б. Г. являются детьми Иосифа Обручника и Марии, родившимися после Иисуса (того же мнения придерживался и Тертуллиан - Adv. Marcion. 4. 19). Этот взгляд, разделяемый в наст. время мн. протестант. экзегетами, противоречит учению Церкви о Приснодевстве Марии (см. ст. Богородица) и свидетельству большинства древних церковных писателей. Он не может быть обоснован и текстами НЗ. То, что Иисус назван Первенцем Марии (Мф 1. 25; Лк 2. 7), не означает, что у Нее непременно должны были родиться после Иисуса и др. дети, ибо в Библии «первенцем» (πρωτότοκος; евр.    ) называется все «разверзающее ложесна» вне зависимости от наличия дальнейшего потомства (ср.: Исх 12. 29; 13. 2; 34. 19; Числ 8. 16-17). греч. ἕως, соответствующее древнеевр. обороту с предлогом   (слав. дондеже), в библейском словоупотреблении может обозначать не временное ограничение, а подлеполагание или прямую одновременность событий (ср.: Быт 28. 15; Пс 109. 1; Ис 46. 4; 2 Цар 6. 23). Мысль евангелиста Матфея может быть передана т. о.: Иосиф не знал Марии, а Она тем временем родила Сына Своего Первенца (ср.: Синодальный перевод: «Иосиф не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего...»). Неск. высокомерное отношение Б. Г. к Иисусу (Ин 7. 3-5; ср.: Мк 3. 21) вряд ли мыслимо в вост. семье, если они были младше Его. К тому же, то, что при Кресте не упоминаются Б. Г. и Мария вверяется Господом попечению возлюбленного ученика (Ин 19. 25-26), трудно объяснить при предположении, что Б. Г. являлись Ее родными детьми.

В полемике с воззрением еретиков высказал свое суждение о Б. Г. блж. Иероним (Adv. Helvid. 13 f.). Его т. зр. с небольшими модификациями стала впосл. общепринятой среди католич. экзегетов, а с XIX в. была распространена и среди протестант. ученых. Согласно блж. Иерониму, Иосиф Обручник оставался девственником (ibid. 19), а Б. Г. являются двоюродными братьями Иисуса. Их отцом полагается Клеопа, а матерью - одна из жен-мироносиц, Мария Клеопова (Ин 19. 25; ср.: Лк 24. 18; она же - Мария - мать Иакова и Иосии (Мф 27. 56; Мк 15. 40)), к-рая на основании Ин 19. 25 рассматривается как сестра Марии, Матери Иисуса (Zahn. S. 320-325; Blinzler. Brüder Jesu. S. 143 f.). При этом имена Клеопа и Алфей трактуются как разные формы одного и того же арам. имени    , а Иаков, брат Господень, отождествляется с апостолом от 12 Иаковом Алфеевым. Впосл. в зап. традиции с одноименными апостолами из числа 12 были отождествлены также Б. Г. Симон и Иуда. Само именование их «братьями» при таком взгляде не создает трудностей, т. к. в Библии слово «брат» ( ) может означать двоюродного брата, племянника и вообще близкого родственника (Быт 13. 8; 14. 14; 29. 12, 15; 31. 32, 46; Лев 10. 4; 4 Цар 10. 13; 1 Пар 23. 22). Совпадение имен 2 сестер (т. е. Марии, матери Иисуса, и Марии Клеоповой) также не невозможно. Однако отождествление имен Клеопа и Алфей филологически весьма сомнительно, а включение Б. Г. в число 12 апостолов по указанным выше причинам представляется необоснованным.

Подавляющее большинство писателей Вост. Церкви, а также зап. авторы св. Иларий Пиктавийский, св. Амвросий Медиоланский и Амброзиастер придерживались того убеждения, что Б. Г.- это дети Иосифа Обручника от первого брака. Самое раннее свидетельство в пользу этой т. зр. находится в апокрифическом протоевангелии Иакова (8. 3; 9. 2; 17. 1 f.; Zahn. S. 309). Наиболее подробно она обоснована св. Епифанием Кипрским (Epiph. Panarion. 7-9, а также Euseb. Hist. Eccl. II 1. 2; Theoph. Bulg. In Matth. 13. 56): Иосиф вступил в брак с совсем юной Марией, будучи человеком преклонного возраста и вдовцом, имеющим детей от первого брака. В плотские супружеские отношения с давшей обет целомудрия Марией Иосиф не вступал, а жил с Ней как хранитель Ее девства. Б. Г., т. о., оказываются сводными братьями Иисуса и не включаются в число 12 апостолов. Хотя эта т. зр. основана на таких положениях, к-рые не имеют никакого отражения в тексте НЗ, ее достоинством можно считать то, что она не вступает в прямое противоречие с новозаветными свидетельствами. Подобная т. зр. на решение проблемы родства Б. Г. с Иисусом, отраженная и в литургических текстах правосл. Церкви, наиболее удовлетворительна.

