ВИМПИНА


ВИМПИНА

[латинизир. Wimpina (прозвище по месту рождения)] (наст. фам. Кох) Конрад (ок. 1460, Вимпфен или Бухен - 16.06.1531, Аморбах), нем. католич. теолог. С 1479 г. учился в Лейпцигском ун-те, где в 1491 г. стал профессором философии, в 1503 г.- доктором теологии. Автор ряда сочинений для учебных целей, повторяющих общие места томистской поздней схоластики. В числе этих работ - «О происхождении, успехах и плодах теологии» (De ortu progressu et fructu sacre theologie, 1498), «О заблуждениях философов в христианской вере» (De erroribus philosophorum in fide Christiana, 1493), панегирики Христу, трактаты о небесных телах и силах. Часть сочинений была опубликована в Кёльне под названием «Смеси» (Farrago miscellanorum, 1531). Вмешавшись в характерную для времени полемику о значении поэзии и ее отношениях с теологией, В. в споре с ректором открывшегося в 1502 г. Виттенбергского ун-та Мартином Поллихом отстаивал традиц. схоластические представления об иерархии наук во главе с превосходящей их всех теологией, к-рую В. сравнивал с непререкаемым монархом. С открытием в 1506 г. ун-та во Франкфурте-на-Одере В. стал его ректором и одним из ведущих профессоров. В 1518 г. он в числе первых католич. полемистов выступил против 95 тезисов об индульгенциях М. Лютера, распространение к-рых положило начало Реформации. Для продавца индульгенций Иоганна Тецеля В. составил 106 тезисов с традиц. обоснованием католич. учения об отпущении грехов и защитой права папы разрешать продажу индульгенций. В. стал соавтором очередных 106 тезисов, с к-рыми Тецель выступил против Лютера. В 1528 г. В. издал под названием «Собранное воедино» (Anacephalaeosis) ряд своих сочинений разного времени, прежде всего антилютеровских. Он стремился показать, что лютеранство - не новое явление, а свод худших еретических учений от катаров и вальденсов до Я. Гуса и Дж. Уиклифа. В 1530 г. В. в качестве советника сопровождал на Аугсбургский рейхстаг курфюрста Иоахима I Бранденбургского и вместе с И. Экком, И. Кохлеусом и др. теологами участвовал в составлении Конфутации (см. ст. Аугсбургского исповедания апология).

Лит.: Bauch G. Geschichte des Leipziger Frühhumanismus mit besonderer Rücksicht auf die Streitigkeit zwischen K. Wimpina und M. Mellerstadt. Lpz., 1899; Boehmer H. Der junge Luther. Lpz., 19514; Negwer J.

Konrad Wimpina: Ein katholischer Theologe aus der Reformationszeit. Nieuwkoop, 1967; Die 95 Thesen M. Luthers und die Anfänge der Reformation / Hrsg. v. K. Aland. Gütersloh, 1983; Rummel E. The Humanist-Scholastic Debate in the Renaissance and Reformation. Camb., 1995.

В. М. Володарский


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "ВИМПИНА" в других словарях:

  • Вимпина — (Wimpina, собств. Конрад Кох) богослов (1460 1531), противник Лютера. Составление 106 тезисов, которые ученик его Тецель (см. это имя) обнародовал против Лютера, приписывается В. На Аугсбургском сейме (1531) В. явился одним из составителей… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Вимпина, Конрад — Конрад Вимпина …   Википедия

  • Индульгенция — ближайшим образом означает разрешение от наложенной церковью епитимьи. Первоначально церковные наказания состояли в публичном, по большей части годичном покаянии, посредством которого согрешивший и исключенный из общины должен был доказать… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Пруссия — I (Preussen) королевство, важнейшее государство Германской империи, граничит на севере с Балтийским морем, Данией и Северным Немецким морем, на востоке с Россией и Австрией (Галицией), на юге с Австрией (Силезия, Моравия и Богемия), Саксонией,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Индульгенция — ближайшим образом означает разрешение от наложеннойцерковью эпитимии. Первоначально церковные наказания состояли впубличном, по большей части годичном покаянии, посредством которогосогрешивший и исключенный из общины должен был доказать… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ — [догматика], раздел богословия, имеющий целью раскрытие, обоснование и систематическое изложение христ. догматов. Как самостоятельная богословская наука и учебная дисциплина Д. б. возникло в XVII XVIII вв. на Западе в результате дифференциации… …   Православная энциклопедия