- ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ
основана в древнерус. время с центром в г. Владимире-Волынском на р. Луге, правом притоке Зап. Буга.
XI(X?)-XIII вв.
Традиц. дата учреждения епархии - 992/93 г., вскоре после основания равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем г. Владимира-Волынского, к-рая считалась общепринятой в науке XIX в. (митр. Макарий, А. М. Андрияшев, Е. Е. Голубинский, М. С. Грушевский и др.), основывается на показании поздней (XVI в.) Никоновской летописи о поставлении в 992/93 г. первых епископов в Чернигов (Неофит), Ростов (Феодор), Владимир-Волынский (Стефан) и в Белгород под Киевом (Никита) (ПСРЛ. Т. 9. С. 65). Источник этого дополнения к тексту Повести временных лет неясен. Список имен архиереев повторяет имена наиболее ранних достоверно зафиксированных источниками епископов соответствующих кафедр в XI в.: Неофита Черниговского и Никиты Белгородского (упом. в 1072), Феодора Ростовского (одного из предшественников свт. Леонтия Ростовского, согласно житию свт. Леонтия XII в.) и свт. Стефана Владимиро-Волынского. Поэтому вряд ли сведения Никоновской летописи вполне достоверны, хотя сам факт учреждения Белгородской и Черниговской епархий в правление Владимира Святославича вероятен, а Ростовской епархии не исключен. Поскольку в кон. X - 1-й пол. XI в. во Владимире-Волынском по крайней мере в отдельные периоды существовал княжеский стол (при Владимире его занимал один из 4 старейших Владимировичей Всеволод, при Ярославе (Георгии) Владимиродовиче Мудром - его 3-й по старшинству сын св. Святослав (Николай)), то исключать возможность существования здесь епископской кафедры (быть может, периодами вдовствовавшей) уже в то время нельзя.
Святогорский Зимненский в честь Успения Пресв.Богородицы мон-рь. Гравюра. XIX в.
Святогорский Зимненский в честь Успения Пресв.Богородицы мон-рь. Гравюра. XIX в.В науке ХХ в. возобладало мнение, что В.-В. е. возникла в посл. четв. XI в. при волынском кн. Ярополке (Петре) Изяславиче: в 1078-1086 гг. (А. Н. Поппе, Я. Н. Щапов) или в 1089-1091 гг. (М. Д. Присёлков). Первая из этих датировок исходит из того, что свт. Стефан, игум. Киево-Печерского мон-ря после прп. Феодосия, упомянут в качестве «епискупа в Володимирьскую волость» уже в Житии прп. Феодосия Печерского, к-рое было написано прп. Нестором, согласно наиболее распространенной гипотезе, в 80-х гг. XI в. Однако эту датировку нельзя считать вполне доказанной (см.: Артамонов Ю. А. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения // Древнейшие гос-ва Вост. Европы, 2001 г. М., 2003. С. 173-277). Датировка 1089-1091 гг. основана на том наблюдении, что свт. Стефан, упоминаемый как епископ при перенесении мощей прп. Феодосия в авг. 1091 г., не значится среди епископов, присутствовавших на освящении Успенского собора Печерского мон-ря 14 авг. 1089 г. Однако отсутствие Стефана Волынского на печерских торжествах 1089 г. могло иметь свои причины. Тесная связь между еп. Стефаном и волынским кн. Давыдом Игоревичем (1086-1099; † 1112), к-рый в 1109 г. завершил строительство собора в основанном свт. Стефаном на Клове под Киевом мон-ре в честь Положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне (в этом мон-ре князь был впосл. похоронен), подсказывает, что поставление Стефана могло состояться в княжение Давыда и по его инициативе, напр., ок. 1086 или 1088 г., когда Волынская и Туровская волости, бывшие под властью Ярополка Изяславича, оказались разделены.
Был ли свт. Стефан († 27 апр. 1094) первым Владимиро-Волынским епископом? В списке епархий Киевской митрополии, относящемся к правлению имп. Мануила I Комнина (1143-1180), вероятно ближе к сер. XII в. (до 1165), В.-В. е. (του Βλαδιμοιρου) значится на 5-м месте, после Белгородской, Новгородской, Черниговской и Полоцкой епархий, перед Переяславской, Суздальской (т. е. Ростовской), Туровской Каневской (Юрьевской) и др. епархиями. Обычно перечни такого рода излагались в хронологической последовательности учреждения кафедр. Присёлков, по-видимому, еще не знал данного источника, опубликованного впервые в 1901 г., тогда как Поппе отказывается от его использования под тем предлогом, что в перечне были возможны перемещения в соответствии с переменами в политическом значении городов, служивших кафедральными центрами, хотя никаких конкретных соображений на этот счет не приводит. Если же положиться на последовательность перечисления в перечне, то основание В.-В. е. придется отнести самое позднее к правлению Ярослава Мудрого, т. к. Переяславская епархия не могла возникнуть позже 1054 г., когда Переяславль стал стольным городом Всеволода (Андрея) Ярославича.
