- ВИНАЯ
[санскр. vinaya - нравственное воспитание, руководство поведением и само поведение], в буддизме общее название нравственно-этических учений, правил, заповедей, обетов и т. д. всех школ, задача к-рых создать внешние и внутренние условия для духовного совершенствования членов общины и тех мирян, кому дорог Закон (дхарма) Будды. В основе В.- идеи нестяжательства, невмешательства в жизнь общества и его индивидов при готовности оказать духовную помощь просящему, при веротерпимости, при равном отношении к сословиям (в Индии - кастам) и равенстве внутри монастырской общины, а также любовь, милосердие и дружелюбие ко всем существам. На эти идеи опираются монастырские уставы (пратимокша), проповеди и дидактические наставления, к-рыми полны произведения мн. жанров буддийской лит-ры - от канонических сутр до философских трактатов, от посланий царям прошлого до лекций совр. миссионеров.
Учения и идеалы В. раскрывают содержание «третьей благородной истины» - «Есть прекращение страдания» из 4, открытых Буддой. Практическое осуществление истины связано с устранением как жажды наслаждений, так и жажды самоистязаний («токмо гордыни ради»), что ведет к отсутствию желаний и привязанностей. Первая попытка реализовать в гражданском обществе социальные идеи В. была предпринята уже в III в. до Р. Х. при инд. царе Ашоке.
Наиболее полный свод учений и заповедей В. собран и систематизирован в В.-питаке («корзина текстов по нравственному воспитанию», записана в I в. до Р. Х.) - 1-м сборнике трехчастного буддийского канона (см. Трипитака). В.-питака сохранилась полностью только на языке пали в версии школы тхеравада; отдельные ее части, принадлежащие др. ранним школам, дошли до нас на санскрите (напр., «Махавасту» и «Бхикшуни-виная» школы махасангхика). В кит. каноне руководства по В. собраны в 3 томах и содержат 86 текстов др. школ Хинаяны. В тибет. каноне Ганджур В.-питака составляет 13 томов под общим названием «Дулва».
Палийская В.-питака состоит из 3 отделов. «Сутта-вибханга», или «Разъяснение сутр касательно дисциплины», - подробное изложение положений буддийского устава, включающее 227 пунктов для монахов, свыше 300 для монахинь и перечень 227 возможных проступков членов сангхи. «Кхандака», или «Особые разделы», представлена 2 томами: «Махавагга», или «Большое повествование», и «Чулавагга», или «Малое повествование». В них иллюстрируются примерами все вышеназванные правила поведения, а также приводятся самые ранние рассказы о событиях жизни Будды (напр., подробное описание просветления вместе с содержанием всех озарений и открытий - предметов будущих проповедей). Во 2-й т. включены отчеты о первых двух соборах буддистов после смерти Будды и ряд легендарных повестей. «Паривара» («Приют»), несомненно, позднейшая часть канона, в к-рой в вопросо-ответной форме подводится итог 2 предыдущих отделов и дается их краткий комментированный пересказ.
Ист.: Пратимокша-Сутра: Буддийский Служебник / Изд. и пер. И. Минаевым. СПб., 1869; Vinaya-pitaka / Ed. H. Oldenberg. L., 1879-1883. Pt. 1-3; Vinaya Texts / Transl. from the Pali by T. W. Rhys Davids and H. Oldenberg. Oxf., 1881-1885. Pt. 1-3; The Pra timokşa-Su tra of the Maha sa nghika s / Crit. ed. by W. Pachow and R. Mishra. Allahabad, 1956; Buddhist Monastic Discipline: The Sanskrit Pra timokşa-Su tras of the Maha sa nghika s and Mu lasarva stiva dins / Ed. C. S. Prebish. L., 1975.
Лит.: Андросов В. П. Происхождение буддизма: к методике и теории изучения // Религии древнего Востока. М., 1995; он же. Будда Шакьямуни и инд. буддизм: Совр. истолкование древних текстов. М., 2001.
В. П. Андросов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.