ВИВЕС

ВИВЕС

[исп. Vives] Хуан Луис (март 1492, Валенсия - 6.05.1540, Брюгге), гуманист, философ, богослов и педагог. Первоначальное образование получил в родном городе. Затем учился в Париже, куда переехал в 1509 г. С 1512 г. В. обосновался в Нидерландах, до 1517 г. находился в Брюгге (здесь была община выходцев из Испании), далее - в Лувене, читал лекции в местном ун-те, с 1518 г. исполнял обязанности наставника молодого кард. Вильгельма де Гроя. Большое влияние на В. оказали дружба и знакомство с гуманистами Эразмом Роттердамским и Гийомом Бюде. Редкая филологическая культура, репутация признанного педагога и знатока самых разнообразных наук - от богословия до этики, натурфилософии, юриспруденции - стяжали В. высокий авторитет среди ученых-гуманистов его времени. С 1523 по 1527 г. В. преподавал лат. словесность в ун-те Оксфорда. Нек-рое время был учителем принцессы Марии; однако, не поддержав англ. кор. Генриха VIII в вопросе о разводе, открыто принял сторону его супруги Екатерины Арагонской и вынужден был покинуть Англию без сохранения пожалованного ему королевского содержания. С 1529 г. и до смерти он находился в Брюгге, продолжал преподавательскую, научную и лит. деятельность.

В произведении «Миф о человеке» (Fabula de Homine, 1518) В. выступил популяризатором идеи самовластия человека, ставшей в то время актуальной в гуманистической антропологии. Оно стилизовано под философскую притчу, жанр к-рой был широко распространен в лит-ре античности. Однако классические образы у В. отнюдь не обязательно наполнены классическим содержанием: в частности, Юпитер, создающий мир во времени, более похож на Бога-Творца библейской кн. Бытия, изображение человека не столько соответствует описаниям в сочинениях Цицерона и Овидия, сколько трактовке человеческого достоинства, данной флорентийскими неоплатониками. Составленный В. изящный рассказ о том, как человек своим лицедейством на подмостках вселенского театра, устроенного для олимпийцев, смог вызвать их изумление, принимая самые различные обличья - от бесчувственного растения и дикого зверя до божества,- по сути является иллюстрацией известной концепции Дж. Пико делла Мирандолы о способности человека по собственной воле творить себя, поскольку он объемлет собой все сущности мира. В этом моменте подобия и родства человеческой природы и божественной, как показывает В., человек делается сотоварищем и сотрапезником небожителей.

В др. трактате, «Против псевдодиалектиков» (In pseudodialecticos, 1519), В. вступил в полемику с традициями и методами схоластической образованности, защищая позиции гуманистического знания и преподавания. В 1531 г. он завершил состоящий из 3 частей фундаментальный труд под общим названием «О науках» (De disciplinis). В первой и наиболее значительной его части, озаглавленной «О причинах упадка искусств» (De causis corruptarum artium), В., выдвигая задачу установления прочных оснований культуры, нарисовал картину тотальной деградации наук и всякого рода навыков, критически отзывался не только о том, что оставила средневек. ученость, но и о том, что завещали античные мыслители, отвергал принципы совр. ему грамматики, диалектики (т. е. логики), риторики, натурфилософии, этики, правоведения. Во 2-й части, озаглавленной «О преподавании наук, или О христианском учении» (De tradendis disciplinis sive de Doctrina Christiana), В., разрабатывая основы образования, полагал необходимым с уважением относиться к индивидуальным особенностям человека, склонностям его характера; целью образования он называл благочестие (pietas), тем не менее предпочтение отдавал светской школе, подчеркивал роль окружения (семьи, учебного заведения, наставника) в воспитании ученика; в отличие от Эразма Роттердамского и др. гуманистов большое значение в педагогическом процессе В. придавал обучению ребенка на родном для него языке. 3-я часть называлась «Об искусствах» (De artibus), в ней собраны трактаты по различным философским наукам, прежде всего гносеологии.

Сугубо педагогические темы рассмотрены в трактатах «О приемах воспитания детей» (De ratione studii puerilis, 1523) и «О воспитании христианки» (De institutione feminae christianae, 1529); последний посвящен Екатерине Арагонской; в нем В. указывал на образование как на средство привить девочке добродетели, подобающие ее полу, описывал правила поведения, коими она должна руководствоваться в юном возрасте, в замужестве и став вдовой.

Большую популярность В. снискала «Практика латинского языка» (Linguae latinae Exercitationes, 1538), сочинение, выдержавшее за полстолетия до полусотни изданий, исследующее помимо правил лат. грамматики различные проблемы этики и педагогики. Особый трактат «Риторика, или О приемах словесного выражения» (Rhetoricae sive de ratione dicendi libri tres, 1537) посвящен речи как главнейшей «связующей силе человеческого общежития», в нем намечена программа совершенствования языка во всех областях, где он находит применение. В работе «О душе и жизни» (De anima et vita, 1538) не только рассмотрена широко обсуждавшаяся в то время тема бессмертия души, но и обосновывалась идея важности эмпирических наблюдений за состояниями и явлениями психической жизни людей. Актуальная социальная проблема нищенства получила разработку в соч. «О вспомоществовании бедным» (De subventione pauperorum, 1525). В последние годы В. работал над апологетическим соч. «Об истинности христианской веры» (De veritate fidei Christianae), к-рое он не успел завершить.