Вид Успенского собора во Владимире-Волынском до реставрации. Гравюра XIX в.
Вид Успенского собора во Владимире-Волынском до реставрации. Гравюра XIX в.Об этом же говорит и каталог Владимиро-Волынских епископов, сохранившийся в позднем (XVIII в.) лат. списке из б-ки униатской Перемышльской епископии, но заимствованный из какого-то более раннего источника. В нем перед Стефаном значатся Иоанн, Антоний, Anythi (?), Codrius (?), Илия, а после - Симеон, Феодор, Лаврентий, Прокопий, Антоний, Иоасаф, Василий, Никифор, Косма (Петрушевич А. С. О соборной Богородицкой церкви и святителях в Галиче // Галицкий ист. сб. Львов, 1853. Вып. 1. С. 145. Примеч.). Данные этого каталога, составленного без опоры на летописи, не противоречат летописным свидетельствам, согласно к-рым известны следующие Владимиро-Волынские епископы XII в.: свт. Амфилохий (1105-1122) (не его ли имя, искаженное до «Anythi Codrius», попало не на свое место в каталоге?), Симеон (1123-1136), Феодор (1137 - после 1147), именуемый в летописи «скопцом», по-видимому грек, участвовавший в 1147 г. в поставлении митр. Климента Смолятича. С сер. XII в. сведения о Волынских архиереях сходят со страниц летописей (эта лакуна заполнена в каталоге) и появляются снова только в 20-х гг. XIII в. В статье 1223/24 г. Галицко-Волынской летописи находится перечень Владимиро-Волынских епископов, бывших в правление князей Даниила и Василька Романовичей, т. е. в 20-60-х гг. XIII в., тождественный приведенному в каталоге: Иоасаф, «блаженыи, преподобныи, святитель Святое горы» (т. е. из монахов или игуменов Святогорского Зимненского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, известного по крайней мере с 60-х гг. XI в.), тождество к-рого с Угровским еп. Иоасафом дискуссионно; Василий, также из Святогорского мон-ря; Никифор по прозвищу Станило, из слуг кн. Василька (что говорит о его поставлении после 1238, когда Василько стал владимирским князем), Косма, «кроткыи, преподобныи, смиреныи». В конце правления Владимирка Васильковича († 1288) упоминается еп. Евсигний (еп. Марк, одновременно поименованный среди окружения Владимирка и иногда включаемый в списки Волынских иерархов, не может быть Владимиро-Волынским епископом).
Первоначальная территория В.-В. е., если исходить из принципиального для Др. Руси совпадения политических и церковных границ, простиралась от русско-польск. и русско-венг. пограничья на западе до междуречья Стыри и Горыни на востоке, от верховьев Припяти на севере до подвижной границы со степью в Ср. Поднестровье. Позднейшие территориальные изменения епархии также следовали за переменами политическими. Скорее всего в сер. XII в. (не позднее 1152/53) в связи с окончательным оформлением Галицкого княжества при кн. Владимирке Володаревиче от В.-В. е. была отделена южная, прикарпатско-днестровская, половина, к-рая составила Галицкую епархию. При волынском кн. Мстиславе Изяславиче (1156-1170) В.-В. е. пополнилась Берестейской волостью в среднем течении Зап. Буга, отделенной от Киева, а в церковном отношении, видимо, от Турова. После укрепления на Волыни кн. Даниила Романовича происходит дробление В.-В. е. путем выделения из нее в 20-30-х гг. XIII в. Угровской епархии (центр к-рой ок. 1240 был перенесен из Угровска в Холм - см. Холмская епархия) и, по всей вероятности, во 2-й четв. XIII в. Луцкой епархии, к-рая охватывала земли на востоке прежней В.-В. е. (впервые Луцкая кафедра упом. в 1288).
