ВИФАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

ВИФАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

учреждена указом имп. Павла I Петровича 1 мая 1797 г., после посещения государем Вифанского в честь Преображения Господня мон-ря, в указе оговаривалось число учеников в В. с.- 100 чел. Открытие семинарии было подготовлено Московским митр. Платоном (Левшиным). Во исполнение указа при Троицкой ДС было создано особое отд-ние, через 3 года на берегу Вифанского пруда для новой семинарии построили корпус по проекту архит. С. Болдырева (здание, в плане представлявшее собой букву «П», напоминало замок благодаря декоративным башням и рву с подъемным мостом), открытие В. с. состоялось в авг. 1800 г.

"Виды Спасо-Вифанского мон-ря и Вифанской духовной семинарии" Литография. XIX в. (РГБ)

"Виды Спасо-Вифанского мон-ря и Вифанской духовной семинарии" Литография. XIX в. (РГБ)


"Виды Спасо-Вифанского мон-ря и Вифанской духовной семинарии" Литография. XIX в. (РГБ)

Курс обучения в семинарии делился на низший и высший грамматические классы, классы риторики, философии и богословия. Преподавались словесность, всеобщая история, философия, математика и физика, богословие изъяснительное, созерцательное и нравственное, археология, Свящ. Писание, церковная история, лат., греч., нем. и франц. языки. Большое внимание уделялось изучению древних языков, преподавание велось на латыни. Много времени отводилось занятиям музыкой, из семинаристов были организованы оркестры, к-рые управлялись специально нанятыми капельмейстерами. В помещении богословского класса размещался оргaн, подаренный Московскому митр. Платону гр. А. А. Орловой-Чесменской. Семинаристы занимались также декламацией, пением, постановкой мистерий. В 1797-1804 гг. В. с. находилась под управлением ректора Троицкой ДС и МДА Августина (Виноградского; впосл. архиепископ Московский), в 1804-1812 гг. ректором В. с. являлся архим. Гедеон (Фомин).

Материальное положение В. с. в нач. XIX в. было прочным, в немалой степени благодаря непосредственному участию митр. Платона в ее обеспечении, все учащиеся находились на казенном содержании. В первые годы семинария являлась образцовой как в материальном аспекте, так и по составу учащихся - митр. Платон принимал в В. с. наиболее одаренных учеников и отсылал неспособных в др. семинарии.

В 1814 г. в ходе реформы духовного образования было принято решение о закрытии В. с. Московский архиеп. Августин (Виноградский) ходатайствовал о ее сохранении, его ходатайство было удовлетворено, и 21 сент. 1814 г. Синод постановил открыть преобразованную В. с., что и состоялось 5 нояб. Из прежних учеников в нее зачислили 63 чел., 133 учащихся были переведены из Троицкой ДС, 50 - из бывш. Славяно-греко-латинской академии и 20 - из закрытой Дмитровской ДС. Общее число учащихся составило 266 чел., что существенно превысило допустимую для семинарского здания норму. С годами число учеников в В. с. увеличилось (в 1824 - 284 чел., в 1826 - 298, в 1838 - 365 чел.), и потому остро встал вопрос о строительстве новых зданий. 4 сент. 1826 г. был издан указ о выделении средств на строительство нового корпуса, к-рый был завершен в 1829 г. В 1832 г. при семинарии возвели корпус для столовой, в 1842 г.- больничный флигель, в 1846 г.- баню, в 1867 г.- корпус для семейных преподавателей. В 1859 г. оклады служащих в В. с. были увеличены и уравнены с окладами служащих в С.-Петербургской ДС.

Августин (Виноградский), архиеп. Московский. Портрет. Нач. XIX в. (ЦАК МДА)

Августин (Виноградский), архиеп. Московский. Портрет. Нач. XIX в. (ЦАК МДА)


Августин (Виноградский), архиеп. Московский. Портрет. Нач. XIX в. (ЦАК МДА)

В ведении В. с. состояли Звенигородское и Дмитровское духовные уч-ща, позднее также Волоколамское ДУ, в к-рых учились выходцы из приходов Верейского, Звенигородского, Можайского, Рузского, Волоколамского, Клинского и Дмитровского уездов. В В. с. также были учащиеся из др. епархий, в частности из Переславского и Александровского уездов Владимирской губ. Начиная с 50-х гг. в семинарии обучались сербы, черногорцы и болгары. При свт. Филарете на лекции в семинарии начали допускаться вольнослушатели.