В. издавал античных авторов, переводил речи Сократа, писал пояснения и вступительные статьи к Вергилию, Светонию, Цицерону, составил комментарий на «Град Божий» блж. Августина (в 1584 этот труд был занесен в Индекс запрещенных книг). Во 2-й пол. XVI в. В. стал одним из самых читаемых писателей-гуманистов Европы.

Соч.: Opera. Basileae, 1555. 2 vol.; Opera. Valentiae, 1782-1790. 8 vol.; Opera omnia. Valencia, 1992-. Vol. 1-[4]; О причинах упадка искусств / Пер. В. Бибихина // Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т. 1. С. 457-472; О приемах словесного выражения / Пер. В. Бибихина // Там же. Т. 2. С. 308-316; Миф о человеке / Пер. О. Ф. Кудрявцева // Чаша Гермеса: Гуманистич. мысль эпохи Возрождения и гуманистич. традиция. М., 1996. С. 286-294; Obras políticas y pacifistas. Madrid, 1999.

Лит.: Rivari E. La sapienza psicologica e pedagogica di Giovanni Ludovico Vives. Bologna, 1922; Graf P. Luis Vives como apologeta. Madrid, 1943; Colish M. L. The Mime of God: Vives on the Nature of Man // J. of the History of Ideas. 1962. N 1. P. 3-20; Piñera H. Luis Vives: El pensamiento espaсol de los siglos XVI-XVII. N. Y., 1970; Guy A. Vivès ou L'humanisme engagé. P., 1972; Денисенко Н. П. Проблемы бедности в трактате исп. гуманиста Хуана Луиса Вивеса «О вспомоществовании бедным» // Возрождение: Обществ.-полит. мысль, философия, наука. Иваново, 1988. C. 90-101; Calero Fr. Europa en el pensamiento de Luis Vives. Valencia, 1997.

Библиогр.: Empaytas de Croome D. Juan Luis Vives: Un intento de bibliografía. Barcelona, 1989.

О. Ф. Кудрявцев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ВИВЕС" в других словарях:

  • ВИВЕС —         (Vives) Хуан Луис (6.3.1492, Валенсия, 6.5. 1540, Брюгге), исп. философ, гуманист и педагог. Проф. в университетах Лувена и Оксфорда. Автор ок. 60 работ на лат. яз. Выл в дружеских отношениях с Эразмом Роттердамским и Мором. Изгнан… …   Философская энциклопедия

  • Вивес Х. Л. — Хуан Луис Вивес Хуан Луис Вивес (исп. Joan Lluís Vives, 6 марта 1492, Валенсия,  6 мая 1540, Брюгге)  испанский философ, гуманист и педагог. Вивес происходил из еврейской семьи новообращённых христиан, и многие его близкие родственники… …   Википедия

  • Вивес Х. — Хуан Луис Вивес Хуан Луис Вивес (исп. Joan Lluís Vives, 6 марта 1492, Валенсия,  6 мая 1540, Брюгге)  испанский философ, гуманист и педагог. Вивес происходил из еврейской семьи новообращённых христиан, и многие его близкие родственники… …   Википедия

  • Вивес — (исп. Vives) фамилия, распространённая в испаноязычных странах. Известные носители: Хуан Луис Вивес (1492 1540) испанский философ. Нурия Льягостера Вивес (р. 1980) испанская теннисистка …   Википедия

  • ВИВЕС — (Vives) Хуан Луис (6.3.1492, Валенсия, 6.5.1540, Брюгге), исп. гуманист, философ и педагог. Один из наиб, видных представителей Сев. Возрождения. После 1509 жил во Франции, Англии и Нидерландах. Проф. ун тов Лувена и Оксфорда. Поддерживал тесные… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Вивес-и-Ройг — Вивес и Ройг, Амедеу Амедеу Вивес и Ройг (кат. Amadeu Vives i Roig; 18 ноября 1871, Кольбато 1 декабря 1932, Мадрид) испан …   Википедия

  • Вивес-и-Сисилья — Вивес и Сисилья, Жоан Энрик Жоан Энрик Вивес и Сисилья исп. Joan Enric Vives i Sicilia кат. Joan Enric Vives i Sicília …   Википедия

  • ВИВЕС (Vives) Хуан Луис — (1492 1540) испанский мыслитель эпохи Возрождения, гуманист и педагог. Выступал против схоластики в защиту опытного познания. Педагогические идеи Вивеса повлияли на Я. А. Коменского, а также на И. Лойолу …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вивес Хуан Луис — Вивес (Vives) Хуан Луис (6.03.1492, Валенсия 6.05.1540) испанский философ, гуманист и педагог. Профессор в университетах Оксфорда и Лувена. Был изгнан из Англии, переехал в Бельгию. Был лично знаком с Э. Роттердамским. Критиковал схоластику,… …   Психологический словарь

  • Вивес Хуан Луис — Вивес (Vives) Хуан Луис (6.3.1492, Валенсия, ‒ 6.5.1540, Брюгге), испанский философ, гуманист и педагог. Профессор в университетах Лувена и Оксфорда. Автор около 60 работ на латинском языке. Был в дружеских отношениях с Эразмом Роттердамским и Т …   Большая советская энциклопедия

  • Вивес (Vives) Хуан Луис — (6.03.1492, Валенсия 6.05.1540) испанский философ, гуманист и педагог. Биография. Профессор в университетах Оксфорда и Лувена. Был изгнан из Англии, переехал в Бельгию. Был лично знаком с Э.Роттердамским. Исследования. Критиковал схоластику,… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»