В начальный период своего существования В.-В. е., видимо, не относилась к числу богатых, о чем свидетельствует отсутствие каменного церковного строительства в кафедральном центре вплоть до сер. XII в. Только при кн. Мстиславе Изяславиче (в 1156-1160, если верить уникальному известию Никоновской летописи под 1160 г. о «подписании» и украшении храма в этом году: ПСРЛ. Т. 9. С. 229) на его средства был возведен большой (20,6 ×34 ,5 м) одноглавый шестистолпный Успенский собор (восстановлен в первоначальной форме в 1900), в архитектурном отношении близкий собору Кирилловского мон-ря в Киеве и служивший также княжеской усыпальницей. Если деревянный предшественник этого собора был с самого начала посвящен Успению Божией Матери, то это могло бы служить аргументом против ранней датировки возникновения В.-В. е., т. к. Успенские храмы получают распространение с кон. XI в., с ростом авторитета Киево-Печерского мон-ря, выходцы из к-рого в это время очень часто занимали епископские кафедры. Однако данных о посвящении первоначального деревянного храма нет.
Кроме кафедрального Успенского собора во Владимире-Волынском до XIII в. включительно известны по письменным источникам 2 каменные церкви: монастырский собор во имя арх. Михаила (дважды именуемый галицко-волынским летописцем в рассказе о событиях 1267 г. церковью «Михаила Великого», что, видимо, указывает на размеры храма) и храм во имя вмч. Димитрия, расписанный по повелению волынского кн. Владимира (Иоанна) Васильковича (1269-1288). Кн. Владимир основал мон-рь св. Апостолов под Владимиром-Волынским, а также др. «монастыря многи» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 921), сведения о к-рых не сохранились.
Материальное обеспечение В.-В. е., как и др. епархий Руси того времени, должно было основываться на княжеской десятине, но конкретных сведений о ней (какие существуют, напр., применительно к Новгородской и Смоленской епархиям) нет. Сохранилось лишь позднее (в грамоте 1443 г.) упоминание о пожаловании земельной волости владимир-волынскому кафедральному собору галицко-волынским кн. Романом Мстиславичем († 1205) (АрхЮЗР. 1883. Ч. 1. Т. 6. № 3). С 1-й пол. XIII в. (первое упоминание под 1240) источникам известно о существовании во В.-В. е. такого церковного учреждения как соборный клирос при кафедральной церкви, действовавшего и в др. епископальных центрах Руси.
Ист.: Успенский сб. XII-XIII вв. / Изд. подгот. О. А. Князевская и др. М., 1971. С. 96, прав. стб.; Darrouzès. Notitiae. P. 367.764, N 13.
Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 30-32; Андрияшев А. М. Очерк истории Волынской земли до кон. XIV ст. К., 1887. С. 64-65; Иванов П. А. Ист. судьбы Волынской земли с древнейших времен до кон. XIV в. Од., 1895; Голубинский. История РЦ. Т. 1/1. С. 670; Грушевський М. С. Iсторiя Украïни-Русi. Львiв, 19052. Т. 2. С. 375-377; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси XI-XII вв. СПб., 1913. С. 155-156 (переизд.: СПб., 2003. С. 90-92); Poppe A. Państwo i kościół na Rusi w XI wieku. Warsz., 1968. S. 175-179; он же. Митрополиты и князья Киевской Руси // Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237). СПб., 19962. С. 464-465. Примеч. 12; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 39-42, 52-54, 127, 211.
А. В. Назаренко
XIV - нач. XVII в.
В 1-й пол. XIV в. Владимиро-Волынские епископы поддерживали традиц. связи с переместившейся из Киева в Сев.-Вост. Русь митрополичьей кафедрой, за исключением кратких периодов существования Галицкой митрополии в нач. XIV в. и в 30-40-х гг. этого же столетия. В мае 1328 г. митр. Феогност поставил Владимиро-Волынским епископом Афанасия, к-рый в 1-й пол. 30-х гг. участвовал в Соборах епископов, созывавшихся митр. Феогностом при посещении им западнорус. епархий. Положение правосл. Церкви на Волыни не изменилось после смерти последнего галицко-волынского кн. Болеслава-Юрия (1339), когда Волынь оказалась под властью Любарта-Димитрия, сына Гедимина. К землям, полученным кафедрой от Романа Мстиславича, кн. Любарт присоединил с. Сушилно и озеро.
В кон. 40-х гг. XIV в. с притязаниями на Волынь и на главный город земли Владимир выступил польск. кор. Казимир III Великий, стремившийся не только овладеть данной территорией, но и основать там центр распространения католичества. В 1358 г. папа Римский поставил во Владимир-Волынский епископа. После того как к 1366 г. войска Казимира овладели городом, в нем было начато строительство каменного костела, посвященного Богоматери, к-рый должен был стать кафедральным храмом католич. епископства. С началом польск. наступления на Волынь следует связывать отъезд в Сев.-Вост. Русь еп. Афанасия, к-рый в 50-х гг. XIV в. помогал Киевскому митр. св. Алексию в управлении митрополией.
