ВАРДАН АЙГЕКЦИ

ВАРДАН АЙГЕКЦИ

Вардáн Айгекцú [Маратаци, Амтэци, Киликеци; арм. Վարդաճ Այյգեկցի] (2-я пол. XII в., с. Марата, обл. Тлук (Длук), Сирия - после 1230, Айгек, Киликия), арм. богослов, историограф, баснописец. Отрывочные сведения о его жизни сохранились лишь в колофонах рукописей его произведений. Получил начальное образование в родном селении; продолжил обучение в монастыре Аркакахин на Чёрной горе и был удостоен степени вардапета. Проповедовал сначала в Амите (отсюда одно из его прозвищ - Амтэци), затем в Тлуке. В 1198 г. участвовал в церемонии коронации царя Киликийской Армении Левона II. Предположительно был архиепископом Ламброна и настоятелем арм. мон-ря Скевра в Киликии. Преследуемый по неизвестным причинам, в 1208 г. был вынужден покинуть родные места. После 2 лет скитаний обосновался на Чёрной горе в монастыре Айгек (Виноградник) и занялся лит. деятельностью. Здесь были написаны послания и поучения В. А., в т. ч. 22 слова, направленные в 1212 г. антиохийскому кн. Боэмунду IV; 5 наставительных посланий, адресованных Микаэлу, еп. Антиохийскому (1223-1231; епископская кафедра Армянской Апостольской Церкви в Антиохии была утверждена католикосом Хачиком I (973-992) и просуществовала до сер. XIII в.). Мн. сочинения, переписанные автором собственноручно, сохранились в неск. редакциях.

Самым ранним из сохранившихся произведений В. А. считается полемический богословский сб. «Корень веры», или «Книга убеждения и корень веры» (1205). В условиях необходимости противостоять, с одной стороны, нарастающему политическому и конфессиональному давлению лат. Запада, пытавшегося установить в Киликии господство Римско-католической Церкви, с др.- проникновению в арм. среду обычаев и представлений Сирийской (Яковитской) Церкви автор считает опасными сепаратистские тенденции в среде армян-халкидонитов. Опираясь на свидетельства арм. и иноязычных церковных писателей (их число достигает 100), В. А. стремится доказать и защитить истинность вероучения (гл. 1-9) и обрядов (гл. 10-16) Армянской Апостольской Церкви, ее верность традициям древних отцов и постановлениям 3 Вселенских Соборов. При этом «Корень веры», являющийся по существу апологией Армянской Церкви, не содержит резких выпадов против др. конфессий. Востребованность книги среди арм. духовенства и при дворе киликийского царя была столь велика, что В. А. изготовил 12 ее списков, советуя всем читателям поступать так же. Об авторитете сборника говорит тот факт, что в сер. XIII в. армяне-халкидониты сочли необходимым выпустить сборник с таким же названием, но др. содержания. В списке книг, составленном в 1341 г. в Авиньоне униатом Нерсесом Палианенцем и представленном им папе Бенедикту XII, «Корень веры» фигурирует как труд, содержащий «опаснейшие заблуждения». Перу В. А. принадлежат также богословские сочинения «О нечестивых клеветниках Армянской Церкви» и «Назидание злословящим крикунам», обнаруженные А. С. Анасяном в рукописи Матен. № 8357 (1322 г., Киликия) и изданные им в Венеции в 1968-1969 гг. «Назидание злословящим крикунам» адресовано В. А. жителям его родной обл. Тлук - армянам, грекам и сирийцам. Автор призывает своих «духовных чад» жить в мире, согласии и терпимости, покончить с бессмысленными церковными спорами и взаимными упреками. В этом послании В. А. продолжает развивать идеи Нерсеса IV Шнорали, Нерсеса Ламбронаци, Григора IVо межэтническом и межконфессиональном взаимопонимании, взаимной терпимости и церковном единстве.