Лит.: Zahn Th. Brüder und Vettern Jesu. Lpz., 1900. S. 225-364. (Forschungen z. Geschichte d. NT Kanons; Bd. 6); Георгий (Ярошевский), иером. Соборное послание св. ап. Иакова. К., 1901. С. 22-55; он же. Теория проф. А. П. Лебедева о братьях Господних. Х., 1907; Глаголев А. Братья Господни // ПБЭ. Т. 2. Стб. 1113-1126; Лебедев А. П. Братья Господни. М., 1905; Глубоковский Н. Н. Благовестие христианской свободы в послании св. Ап. Павла к Галатам. София, 1935. М., 1999р. С. 89-98; Soden H. F., von. ἀδελφός // ThWNT. Bd. 1. S. 144-146; Σιότης Μ. Α. Τὸ πρόβλημα τῶν ἀδελφῶν τοῦ ᾿Ιησοῦ. ᾿Αθῆναι, 1950; Mensbrugghe A., van der. The Relatives of Our Lord // Sobornost. 1952. Vol. 11. P. 483-494; Blinzler J. Simon der Apostel, Simon der Herrenbruder und Bischof Symeon von Jerusalem // Passauer Stud.: Festschr. f. Bischof S. Landsdorfer. Passau, 1953. S. 25-55; idem. Die Brüder und Schwestern Jesu. Stuttg., 19672; Crossan D. L. Mark and the Relatives of Jesus // NT. 1973. Bd. 15. S. 81-113; Lambrecht J. The Relatives of Jesus in Mark // ibid. 1974. Vol. 16. P. 241-258; Oberlinner L. Historische Überlieferung und christologische Aussage: Zur Frage der «Brüder Jesu» in der Synopse. Stuttg., 1975; Mary in the New Testament / Ed. R. E. Brown et al. Phil.; N.Y., 1978; Gilles J. Les «frères et sœurs» de Jésus. P., 1979; Jacobs H. E. Brothers of the Lord // The Intern. Standard Bible Encyclopedia. Grand Rapids, 1989. Vol. 1. P. 551-552.

А. С. Небольсин


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "БРАТЬЯ ГОСПОДНИ" в других словарях:

  • Братья Господни — Рембрандт. «Святое семейство» Деспосини (греч. δεσπόσυνος «те, кто принадлежат Господу») греческий термин для обозначения кровных сродников Иисуса Христа (Мк.3:21 и 3:31). Эбиониты включали в состав ближних Иисуса только его мать Марию, отца… …   Википедия

  • Братья Господни — – в Св. Писании нередко упоминается о братьях Господа Иисуса Христа (Мф. 10, 3; 12, 46 48; 13, 55; 28, 10; Марк. 3, 32; 6, 3; Лук. 6, 15; 8, 19; Иоан. 2, 12; 7, 3 5; Деян. 1, 14; 1 Коринф. 9, 5; Гол. 1, 19) и прямо именуются братьями его:… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • БРАТЬЯ ГОСПОДНИ — см. Родословие Иисуса Христа в Евангелиях …   Библиологический словарь

  • РОДОСЛОВИЯ ИИСУСА ХРИСТА В ЕВАНГЕЛИЯХ И «БРАТЬЯ ГОСПОДНИ» — Родословия Христа содержатся в Мф 1:1–I6 и в Лк 3:23–38. По общему мнению толкователей, эти два родословия, подобно другим библ. генеалогиям, преследовали определ. богосл. цель. В данном случае евангелисты хотели наглядно подчеркнуть мессианское… …   Библиологический словарь

  • Сродники Господни — Рембрандт. «Святое семейство» Деспосини (греч …   Википедия

  • ИУДА — [греч. ᾿Ιούδας] (I в.), брат Господень (пам. 19 июня; пам. зап. 28 окт.), отождествляется в правосл. традиции с апостолами от 12 Иудой Иаковлевым и Фаддеем Леввеем и с автором Иуды послания. В НЗ существует 4 варианта списков 12 апостолов (Мф 10 …   Православная энциклопедия

  • ЛЕБЕДЕВ А.П. — Алексей Петрович (1845–1908), рус. правосл. историк Церкви. Род. в семье сел. священника Моск. губернии; окончил МДА (1870); ученик прот.*Горского. Докторская диссертация Л. посвящена истории *Вселенских соборов 4 и 5 вв. и их связи с… …   Библиологический словарь

  • Иаков "Праведный" и вопрос о "братьях Господних" — – в Евангелиях часто встречается упоминание о братьях Господних , упоминаемых иногда и поименно, и сестрах, имена которых в новозаветных книгах не отмечаются. Из двух почти одинаковых свидетельств (Мф. 13, 54 56; Мрк. 6, 3) мы достоверно… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Симеон (апостол от 70) — …   Википедия

  • ИОСИФ ОБРУЧНИК — Прав. Иосиф Обручник и отрок Иисус Христос. Икона. Ок. 1850 г. (Археологический музей в Варне, Болгария) Прав. Иосиф Обручник и отрок Иисус Христос. Икона. Ок. 1850 г. (Археологический музей в Варне, Болгария) [греч. ᾿Ιωσὴφ ὁ μνηστὴρ; лат. Ioseph …   Православная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «БРАТЬЯ ГОСПОДНИ» >>