- ВИШАНОВ
Богоматерь с Младенцем. Икона из ц. арх. Михаила в Осеново. 90-е гг. XVIII в. Мастер Т. Вишанов
Богоматерь с Младенцем. Икона из ц. арх. Михаила в Осеново. 90-е гг. XVIII в. Мастер Т. ВишановТома (Молера) (ок. 1750, Банско - ?), болг. худож., основоположник банской художественной школы. Вероятно, навыки иконописца получил, обучаясь в Сербии у худож. Теодора Крачуна. Большое влияние на В. оказало знакомство с западноевроп. живописью, определившее его выбор техники исполнения (отказ от темперы в пользу масла) и жанр - иконографию, ориентированную на барочные образы. По возвращении на родину принял прозвание Молера, ставшее впосл. родовой фамилией.В Болгарии сохранились неск. ансамблей храмовой росписи работы В., исполненные в новой для ее искусства технике масляной живописи. В 1798 г. В. расписал апсиду ц. св. Луки в одноименной келье Рильского мон-ря, вероятно, в то же самое время расписал нижнюю часть апсиды ц. св. Афанасия Александрийского в с. Бобошеве. Единственным ансамблем, полностью созданным В., вероятно с помощью сына Димитра Молерова (1780-1868), является роспись ц. Покрова Богородицы в келье св. Луки Рильского мон-ря (1811). В ее наосе представлены цикл Акафиста Богородицы, портрет ктитора мон. Феодосия; в притворе - полный цикл «Мытарства души»; здесь впервые в искусстве Болгарии появились назидательные сюжеты, такие как, напр., «Исповедь праведника и грешника».
Сохранилось большое число икон работы В. Самые ранние, приписываемые ему, исполнены ок. 1784 г. для иконостаса ц. св. Архангелов в с. Будакалас, близ Будапешта; 1790 г. датирована икона «Богородица с ангелами и святыми» (частное собр., Банско). Вероятно, в 90-е гг. В. исполнял иконы для иконостаса кладбищенской церкви г. Банско. Иконы его письма находятся и в банской ц. Св. Троицы, а также в храмах сел Бобошево, Гостун, Добриниште, Осеново, Алеко-Константиново, Црынча и городов Благоевград, Разлог, Кюстендил, Пазарджик. В 1803 г. он расписал царские резные врата (Крипта, София), возможно происходящие из мон-ря Богородицы Икосифиниссы на юге Вост. Македонии (Греция).
80-ми гг. датируется альбом с рисунками В. (Центр славяно-визант. исследований им. Ивана Дуйчева, София), в к-ром кроме отдельных святых есть сцены из ВЗ и Апокалипсиса. Именно под влиянием графических образцов В. в болг. искусство были внесены элементы зап. иконографии. Установлено, что в своей работе В. опирался на гравюры западноевроп. лицевых изданий XVII в.- «Библии Пискатора» и «Библии Ектипа» Кристофа Вайгеля.
Черты живописи В. унаследовали его сын Димитр, внук Симеон (1826-1911) и правнук Георги (1844-1876).
Лит.: Василиев А. Български възрожденски майстори. София, 1965. С. 489-504; он же. Тома Вишанов Молера. София, 1969; Божков А. Българската икона. София, 1984. С. 123, 306-307, 319, 345, 354; Попова Е. Барокът в живописта на Тома Вишанов-Молера. София, 1990. Кн. 9-10; Генова Е. Непознатият Тома Вишанов-Молера и модернизацията на правосл. живопис // Проблеми на изкуството. София, 1995. Кн. 2. С. 4-17.
И. Гергова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.