БУДДЕЙ


БУДДЕЙ

[лат. Buddeus; нем. Budde] Иоганн Франц (25.06.1667, Анклам, Померания - 19.11.1729, Гота, Тюрингия), нем. лютеран. теолог. Род. в семье пастора, учился в Виттенбергском ун-те, где в 1687 г. получил степень магистра, а в 1689 г. стал адъюнктом на философском фак-те; в том же году переехал в Йену, где продолжил образование и преподавание в ун-те. В 1692 г. Б. стал учителем латыни и греч. языка гимназии в Кобурге, но вскоре получил место профессора моральной философии в ун-те в Галле (1693-1704). В 1705 г. он вернулся в ун-т Йены в качестве профессора теологии и оставался на этой должности почти четверть века, до своей кончины.

Б. писал теологические, философские и исторические сочинения, в т. ч. учебные пособия, выдержавшие много изданий. Как теолог он был сторонником лютеран. ортодоксии, что нашло выражение в труде «Наставления в догматическом богословии» (Institutiones theologicae dogmaticae. Lpz., 1723). В то же время Б. стремился преодолеть схоластический формализм полемической теологии, хотя и допускал в трактовке Откровения рационалистические элементы; он подчеркивал значение доктрины «для истинно христианской жизни». Это сближало его с пиетистами, борьбу с к-рыми он считал ошибочной. В философии Б. был эклектиком, уделявшим большое внимание проблемам этики. Его главной работой в этой области стало «Наставление в нравственном богословии» (Institutiones theologicae moralis. Lpz., 1711). Для него оказались неприемлемы характерная для раннего этапа Просвещения в Германии философия Х. Вольфа, а также философские построения Б. Спинозы, воспринятые Б. как атеизм (Theses theologicae de atheismo et superstitione. Jena, 1716). Разносторонняя ученость Б. сказалась в его трудах, посвященных древним периодам истории религии, наибольшую известность получила его кн. «Историко-богословское введение в мир богословия и его частей» (Isagoge historico-theologica ad theologicam universam singulasque eius partes. Lpz., 1727). Б. издал сочинения и проповеди Лютера со своим предисловием, высоко оцененным Г. В. Лейбницем, «Историю богемских братьев» Я. А. Коменского. В предисловии к этому труду проявились экуменические черты мировоззрения Б.

Книги Б. находились в б-ке Феофана (Прокоповича). Видимо, именно его имел в виду Б., публикуя в форме письма «другу, живущему в Москве», свою апологию лютеранства. В ней он дал критику обвинений лютеран, к-рая содержалась в кн. «Камень веры» Стефана Яворского, митр. Рязанского и Муромского (Epistola apologetica pro ecclesia lutherana: contra calumnias et obtrectiones Stephani iavorskii. Jena, 1729).

Соч.: Gesammelte Werke. Hildesheim, 1999. 4 Bde.

Лит.: Kümmel W. Die unio cum Deo als ethisches Zentralprinzip im Luthertum, insbesondere bei Baier und Buddeus. Greifswald, 1927; Heussi K. Geschichte der Theologischen Fakultät zu Jena. Weimar, 1954; Ratschow C. H. Lutherische Dogmatik zwischen Reformation und Aufklärung. Gütersloh, 1964-1966. 2 bde; Ничик В. М. Феофан Прокопович. М., 1977.

В. М. Володарский


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "БУДДЕЙ" в других словарях:

  • Феофилакт Лопатинский — архиепископ тверской, видный иерарх первой половины XVIII века. Он был родом из волынских дворян и родился, по видимому, в 70 х гг. XVII в. Год его рождения неизвестен, но он был старше Феофана Прокоповича, родившегося в 1681 г. Образование Ф.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Феофилакт Лопатинский — Архиепископ Феофилакт Архиепископ Тверской и Кашинский 15 августа 1725   13 декабря 1738 Преемник: Митрофан (Слотвинс …   Википедия

  • Казуистика — теория искусства применять к отдельным случаям (казусам) общие религиозные, нравственные или юридические принципы, бесспорные по существу, но далеко не всегда поддающиеся непосредственному приложению к отдельным жизненным явлениям. Большинство… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Нравственное богословие — (Theologia moralis, иначе христианская ифика, или этика, богословие практическое) имеет предметом систематическое изложение христианского учения о нравственности. В древней христианской церкви как богословы нравоучители были замечательны: Климент …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Казуистика — возникшая в средние века богословская дисциплина, сцелью применять общие нравственно богословские законы к конкретнымслучаям и разрешать возникающие в таких случаях вопросы совести (casusconscientiae). Напр., спекулятивная теология устанавливает …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • казуистика — в праве рассмотрение отдельных примеров судебных дел (казусов) с точки зрения того, как они должны решаться по нормам права. * * * (англ. casuistry) 1) возникшая в средние века богословская дисциплина, применявшая общие религиозные, нравственные… …   Большой юридический словарь

  • История нравственного богословия — в авраамических религиях берет свои корни в раннем иудаизме. Личность Моисея, с которым связаны изложенные в Библии Десять Заповедей и Закон Моисея, для многих светских исследователей является легендарной, но именно с ним связывают изложение… …   Википедия

  • Казуистика — (англ. casuistry) 1) возникшая в средние века богословская дисциплина, применявшая общие религиозные, нравственные или юридические принципы, бесспорные по существу, но далеко не всегда поддающиеся непосредственному применению к отдельным… …   Энциклопедия права

  • ГЕРМАНИЯ. Часть II — Начало Реформации Мартин Лютер. Гравюра Лукаса Кранаха Старшего. 1521 г. Мартин Лютер. Гравюра Лукаса Кранаха Старшего. 1521 г. Широкое распространение представлений о «порче Церкви во главе и в членах» подготовило почву для попыток церковных… …   Православная энциклопедия

  • КАЗУИСТИКА — [от лат. casus случай], метод применения к частным случаям общих принципов и норм, используемый в юриспруденции, этике и церковных науках, в частности в каноническом праве, нравственном и пастырском богословии; самостоятельная богословская… …   Православная энциклопедия