В 1370 г., после смерти Казимира, Владимир-Волынский вернулся под власть Любарта. Планы создания католич. кафедры в городе были отставлены, но связь епархии с общерус. правосл. митрополией не восстановилась из-за конфликта между вел. кн. литов. Ольгердом, сюзереном Любарта, и митр. Алексием. Когда в 1375 г. митр. Киприан принял на себя управление западнорус. епархиями митрополии, он обнаружил, что В.-В. е. уже долгое время находится «без владыки» и «запустошала». Он поставил нового епископа (ранее 1388), и обычный порядок церковной жизни был восстановлен.
Положение снова осложнилось, когда вел. кн. литов. Владислав-Ягайло, глава гос-ва, в состав к-рого входила В.-В. е., принял вместе со своими подданными-литовцами католичество (1386-1387). Особенно неблагоприятными для Православия оказались перемены в Брестской части В.-В. е. Уже вел. кн. Витовт основал в Бресте 2 католич. мон-ря. При его поддержке в Бресте и др. городах земли образовались общины из нем. и польск. колонистов-католиков, к-рые получили самоуправление по магдебургскому праву, не распространявшееся на местное городское население. Политика насаждения католичества в брестских землях была поддержана землевладельцами, среди к-рых значительную группу составляли выходцы из мелкой мазовецкой шляхты, служившей литов. князьям. Неслучайно уже на рубеже XV-XVI вв. суд здесь производился по нормам не «русского», а польск. права.
Ухудшилось, хотя и не в такой мере, положение православных и на Волыни. Если во 2-й пол. XIV в. Владимиро-Волынские католич. епископы не приезжали на Волынь, то после Крещения Ягайло ситуация изменилась. Несмотря на то что католич. кафедра была перенесена из Владимира в Луцк, Витовт в 1428 г. наделил ее землями в пределах правосл. В.-В. е. в обоих ее частях: волынской и брестской. В этой сложной ситуации Владимиро-Волынские правосл. епископы могли рассчитывать на поддержку Рус. митрополитов, связи с к-рыми были постоянными, за исключением эпизода, связанного с возведением на Киевскую митрополию Григория Цамблака. В 1405 г., находясь на Волыни, митр. Киприан поставил Иоанна (Гоголя) епископом Владимирским и Брестским. В 1421 г. Владимир-Волынский посетил митр. Фотий.
В сложном вопросе отношения к унии между католич. и правосл. Церквами, заключенной в 1439 г. на Ферраро-Флорентийском Соборе, Владимиро-Волынские архиереи не имели твердой позиции. Еп. Даниил, по его признанию, «приях... рукоположение на епископство и исповедание свое дал» униату митр. Исидору и униатскому К-польскому патриарху Григорию III Мамме. После возвращения западнорус. епархий под власть правосл. митр. св. Ионы еп. Даниил 28 окт. 1452 г. принес покаяние и был утвержден в сане, обязавшись «не сотворити... ничто же по нужди ни от царя [визант. императора.- Б. Ф.], ни от короля». Однако преемник Даниила вместе с др. западнорус. епископами под давлением короля подчинился приехавшему из Рима и получившему там хиротонию от Григория Маммы Григорию Болгарину. В последующих попытках заключения церковной унии (в 1476 и 1500) ни Владимиро-Волынские архиереи, ни правосл. князья и паны Волыни участия не приняли. После того как эти попытки окончились неудачей, именно Владимиро-Волынский еп. Иона по ходатайству правосл. князей в 1502-1503 гг. был возведен на Киевский митрополичий стол (см. ст. Западнорусская митрополия).
Положение Владимиро-Волынских епископов укрепилось в годы правления на Волыни сына Ольгерда Свидригайло, к-рый в борьбе за власть над Великим княжеством Литовским опирался на поддержку правосл. князей и панов. В 1444 г. Свидригайло подтвердил права кафедры на земли, пожалованные ей Романом Мстиславичем и Любартом, а также право епископов судить подчиненных им духовных лиц, взимать с них подати в епископскую казну, судить правосл. мирян по семейным делам. Грамоты Свидригайло были подтверждены кор. Сигизмундом I в 1511 г.
