ВЕРТОГРАД ЗАКЛЮЧЕННЫЙ

ВЕРТОГРАД ЗАКЛЮЧЕННЫЙ

миниатюрная икона Божией Матери (33´ 29 см), 60-70-е гг. XVII в. (ГТГ). Надпись на нижнем поле сообщает, что икона была создана жалованным иконописцем Оружейной палаты Никитой Ивановым Павловцем; заказчик неизвестен; в ГТГ поступила из собрания московского мецената, худож. и коллекционера кн. С. А. Щербатова. На иконе изображен сад 4-угольной формы с травами и цветами. Золотая изгородь с серебряными точеными балясинами украшена золотыми вазами с тюльпанами и гвоздиками, такие же вазы с цветами - в саду, около водоема. В водоем выступает полукруглая площадка (напоминающая амвон), на к-рой стоит Пресв. Богородица в царском одеянии, 2 ангела венчают Ее короной. На руках Она держит Предвечного Младенца, тоже в царском одеянии и в короне.

Икона Божией Матери "Вертоград заключенный". Ок. 1670 г. Мастер Никита Павловец (ГТГ)

Икона Божией Матери "Вертоград заключенный". Ок. 1670 г. Мастер Никита Павловец (ГТГ)


Икона Божией Матери "Вертоград заключенный". Ок. 1670 г. Мастер Никита Павловец (ГТГ)

Название иконы восходит к тексту, описывающему рай, из Книги Песнь Песней Соломона: «   (запертый сад),          (рассадники)        (сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами),            (аир и корица)                    [потоки]   » (Песн 4. 12-15). По толкованиям отцов Церкви, Книга Песнь Песней представляет брак и единение между Христом и Церковью (см.: Фаст. С. 54-63). На непорочное зачатие и девственное рождение указано через образ Девы-Матери «как Вертограда заключенного, Источника запечатленна», только Садовник-Христос входит в Него и исходит, не отворяя дверей девства Ее. Она - заключенный Колодезь и Источник запечатленный, ибо от Нее, не нарушая печати девства, источается миру Живая вода, рождается Христос, наполняющий всех жаждущих истины, любви и Духа (Там же. С. 538). Так воспевается это во св. Церкви: «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос» (1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии).

В средневек. символике «В. з.» имеет 2 связанных друг с другом значения: Пресв. Богородица (девство, непорочность) и рай (безгреховное состояние человечества). В образах райского сада, встречающихся в гимнографии, часто говорится о саде «огражденном», поскольку ограда ассоциировалась со спасением, изолированностью от греха. Изображение Богоматери, символизирующей рай, известно в композиции «Страшный Суд» в визант. искусстве с XI в. как в миниатюрах рукописей, так и в храмовых росписях. На иконе «Страшный Суд» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XI-XII вв.) рай изображен в виде белого прямоугольника с растительным орнаментом, в верхней части композиции представлена Богоматерь на троне, по сторонам к-рого 2 архангела. Позже изображение Богоматери стали помещать в белом круге с растительным орнаментом. Со 2-й пол. XV в. известна композиция «О Тебе радуется», иллюстрирующая задостойник литургии свт. Василия Великого. Богородица, «раю словесный», изображена сидящей на престоле с Младенцем в окружении ангельских сил на фоне белого круга с Церковью и растительным орнаментом.

В живописи 2-й пол. XVII в., так же как и в лит-ре, преобладал жанр панегирика, в к-ром особое значение придавалось красочным эпитетам. Образ сада (вертограда) постоянен в хвалебных жанрах и в гимнографии в применении к Богоматери и святым. С темой брака Христа, царя Вселенной, и Церкви, олицетворением к-рой является Богородица, связаны Ее царские одежды и мотив венчания короной. В иконе нашла отражение и тема искупительной Жертвы Христа. Крупный растительный орнамент, украшающий царские одежды Пресв. Богородицы, образует подобие лозы, к-рая, оплетая фигуру, делает ее частью этого сада. Сравнение Богоматери с лозой, взрастившей виноградную гроздь,- один из самых распространенных образов церковной поэзии, равно как и сравнение Ее с райским садом: «Богородице, Ты еси лоза истинная, возрастившая нам плод живота...» (Богородичен 3-го часа); «Таин еси Богородице рай, невозделанно возрастивший Христа, Им же крестное живоносное на земли насадися древо: тем ныне возносиму, поклоняшеся Ему, Тя величаем» (ирмос 9-й песни канона на Воздвижение Креста св. Космы Маюмского). По структуре сад соотносим с Древом Жизни - Животворящим Крестом, а Богородица выступает здесь в образе не только Церкви-Рая, но и новой Евы, к-рая принесла миру плод искупления за грехи прародителей. Несмотря на условность композиции, мастер привнес в нее множество реалистических деталей, иллюстрирующих сложный поэтический текст. Впечатления от существовавших в то время многочисленных дворцовых и боярских садов переданы на иконе в изображении регулярного сада.

