БУРИДАН

БУРИДАН

[лат. Buridanus] Иоанн (Жан) (ок. 1300, Бетюн, Сев. Франция - 1358, Париж), средневек. философ и ученый. Учился и преподавал (с нач. 20-х гг.) в Париже; дважды (в 1328 и 1340) занимал должность ректора Парижского ун-та. В отличие от большинства совр. ему профессоров ун-та не принадлежал ни к какому монашескому ордену, не изучал и не преподавал теологию, ограничив круг своих исследовательских и преподавательских интересов философией. Основные его труды - комментарии (expositiones) и «вопросы» (quaestiones) к сочинениям Аристотеля (Б. прокомментировал почти все произведения Аристотеля по логике, физике, метафизике, психологии, этике). Кроме того, им был написан «Малый свод логики» («Summulae logicae», или «Summulae de dialectica»), задуманный как комментарий к «Малому логическому своду» Петра Испанского, а также ряд небольших самостоятельных произведений, посвященных преимущественно проблемам логики.

Б. являлся одной из центральных фигур в номинализме XIV в. Испытав влияние учения Уильяма Оккама (прежде всего это касается отрицания существования общих понятий «extra animam» (вне души) и признания существования лишь единичных вещей), он тем не менее в ряде вопросов занимал более гибкую позицию, нежели Оккам и др. номиналисты, а потому многочисленные запреты и осуждения этого учения Парижским ун-том (1326, 1339, 1340) не повлияли на репутацию и карьеру Б. существенно. В вопросе о взаимоотношении богословия и философии Б. стремился к установлению четких границ между областью веры и областью разума. По его мнению, богословие принципиально отлично от философии, потому что его исходные принципы не очевидны для разума. Он подчеркивал, что «богословие является более высокой дисциплиной и мудростью в собственном смысле слова» (Quaest. in Metaph. I 2), а также не отрицал, что философия в определенных аспектах может использоваться как инструмент богословского исследования: защищая в полемике с Николаем Отрекурским принцип причинности, Б. обосновывал возможность философского доказательства существования Бога.

Учение Б. о душе в значительной степени было предопределено принципами, к-рые разграничивали сферы богословия и философии. Б. полагал, что философское и естественнонаучное знание о душе ограничивается знанием о проявлениях ее деятельности в теле, а исследование «сущности души» относится к области теологии. В вопросе о соотношении воли и разума его учение характеризуется как умеренный моральный детерминизм. С т. зр. Б., выбирая между меньшим и большим благом, при условии, что разум отчетливо постигает их как большее и меньшее, человек не может избирать меньшее (отсюда и знаменитый «Буриданов осел», к-рый должен умереть с голоду, находясь между 2 одинаковыми охапками сена, поскольку не может выбрать одну из равных). Тем не менее Б. признает нек-рую свободу воли, поскольку при определенных обстоятельствах она может приостановить активность разума и осуществление выбора.

Научным достижением Б. является т. н. теория «импетуса» (лат. impetus - толчок, порыв), объясняющая движение тел, продолжающееся при отсутствии непосредственного контакта с внешним двигателем; она предвосхищала закон инерции. Эту теорию Б. прилагал и к небесным телам, что вело к изменению характерного для античной и средневек. физики представления о кардинальном различии между надлунным и подлунным миром и предвосхищало более поздние физические теории Нового времени.

Соч.: Subtilissimae quaestiones super octo Physicorum libros Aristotelis. P., 1509. Fr./M., 1964r; Quaestiones super decem libros Ethicorum Aristotelis ad Nicomachum. P., 1513. Fr./M., 1968r; In Metaphysicen Aristotelis Questiones argutissimae. P., 1518. Fr./M., 1964r; Quaestiones super libris quattuor de caelo et mundo. Camb., 1942; Quaestiones in praedicamenta. Münch., 1983; King P. C. John Buridan's Logic: The Treatise of Supposition, The Treatise of Consequences. Camb., 1986.

Лит.: Hughes G. E. John Buridan on Self-Reference. L., 1982; Michael B. Johannes Buridan: Stud. zu seinem Leben, seinen Werken und zu Rezeption seiner Theorien in Europa des späten Mittelalters. B., 1985. 2 Bde; Krieger G. Der Begriff der praktischen Vernunft nach J. Buridanus. Münster, 1986; Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в Средние века. М., 1989. С. 272-286; The Metaphysics and Natural Philosophy of J. Buridan / Ed. J. M. M. H. Thijssen and J. Zupko. Leiden; Boston, 2001.

А. В. Апполонов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "БУРИДАН" в других словарях:

  • Буридан — Буридан, Жан Жан Буридан Jean Buridan Дата рождения: ок. 1300 Место рождения: Бетюн Дата смерти: ок. 1358 Школа/традиция: номинализм Направление: схоластичес …   Википедия

  • БУРИДАН — (Buridan) Жан (1300 1358) фр. философ и логик, представитель поздней схоластики, ученик У. Оккама. Хотя в целом Б. все еще стоял на позициях схоластического аристотелизма, однако подверг критике аристотелевское понятие «целевая причина» и вообще… …   Философская энциклопедия

  • БУРИДАН — см. ЖАН БУРИДАН …   Новейший философский словарь

  • буридан — [بريدن] 1. чизеро бо ягон олоти тезу буранда ба ду ҳисса ё зиёда аз он ҷудо кардан; пора кардан, қатъ кардан; чок кардан, тилим кардан; гул буридан а) гул кандан; б) нақшу нигор баровардан (дар рӯи чизе); в) тиб. амалиёти махсуси тиббӣ барои… …   Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

  • Буридан Ж. — Жан Буридан (фр. Jean Buridan, лат. Joannes Buridanus) (Бетюн, ок. 1300 ок. 1358) французский философ, представитель средневекового номинализма. Учился в Сорбонне у Уильяма Оккама и с 1328 преподавал там же. Был учителем Альберта Саксонского.… …   Википедия

  • БУРИДАН (Buridan) Жан — (ок. 1300 ок. 1358) французский философ схоласт, представитель номинализма, способствовал распространению во Франции учения Оккама и ряда естественнонаучных идей …   Большой Энциклопедический словарь

  • Буридан Жан — Буридан (Buridan) Жан [р. около 1300, Бетюн (Артуа), ≈ умер около 1358], французский философ, представитель номинализма. С 1328 преподавал в Парижском университете. Содействовал распространению во Франции философии Оккама и ряда… …   Большая советская энциклопедия

  • Буридан, Жан — Жан Буридан Jean Buridan Дата рождения: ок. 1300 Место рождения: Бетюн Дата смерти: ок. 1358 Школа/традиция: номинализм Направление …   Википедия

  • Буридан Жан — Жан Буридан (фр. Jean Buridan, лат. Joannes Buridanus) (Бетюн, ок. 1300 ок. 1358) французский философ, представитель средневекового номинализма. Учился в Сорбонне у Уильяма Оккама и с 1328 преподавал там же. Был учителем Альберта Саксонского.… …   Википедия

  • Буридан Жан — (Buridan) (около 1300  около 1358), французский философ схоласт, представитель номинализма, способствовал распространению во Франции учения Оккама и ряда естественнонаучных идей. * * * БУРИДАН Жан БУРИДАН (Buridan) Жан (ок. 1300 ок. 1358),… …   Энциклопедический словарь

  • Буридан — (Buridan)         Жан [р. около 1300, Бетюн (Артуа), умер около 1358], французский философ, представитель Номинализма. С 1328 преподавал в Парижском университете. Содействовал распространению во Франции философии Оккама и ряда естественнонаучных… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»