После смерти Свидригайло в 1452 г. Волынь вошла в состав Великого княжества Литовского. По выданному жителям Волыни привилею «церковные» люди наравне с княжескими и панскими были освобождены от работ на великокняжеских дворах. Хотя в отличие от католич. епископов правосл. Волынские архиереи (Владимирский и Луцкий) не вошли в состав великокняжеской рады, они заняли почетные первые места в «сойме» Волынской земли - собрании местных князей и шляхты, вершившем суд, устанавливавшем местные нормы права, проводившем разверстку налогов в великокняжескую казну, регулировавшем др. вопросы местной жизни. В сохранившихся свидетельствах о Владимиро-Волынских епископах во 2-й пол. XV - 1-й пол. XVI в. они упоминаются либо как участники «соймов», либо как свидетели земельных сделок в числе др. свидетелей. Лишь о еп. Вассиане (1487-1497) сохранилось известие, что он окружил кафедральный собор стенами, украсил его иконами, богослужебными сосудами, облачениями и книгами.
Святогорский Зимненский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 80-е гг. XX в.
Святогорский Зимненский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 80-е гг. XX в.Владимиро-Волынские архиереи владели достаточно обширными земельными угодьями на Волыни. Кроме участков в самом городе и мельниц в городской округе епископу в 1593 г. принадлежали 11 сел в Кулечовской волости и 16 сел во Владимирском и Луцком поветах. В брестской части епархии им принадлежали двор в Бресте с каменной церковью свт. Николая, участки земли в городе и 2 села.В управлении епархией епископам помогал клирос - собрание священников, служивших в кафедральном соборе. Во 2-й пол. XVI в. в состав клироса входили священники храмов Владимира-Волынского, поочередно совершавшие богослужения в кафедральном соборе, во главе к-рых стоял протопоп. Клирос участвовал вместе с епископом в суде, в частности по бракоразводным делам. В 1576 г. клирос получил право после смерти епископа до назначения нового архиерея взять под свою опеку кафедральный храм с его имуществом (церковная утварь, документы епископского архива и др.). В 1589 г. владимирский клирос, как и клирос др. епархий Западнорусской митрополии, получил право управлять всем имуществом кафедры в период ее вдовства. Хотя в документах 2-й пол. XVI в. собрание клирошан неоднократно называется «капитулом», в отличие от этого католич. учреждения правосл. клирос не имел собственных владений. Более того, положение владимиро-волынских священников ухудшилось после аграрной реформы, в результате к-рой они могли рассчитывать лишь на двойной крестьянский надел. Все это ослабляло позиции клироса, безрезультатными были попытки владимиро-волынских клирошан в 80-х гг. XVI в. не допустить расхищения епархиального имущества недостойными архиереями.
Во Владимире-Волынском помимо кафедрального собора и резиденции епископа находился ряд правосл. мон-рей. С XIII в. в городе известны мон-ри: арх. Михаила, св. Апостолов, Спасо-Преображенский, Ильинский. Ряд обителей располагался в городской округе: старейший на Волыни Святогорский Зимненский в 5 км от Владимира, мон-рь Честного Креста на р. Луге в 10 км от города, мон-рь св. Онуфрия на о-ве на р. Луге, мон-рь св. Николая в Литовиже. Новые правосл. мон-ри появились в сер. XVI в., в частности в 30 км от Владимира Иван и Петр Загоровские основали Загоровский мон-рь в честь Рождества Богородицы (совр. дер. Нов. Загоров).
В брестской части епархии положение православных оставалось более тяжелым, чем на Волыни. Здесь с кон. XV в. получила распространение практика, характерная для Польского королевства, когда православные, живущие на территории католич. прихода, должны были давать десятину на содержание костела. Православные боролись за свои права. В 1498 г. правосл. мещане Дрогичина добились уравнения в правах с католиками, в результате чего в городскую раду должно было входить по 7 представителей от каждой стороны. Во 2-й пол. XVI в. в Дрогичине действовали 4 правосл. храма и Спасо-Преображенский мон-рь. В источниках 1-й пол. XVI в. сохранились сведения и о др. правосл. обителях в брестской части епархии: Яблочинском во имя прп. Онуфрия Великого на берегу Зап. Буга, брестском во имя прп. Симеона Столпника и брестском в честь Рождества Пресв. Богородицы. Главой правосл. духовенства в этой части епархии был «протопоп подляшский», стоявший во главе брестского клироса. Т. о., несмотря на трудности, позиции Православия на территории В.-В. е. к сер. XVI в. оставались прочными, однако в этот период в жизни правосл. общества резко проявились мн. отрицательные явления.
