- БРОНЗОВ
А. А. Бронзов. Фотография. Нач. XX в.
А. А. Бронзов. Фотография. Нач. XX в. Александр Александрович (7.08.1858, с. В. Чужбой Белозерского у. Новгородской губ.-1936/37, Ленинград), богослов, церковный историк, публицист. Род. в семье псаломщика. Окончил Белозерское ДУ (1873), Новгородскую ДС (1879) и СПбДА (1883). С 1883 г. преподавал Свящ. Писание, нем. и древнеевр. языки, библейскую историю в Курской ДС. В 1885 г. защитил магист. дис. «Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учениям о нравственности пред лицом Евангелия», в к-рой показал генетическую связь системы Фомы Аквинского с учением Аристотеля и их принципиальное различие, поскольку этика Аристотеля противоречит нравственным принципам Евангелия. С 1886 г. Б. преподавал греч. язык (в нек-рые периоды Свящ. Писание и лат. язык) в С.-Петербургской ДС, выполнил ряд переводов с греч. языка. С 1894 г. доцент на кафедре нравственного богословия СПбДА, с 1897 г. экстраординарный профессор, с 1902 г. ординарный профессор, в окт. 1903 - июне 1906 г. член правления СПбДА.В 1901 г. Б. представил к защите на соискание докторской степени дис. «Преподобный Макарий Египетский» (1899. Т. 1), в к-рой проанализировал относящиеся к биографии преподобного источники и рассмотрел вопрос о подлинности приписываемых прп. Макарию Великому (Египетскому) творений. Ученый стремился показать, что нравственное учение занимает центральное место в сочинениях прп. Макария. Несмотря на отрицательные отзывы рецензентов В. В. Болотова и Т. А. Налимова и решение Совета СПбДА, Б. получил степень д-ра богословия указом Святейшего Синода от 5 апр. 1901 г. по ходатайству С.-Петербургского митр. Антония (Вадковского) и отзыву Киевского митр. Феогноста (Лебедева). Докт. диссертация Б. была отмечена Макария (Булгакова), премией. 2-й т. исследования о прп. Макарии Египетском был подготовлен автором к печати, но не издан.
В своих печатных трудах и лекциях Б. отказался от схоластического подхода к проблемам нравственного богословия, ранее распространенного в рус. богословской науке, и опирался на систему своего учителя протопр. Иоанна Янышева. В кн. «Нравственное богословие в России в течение XIX ст.» (1901) Б. выделил 2 основных направления в этом разделе рус. богословской науки: во-первых, учебные курсы, составленные по зап. образцам и ориентированные преимущественно на нравственную философию И. Канта с его учением об автономной морали, и, во-вторых, работы, опирающиеся на живой аскетический опыт, в первую очередь на труды свт. Феофана (Говорова), к-рый активно привлекал святоотеческое наследие для понимания христ. нравственности.
Б. был активным публицистом, живо откликался на совр. ему церковные и общественные события, идеологические и научные движения. Он опубликовал большое число статей, заметок и рецензий в церковных и светских периодических изданиях: «Богословском вестнике», «Трудах Киевской духовной академии», «Христианском чтении», «Церковных ведомостях», «Церковном вестнике» и др. Б. является также автором многочисленных статей по нравственному богословию для ПБЭ, биографических очерков и некрологов, путевых заметок, воспоминаний о Белозерском ДУ, статей о положении духовенства, обзоров духовных журналов в ж. «Странник» (1905-1906).
28 окт. 1913 г. Б. вышел в отставку, но остался сверхштатным ординарным профессором СПбДА и продолжил чтение лекций в академии. С 1914 г. являлся почетным членом КазДА, МДА и Археологического ин-та в Петрограде, с 1915 г.- Киевского православного религиозно-просветительского об-ва. В 1915-1917 гг. член Миссионерского совета при Святейшем Синоде. С 23 июля 1918 г. кандидат в члены, с 5 дек. 1919 г. член Петроградского епархиального совета. В 1918 г. опубликовал статьи «Пастырь-мученик» (о прот. Петре Скипетрове), «Крестный ход в Петрограде 21 января» и «Христианство и социализм». После закрытия СПбДА в февр. 1919 - апр. 1923 г. работал старшим архивистом в Главархиве и заведующим архивом бывш. Петроградской духовной консистории, затем в Гос. Публичной б-ке, архивах Леноблисполкома и Главного управления НКВД.