Лит.: Забелин И. Московские сады в XVII в. // Опыты изучения рус. древностей и истории. М., 1873. Ч. 2. С. 266-321; Кондаков Н. П. Русская икона. Прага, 1933. Т. 4. Ч. 2. С. 297; Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII - нач. XIX в. М., 1953. С. 16. Табл. 1; Древнерус. живопись в собр. ГТГ. М., 1958. Табл. 65; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 391; Лихачев Д. С. Поэзия садов. Л., 1982; Кудрявцев М. П. Москва - третий Рим. М., 1994. С. 266-321; «С нами Бог»: Тайна Боговоплощения в иконе XIII-XVII вв.: Кн.-календарь 2000 г. Bergamo, 1999. С. 18. Табл. 17; Лидов А. М. Византийские иконы Синая. М.; Афины, 1999. С. 62-63; Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. М., 1999. С. 106-120; Фаст Г., прот. Толкование на Книгу Песнь песней Соломона. Красноярск, 2000; Иконы Строгановских вотчин, XVI-XVII вв. М., 2003. С. 96-97, 322-331.

Е. Н. Тарасова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ВЕРТОГРАД ЗАКЛЮЧЕННЫЙ" в других словарях:

  • Вертоград заключенный — Никита Павловец Вертоград заключенный, 1670 е гг …   Википедия

  • Коронование Богоматери — «Коронование девы Марии», Диего Веласкес: Марию коронует Святая Троица. Ок. 1645, Прадо Коронование Богоматери  …   Википедия

  • Коронация Марии — «Коронование девы Марии», Диего Веласкес: Марию коронует Святая Троица. Ок. 1645, Прадо Коронование Богоматери коронация Девы Марии Царицей Небесной после её Вознесения на небеса (католич.). Содержание 1 Термин 2 …   Википедия

  • Коронация девы Марии — «Коронование девы Марии», Диего Веласкес: Марию коронует Святая Троица. Ок. 1645, Прадо Коронование Богоматери коронация Девы Марии Царицей Небесной после её Вознесения на небеса (католич.). Содержание 1 Термин 2 …   Википедия

  • Коронование Марии — «Коронование девы Марии», Диего Веласкес: Марию коронует Святая Троица. Ок. 1645, Прадо Коронование Богоматери коронация Девы Марии Царицей Небесной после её Вознесения на небеса (католич.). Содержание 1 Термин 2 …   Википедия

  • Коронование Девы Марии — «Коронование девы Марии», Диего Веласкес: Марию коронует Святая Троица. Ок. 1645, Прадо Коронование Богоматери коронация Девы Марии Царицей Небесной после её Вознесения на небеса (католич.). Содержание 1 Термин 2 …   Википедия

  • Никита Павловец — Место рождения: с. Павлово, Нижегородский уезд Дата смерти: 24 марта 1677(1677 03 24) Место смерти: Москва …   Википедия

  • Благовещение Пресвятой Богородицы — У этого термина существуют и другие значения, см. Благовещенье (значения) …   Википедия

  • Благовещение — «Благовещение», Фра Беато Анжелико, 1430 1432, Прадо. На заднем плане  архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения, (от результатов которого будет спасать человечество зачинающийся в этот момент Иисус). Мария трактуется как… …   Википедия

  • Благовещенье Пресвятой Богородицы — «Благовещение», Фра Беато Анжелико, 1430 1432, Прадо. На заднем плане  архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения, (от результатов которого будет спасать человечество зачинающийся в этот момент Иисус). Мария трактуется как… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»