С сер. XV в. правосл. обители на территории епархии постепенно переходили под патронат правосл. князей и панов. В ряде случаев король, нуждавшийся в средствах, уступал знатным людям свои верховные права в отношении Церкви (о патронате польск. и литов. правителей над правосл. Церковью см.: Флоря Б. Н. История Киевской митрополии: 1458-1686 // ПЭ. Т. РПЦ. С. 101-102). Так, в 1508 г. Спасо-Преображенский мон-рь во Владимире-Волынском был отдан «в заклад» кн. А. Сангушко вместе с владимирским замком. Первоначально новые патроны заботились об оказавшихся под их покровительством обителях. Однако с XVI в., когда были установлены связи с европ. рынком и земля стала приносить значительные доходы, светские патроны начали присваивать владения мон-рей и разгонять насельников, так что мн. обители прекратили существование. Зимненский мон-рь продолжал пользоваться поддержкой светских патронов - князей Чарторыйских: в 1495 г. в мон-ре был построен каменный храм, в 1566 г. для него был отлит колокол, в обитель делали вклады такие видные представители местной знати, как князья Ф. Сангушко и Богуш Корецкий. В 1570 г. Зимненскому мон-рю принадлежало 6 сел с угодьями. Однако на месте мон-рей во имя арх. Михаила и св. Апостолов во Владимире-Волынском к кон. XVI в. уже находились приходские церкви.
Ухудшение условий для монастырской жизни сопровождалось ослаблением влияния Владимиро-Волынских епископов на свою паству вследствие того, что на кафедру получали назначение недостойные архиерейского сана люди. Нуждаясь в средствах, кор. Сигизмунд II Август раздавал правосл. епископские кафедры светским лицам, готовым открыть ему кредит или оказать др. услуги. Так, в 1563 г. на Владимиро-Волынскую кафедру получил королевскую грамоту войт Луцка И. Я. Борзобогатый. Он не только не принял монашеский постриг, но и не расстался с должностью луцкого войта, вел торговлю и совершал нападения на соседей. Имения кафедры он активно использовал для собственного обогащения и обогащения родственников.
После того как в 1565 г. король передал В.-В. е. Холмскому еп. Феодосию (Лозовскому), между ним и Борзобогатым началась война, во время к-рой сторонники Феодосия взяли штурмом епископскую резиденцию во Владимире. Все это произвело столь неблагоприятное впечатление, что в 1566 г. волынская шляхта ходатайствовала о том, чтобы епископские кафедры на Волыни давались лишь тем, за кого будет просить «все поспольство земли Волынския», т. к. «люди простые и неучоные... втекши к его королевской милости, хлебы духовные одерживают и их убожать и нищать». Занимая в течение длительного времени Владимиро-Волынскую кафедру, Феодосий вел жизнь крупного светского феодала, совершал с вооруженной свитой наезды на соседей и нападения на проезжих на дорогах, обогащал родственников за счет имений кафедры. В 1570 г. король по просьбе «всех обывателей земли Волынское» дал распоряжение, чтобы земли кафедры не отбирали за долги епископа. Все эти нестроения происходили в условиях, когда на волынскую шляхту все большее влияние стали оказывать протестант. учения, в т. ч. одно из самых радикальных - учение антитринитариев.
Отрицательным явлениям в жизни правосл. общества стремились противодействовать просветители, объединившиеся вокруг кн. А. М. Курбского, к-рые ставили перед собой задачу поднять уровень образованности православных. Многое делали для защиты Церкви влиятельные представители правосл. знати, в частности князья Богуш Корецкий и К. К. Острожский. Они заботились о мон-рях на территории своих владений, основали ряд новых обителей, вводили в них общежительный устав. Однако эта деятельность развернулась гл. обр. на территории Луцкой епархии. Во Владимире-Волынском по завещанию брацлавского каштеляна В. Загоровского (1577) при Ильинской ц. была основана больница на 12 чел. и школа.
В результате расхищения владений кафедры Борзобогатым и еп. Феодосием епархиальная собственность пришла в упадок, епископский замок обветшал, кафедральный собор лишился значительной части утвари. Под давлением кн. Острожского епископ и клирос составили соглашение, по к-рому доходы от 7 сел, принадлежавших кафедре, были предназначены на ремонт собора и епископского замка, доходы от 2 сел должны были пойти на содержание при соборе 2 диаконов, 3 дьяков и певчих, доходы от 2 др. сел - на содержание 2 проповедников, такие же средства предполагались на устройство школы и содержание 2 учителей, к-рые обучали бы детей по-гречески и по-славянски, доходы от 1 села должны были использоваться на устройство при соборе больницы. В этом документе отразилась программа оживления и обновления церковной жизни на Волыни, сложившаяся в окружении кн. Острожского.