Начиная с 1814 г. учащиеся семинарии делились на казенных и пансионеров. К первым относились воспитанники, за к-рых епархия или родители вносили полную сумму их содержания. Пансионеры оплачивали только питание и жилье в общежитии, размер оплаты зависел от материального положения семинариста, что позволяло обучаться в В. с. юношам из самых бедных семей. Льготы ученикам и постепенная инфляция привели к тому, что вскоре В. с. оказалась в тяжелом материальном положении, несмотря на поступавшие пожертвования; к сер. XIX в. из элитного учебного заведения она превратилась в духовную школу для юношей из самых бедных слоев духовного сословия, выпускники к-рой служили в сельских приходах.

В 1830 г. курс обучения в семинарии состоял из низшего, среднего и высшего отд-ний, в к-рых преподавались словесность, всеобщая история, греч., лат., древнеевр., нем. и франц. языки, математика, физика, философские и богословские науки, библейская и церковная история. Изменения в системе духовного образования, проведенные в 1840 г. по инициативе обер-прокурора Синода гр. Н. А. Протасова, привели к усилению церковно-исторических дисциплин и придали семинарскому образованию более практическое направление. Однако все это не изменило радикально обучение в В. с., поскольку в ней, согласно еще инструкции митр. Платона, и ранее большое внимание уделялось истории. Исключение из преподавания философии компенсировалось тем, что на уроках лат. языка учащиеся переводили «философские системы». Начиная с 1840 г. преподавание велось на рус. языке.

Реформа, начатая после принятия нового устава духовных семинарий в 1867 г., вновь едва не привела к закрытию В. с. Состояние ее зданий не соответствовало предъявляемым требованиям, средств на реконструкцию не было. Кроме того, в 60-х гг. уменьшилось количество приходов и на нек-рое время вообще отпала нужда в новых священнослужителях. На съезде московского духовенства 30 авг. 1869 г. обсуждался вопрос о необходимости сохранения В. с. Заступничество выпускников семинарии и рядовых граждан спасло ее от закрытия. Большую роль в сохранении В. с. сыграло ее значение для подготовки сельского духовенства.

Семинарский корпус. 1829 г. Фотография. 2004 г.

Семинарский корпус. 1829 г. Фотография. 2004 г.


Семинарский корпус. 1829 г. Фотография. 2004 г.

До 1872 г. в В. с. выпуски проходили раз в 2 года. В 1870/71 г. произошел переход к учебным программам с 6 одногодичными курсами. К 70-м гг. число учеников в В. с. уменьшилось (в 1878 - 249 воспитанников). В 1886 г. в соответствии с уставом духовных семинарий 1884 г. при В. с. открылась образцовая начальная школа. На жизни В. с. отразились революционные события 1905-1907 гг. Представители семинарии присутствовали на нелегальном Всероссийском общесеминарском съезде (Москва, 25-27 дек. 1906). В апр. 1907 г. учащиеся В. с. подписали петицию против распоряжения правления семинарии об увольнении неск. учеников. В ответ в семинарии было проведено массовое отчисление студентов, выпуск 1908 г. не состоялся.

В 1917 г. состоялся последний набор в В. с., 11 нояб. «ввиду тяжелых экономических условий» занятия были прекращены и воспитанники отпущены домой (согласно распоряжению, «по 5 февраля 1918 г.»), занятия в семинарии не возобновились. За все время своего существования В. с. подготовила и выпустила свыше 3500 чел. Среди ее выпускников - новомученики протоиереи Григорий Воинов и Сергий Константинов, свящ. Константин Некрасов, диак. Николай Цветков, а также профессора МДА Алексей И. Введенский, В. П. Виноградов, Д. Ф. Голубинский, П. И. Горский-Платонов, П. С. Казанский, Н. Ф. Каптерев, проф. КазДА А. И. Гренков, археолог К. И. Невоструев и др.