Арх.: РНБ ОР. Ф. 194. Оп. 2. № 33 [Док-ты по делу о докт. дис. А. А. Бронзова]; Ф. 194. Оп. 1. № 345 [Письма А. А. Бронзова к Н. Н. Глубоковскому]; Ф. 253. № 800; Ф. 585. Оп. 1. № 384; Архив С. Н. Шубинского. Оп. 1. № 116. Л. 61.
Соч.: Св. блгв. вел. кн. Александр Невский // Странник. 1880. Кн. 6/7. Июнь/июль. С. 167-217; Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учениям о нравственности пред лицем Евангелия. СПб., 1884; Краткая этимология Геродотовского наречия. СПб., 1888; Лекции по истории учения о нравственности. СПб., 1889; Синтаксис греческого языка. СПб., 1891; Лекции по нравственному богословию, читанные студентам 3-го курса СПбДА в 1895/96 уч. г. СПб., 1895. Литогр.; Конспект лекций по истории греч. лит-ры. СПб., [1896]. Литогр.; Преподобный Макарий Египетский. СПб., 1899. Т. 1: Жизнь и творения прп. Макария Египетского; Протопресвитер И. Л. Янышев как профессор нравственного богословия в СПбДА. СПб., 1899; Протопресвитер И. Л. Янышев в его научно-богословской деятельности // ЦВ. 1900. № 39. Стб. 1233-1236; Протопресвитер И. Л. Янышев как проповедник // Там же. № 40. Стб. 1265-1274; Что сделал для нравственного богословия протопресвитер И. Л. Янышев? // Там же. Стб. 1274-1279; Нравственное богословие в России в течение XIX ст. СПб., 1901; А. П. Лопухин († 22 авг. 1904 г.) // Странник. 1904. № 9. С. 289-303; В Борисовском Тихвинском жен. мон-ре: Путевые заметки и наблюдения // Там же. 1907. № 9. С. 221-260; Декадентский бред: По поводу очерка Л. Андреева «Иуда Искариот и другие» // Там же. № 10. С. 366-386; Бесплодно ли христианство? // Там же. № 12. С. 619-649; В духовном училище: Восп. // Там же. 1908. № 5. С. 716-727; № 6. С. 859-873; № 7/8. С. 70-94; № 9. С. 240-259; Белозерское духовное училище за 100 лет его существования (1809-1909). СПб., 1909; Друг или враг Христов - Толстой? // ХЧ. 1912. № 3, 4; Рай на земле: Валаамские впечатления // Там же. № 9. С. 954-978; Архим. Иероним, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря († 14 авг. 1912) // Там же. 1913. № 3-6; Христианство и жизнь: По поводу 1600-летнего христ. юбилея (313-1913) // Там же. № 9; Свято-Владимирская жен. церк. учительская школа в Петрограде за 25 лет ее существования (1889-1914). Пг., 1914; Пастырь-мученик // ЦВед. 1918. № 2. С. 87-89; Крестный ход в Петрограде 21 янв.: (Впечатления) // Там же. № 3/4. С. 151-153; Христианство и социализм // Голос Церкви. 1918. № 1. С. 6-11; Икона Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». Пг., 1921.
Пер.: Иоанн Златоуст, св. Письма к диакониссе Олимпиаде. СПб., 1892; Иоанн Дамаскин, св. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. СПб., 1893; он же. Точное изложение православной веры: Пер. с объяснит. примеч. СПб., 1894. Р.-н/Д., 1992п.
Лит.: Юбилей проф. А. А. Бронзова // Странник. 1908. Дек. С. 756-757; Зарин С. М. 30-летие учено-богословской и духовно-учебной деятельности проф. А. А. Бронзова // ЦВ. 1913. № 43. Стб. 1332-1338; Мешков А., прот. Богословское наследие проф. СПбДА А. А. Бронзова и его вклад в развитие науки нравственного богословия: Канд. дис. / СПбДА. СПб., 2000. Ркп.
А. А. Бовкало, Т. А. Богданова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.