Наметившиеся перемены к лучшему продолжились при новом Владимиро-Волынском епископе - бывш. архим. Киево-Печерского мон-ря Мелетии (Хребтовиче-Богуринском), вступившем в управление епархией в 1589 г. При участии еп. Мелетия в 1590 г. в Бресте образовалось братство по образцу львовского, устроившее уч-ще при ц. свт. Николая; еп. Мелетий и братское движение поддерживали и взаимодействовали друг с другом. Деятельность еп. Мелетия получила положительную оценку со стороны посетившего западнорус. земли К-польского Патриарха Иеремии II, к-рый сделал его «прототронием» - первым среди епископов Киевской митрополии (ранее это звание принадлежало Полоцкому архиепископу). Еп. Мелетий участвовал в Брестских Соборах 1590 и 1591 гг., целью к-рых было укрепление церковной дисциплины и создание условий для просвещения паствы и ее воспитания в правосл. духе. Еп. Мелетий на Соборах поддержал Киевского митрополита, стремившегося восстановить церковную дисциплину, в частности, подчинение ему епископов, чем вызвал недовольство др. иерархов, уже в то время искавших унии с Римом.
После смерти еп. Мелетия († янв. 1593) при содействии кн. Острожского в марте 1593 г. Владимиро-Волынскую кафедру получил брестский каштелян А. Потей, принявший монашество с именем Ипатий. Предполагалось, что он будет добиваться осуществления проектов по исправлению церковной жизни, намеченных в 80-х гг. XVI в., однако еп. Ипатий стал одним из главных организаторов Брестской унии, и в годы его правления правосл. В.-В. е. перестала существовать.
После приезда на Украину в 1620 г. Иерусалимского Патриарха Феофана IV была предпринята попытка восстановить В.-В. е. В янв. 1621 г. на кафедру был поставлен представитель волынского княжеского рода архим. Трехтемирова мон-ря Иосиф (Курцевич). Хотя 15 марта 1621 г. кор. Сигизмунд III Ваза предписал не допускать еп. Иосифа в епархию, епископ прибыл на Волынь и активно выступил в защиту Православия. Спасаясь от преследования властей и униатов, он был вынужден летом 1625 г. уехать в Россию, после чего В.-В. е. присоединилась к Луцкой епархии. (О последующей истории Православия на Волыни см. статьи: Луцкая и Волынская епархия, Владимир-Волынская и Ковельская епархия.)
Ист.: АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 1. 1859; Ч. 8. Т. 6. 1911; АСЗР. 1890. Т. 11; Левицкий Д. Извлечения из док-тов, относящихся ко времени епископов Владимиро-Волынских Иоанна Борзобогатого и Феодосия Лозовского // Волынские ЕВ. 1872. № 6-7; Polska XVI wieku pod wzlędem geograficzno-statystycznym. T. 8: Ziemie ruskie: Wolyń i Podole / Opis. A Jabłonowski. Warsz., 1889; Archiwum XX. Lubartowiczów Sanguszków w Slawucie. T. 1. Lwów, 1887; T. 3. Lwów, 1890; ПДРКП.
Лит.: Петров Н. И. Краткие сведения о правосл. мон-рях Волынской епархии, в настоящее время не существующих // Волынские ЕВ. 1867. № 2-8; он же. Холмско-Подляские правосл. мон-ри // Памятники рус. старины в зап. губерниях. СПб., 1885. Вып. 7: Холмская Русь; Шпаковский Е. Мелетий Хребтович-Литаврович-Богуринский, архим. Киево-Печерской лавры, Владимирский и Брестский еп. // ТКДА. 1875. № 8. С. 169-206; № 9. С. 436-462; № 10. С. 108-123; Хойнацкий А. Ф. Очерки из истории правосл. Церкви и древнего благочестия на Волыни. Житомир, 1878; Белоруссия и Литва: Ист. судьбы Сев.-Зап. края / Изд. П. Н. Батюшков. СПб., 1890; Теодорович Н. И. Ист.-стат. описание церквей и приходов Волынской епархии. Почаев, 1888-1903. 5 т.; он же. Город Владимир Волынской губернии в связи с историей Волынской иерархии. Почаев, 1893; Макарий (Булгаков). История РЦ. Кн. 3, 5.