В своих проповедях и посланиях В. А. постоянно использовал притчи и басни, как оригинальные, так и почерпнутые им из письменных источников (в т. ч. 13 басен Эзопа, 8 - из «Физиолога») и фольклора, сопровождая их душеспасительными назиданиями, заменяющими бытовую мораль басен. Он положил начало новому лит. жанру - прит-че-проповеди (назиданию). В. А. составил 1 или 2 сборника из более 30 своих притч и басен в помощь проповедникам. Басни лаконичны, едки и остроумны. Темы их взяты из повседневной жизни разных социальных слоев общества и откликались на злобу дня («Бык и лошадь», «Церковь и водяная мельница», «Блудливый монах и собака», «Пташки и аист», «Священник-вор и вдова», «Бедняк, священник и Евангелие», «Болтливая жена», «Вино», «Капля меда - причина войны» и т. д.). Вплоть до XVII в. «Сборники Вардана» обогащались новыми притчами, баснями, новеллами и анекдотами (число их превысило 500). В части рукописей сборник озаглавлен «Лисья книга» (Աղվեսագիրղ), его 1-е издание вышло в Амстердаме в 1668 г.

Соч.: Сборник притч Вардана: Мат-лы для истории средневек. арм. лит-ры / Изд. Н. Я. Марр. СПб., 1894-99. Ереван, 1955п. Ч. 1-3; Басни средневек. Армении / Пер. и предисл. И. А. Орбели, М.; Л., 1956; Лисья книга: басни и притчи / Пер. М. Саакян. Ереван, 1993; Книга убеждения и корень веры / Подгот. Ш. Айрапетян. Ереван, 1998 (на арм. яз.); Наставления / Пер. на новоарм. яз. Ш. Айрапетян. Ереван, 1999 (на арм. яз.).

Лит.: Абегян М. История древнеарм. лит-ры. Ереван, 1975. С. 424-435, 443-446.

Е. Д. Д., П. И. Жаворонков


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ВАРДАН АЙГЕКЦИ" в других словарях:

  • Вардан Айгекци — Վարդան Այգեկցի Дата рождения: неизвестно Дата смерти: 1250 Род деятельности: баснописец и проповедник Годы творчества: XII XIII вв. Жанр …   Википедия

  • ВАРДАН АЙГЕКЦИ — армянский баснописец и проповедник кон. 12 нач. 13 вв. Послания и проповеди, включающие басни притчи, положили начало т. н. Вардановским сборникам . Часть рукописей издана в Амстердаме (1668) под названием Лисья книга …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вардан Айгекци — армянский баснописец и проповедник конца XII  начала XIII вв. Послания и проповеди, включающие басни притчи, положили начало так называемым «Вардановским сборникам». Часть рукописей издана в Амстердаме (1668) под названием «Лисья книга». * * *… …   Энциклопедический словарь

  • Вардан Айгекци — (см. Айгекци) …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Вардан Айгекци — ВАРДÁН АЙГЕКЦИ́, арм. баснописец и проповедник кон. 12 – нач. 13 вв. Послания и проповеди, включающие басни притчи, положили начало т. н. Вардановским сборникам, в к рые вошли и произв. его последователей. Часть рукописей издана в Амстердаме …   Биографический словарь

  • ВАРДАН АЙГЕКЦИ — ВАРДАН АЙГЕКЦИ, армянский баснописец и проповедник кон. 12 — нач. 13 вв. Послания и проповеди, содержащие басни притчи, вошли в его сборник, до 17 в. дополнявшийся его последователями баснями, притчами, анекдотами, новеллами. «Вардановские… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Вардан Айгекци — (гг. рождения и смерти неизвестны)         армянский баснописец и проповедник конца 12 начала 13 вв. Родился в Сирии, некоторое время жил в обители Айгек (Киликия). В свои послания и проповеди В. А. вводил басни притчи, из которых составил… …   Большая советская энциклопедия

  • Вардан Аревелци — Վարդան Արեւելցի Дата рождения: около 1198 года Место рождения: Бардзраберд[1] (Киликия) Дата смерти: 1271 год …   Википедия

  • Айгекци, Вардан — …   Википедия

  • Айгекци Вардан — …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»