Среди ректоров семинарии были буд. архиереи, деятели духовного просвещения, ученые, люди высокой монашеской жизни: Парфений (Чертков, 1814-1817; впосл. архиеп. Владимирский), Никанор (Клементьевский, 1818-1826; впосл. митр. Новгородский и С.-Петербургский), Венедикт (Григорович, 1829-1831; впосл. архиеп. Олонецкий), Евлампий (Пятницкий, 1831-1834; впосл. архиеп. Тобольский), Агапит (Введенский; 1834-1842), свт. Филофей (Успенский, 1842-1847; впосл. митр. Киевский), Евгений (Сахаров-Платонов, 1847-1849; впосл. еп. Симбирский), Леонид (Краснопевков, 1849-1853; впосл. архиеп. Ярославский), Игнатий (Рождественский, 1857-1861; впосл. еп. Костромской), Никодим (Белокуров, 1862-1866; впосл. еп. Дмитровский), Сергий (Спасский, 1866-1872; впосл. архиеп. Владимирский), прот. Филарет Сергиевский (1874-1883), Александр (Светлаков, 1883-1885; впосл. еп. Калужский), Иаков (Пятницкий, 1886-1891; впосл. митр. Казанский), Антоний (Каржавин, 1891-1895; впосл. архиеп. Тверской), Трифон (Туркестанов, 1897-1899; впосл. митр.), прот. Андрей Беляев (1899-1912) и др. Последним ректором В. с. был сщмч. Герман (Ряшенцев, 1912-1918, впосл. еп. Вязниковский).

Семинария владела хорошей б-кой, сформированной благодаря пожертвованиям митр. Платона, свт. Филарета (Дроздова), С.-Петербургского митр. Никанора (Клементьевского), профессоров семинарии и др. лиц. В 1858-1877 гг. Московская консистория передала в В. с. часть рукописей и книг, конфискованных у старообрядцев (наиболее древние относятся к XVI в.). В 20-х гг. XX в. бо́льшая часть б-ки В. с. хранилась в помещении б-ки МДА и в 1930-1945 гг. в составе собрания МДА поступила в ГБЛ (в 1966 выделена в отдельный фонд - № 556). Значительную часть собрания составляют материалы, связанные с деятельностью митр. Платона, Псковского архиеп. Мефодия (Смирнова), преподавателей семинарии (Рукописные собрания ОР ГБЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1986. С. 171-177).

В 1925-1932 и 1944-1975 гг. здания В. с. занимал детский дом, затем в старом семинарском корпусе разместился кожно-венерологический диспансер, в новом корпусе - Всесоюзный заочный сельскохозяйственный техникум. В 1993 г. новый семинарский корпус сгорел, его руины в 1996 г. были переданы Троице-Сергиевой лавре, в 1997 г. лавра получила также часть старого корпуса.

Арх.: РГБ ОР. Ф. 762. К. 10. Ед. хр. 8. Л. 1-6 об.; Ед. хр. 13. Л. 22, 28-29; К. 12. Ед. хр. 1. Л. 10; ЦГИАМ. Ф. 427. Оп. 1. Д. 5. Л. 60; Д. 25. Л. 60; Д. 381; Д. 1075. Л. 4; Д. 1482. Л. 2-2 об.; Д. 2329. Л. 3-3 об.; Д. 2330. Л. 1-2 об.

Ист.: Казанский П. С. Восп. семинариста // ПО. 1879. № 9. С. 100-133; Торжество открытия общежития при Вифанской ДС и освящение вновь отстроенных помещений в ее зданиях 30 сент. 1884 г. М., 1884; Муретов С. Д. Описание рукописей б-ки Вифанской ДС. М., 1897; Списки начальников, наставников и воспитанников Вифанской семинарии с 1800 до 1897 г. [Серг. П.], 1898; Празднование 100-летия со дня кончины митр. Платона в Спасо-Вифанском мон-ре, в Вифанской семинарии и в Москве // Моск. ЦВед. 1912. № 47. С. 1032-1036.

Лит.: Беляев А. А. Митр. Платон в отношениях к Вифанской семинарии: (К 100-летию со дня ее основания, 1797-1897). М., 1897; он же. Из истории старой духовной школы. М., 1899; Сб., изд. по случаю 100-летия Вифанской ДС. [Серг. П.], 1900; Семинарские петиции // Духовная школа: Сб. М., 1906. С. 208-286; Георгий (Данилов), игум. Спасо-Вифанская семинария: К 200-летию основания: Ист. обзор // БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 1. С. 3-36; Дубинский А. Ю. Вифанская ДС: Алф. список выпускников, 1901-1917 гг.: (Кр. генеалогич. справ.). М., 1999; он же. То же, 1881-1900 гг.: (Кр. генеалогич. справ.). М., 2002.

А. Ю. Дубинский, Г. Е. Колыванов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ВИФАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»