Б. Н. Флоря
Книгописание
В XIV - 1-й пол. XVI в. на территории B. B. е. было создано значительное число рукописных книг, но их переписка лишь в малой степени связана с деятельностью местных иерархов и мон-рей и отражает преимущественно инициативу светских заказчиков и белого духовенства (ситуация обычная для Западнорусской митрополии). В 1307 г. мон. Марк переписал в «великой лавре Богородицы» (предположительно владимиро-волынской; см.: Запаско. С. 248-249, кат. № 44) Пандекты Антиоха черноризца (Львов. Нац. музей. РК 48). Волынскими по происхождению (во всяком случае, по языковым особенностям писцов) являются Евангелия-апракос Лаврашевское нач. XIV в. (Краков. Б-ка Чарторыйских. 2097IV) и Ковровское, или Першинское, сер. XIV в. (ИРЛИ. P. IV. Оп. 25. № 30; СКСРК, XIV. № 152), однако место их написания неизвестно.
С посл. трети XV в. сведения о книгописании в В.-В. е. умножаются. В 1471 г. во Владимире-Волынском по заказу А. А. Солтана была переписана Псалтирь с толкованиями Феодорита Киррского (ГИМ. Барс. № 97). В 1475 г. «коморник» кн. М. В. Чарторыйского Артемец Александров написал для мон-ря Новые Печеры Минею служебную на октябрь (ГИМ. Барс. № 1213). В 1489 г. попович Березка «Симеонов сын Долъбнича» из Новогрудка переписал в Каменце (вероятно, Волынском) Торжественник минейный («Четью»), орфография и язык к-рого приближены к языковым нормам Зап. Руси (Киев. ЦНБ НАНУ. Собр. КДА. Леб. 415 - см.: Гнатенко Л. Слов'янська кирилична рукописна книга XV ст. з фондiв Iн-ту рукопису НБУ im. B. I. Вернадського: Кат. К., 2003. С. 142-145; дата списка интерпретирована ошибочно).
Во 2-й - 3-й четв. XVI в. на территории В.-В. е. или Холмской епархии протекала деятельность незаурядного каллиграфа, иконописца-миниатюриста и книжного иллюминатора Андрейчины, широко использовавшего в своем творчестве готические и ренессансные орнаментальные мотивы. Он переписал и украсил Служебник (ГИМ. Воскр. 3-перг., 30-е гг. XVI в.; Запаско. С. 340-343, кат. № 84), исполнил к нему миниатюры на пергамене с изображениями святителей Иоанна Златоуста (с гербом неустановленного заказчика) и Василия Великого, вырезанные в 1-й пол. XIX в. из этой рукописи и хранящиеся в собр. А. Г. Костаки (Афины), переписал Евангелие-тетр, вложенное в 1575 г. Новгородским архиеп. Леонидом в Софийский собор (НГОМЗ. КП2192/КР-1 сер. XVI в.; Запаско. С. 346-351, кат. № 86). Андрейчине по почерку и стилю надежно атрибутируются миниатюры на пергамене, вставленные в Холмское Евангелие XIII в. (РГБ. Рум. № 106. Л. 1-3; Запаско. С. 343-345. Кат. № 85) и Апостол 30-х гг. XVI в. (Сербия. Печ. Б-ка Патриархата. № 30).
Ко 2-й четв. XVI в. относится украшенное 4 миниатюрами и заставками Шерешевское Евангелие (Минск. НХМ), к-рое было создано в юго-зап. Белоруссии. Возможно, на Волыни был написан утраченный ныне Загоровский Апостол, получивший название по мон-рю, куда он был вложен в 1554 г. (Запаско. С. 351-354, кат. № 87); его языковые особенности и богатейшее оформление в ренессансном стиле очень близки Пересопницкому Евангелию. В 1565 г. в Святогорском Зимненском мон-ре по повелению кн. А. Чарторыйского писцом Федором была переписана Кормчая серб. редакции с уставами кн. Владимира и кн. Ярослава и соборными ответами на вопросы Сарайского еп. Феогноста (ЛИМ. № 118; Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 269, № 41). В 1569 г. в г. Корец для кн. Богуша Корецкого дьячок Матьяш переписал сборник слов и житий типа минейного Торжественника (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19, № 103; Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки, церковнослав. и русских. Вильна, 1882. С. 205-216).
Лит.: Боянiвська М. Б. Украïнська рукописна книга в XV - першiй половини XVII ст.: виробництво i поширения: АКД. Львiв, 1994. С. 12-15; Запаско Я. П. Пам'ятки книжкового мистецтва: Укр. рукописна книга. Львiв, 1995.
А. А. Турилов
Архиереи
свт. Стефан (упом. в 1091; † 27 апр. 1094), свт. Амфилохий (27 авг. 1105 - 1122), Симеон (1123-1136), Феодор (1137-1147), Иоасаф (до 1229), епископы: Василий, Никифор, Косма (вместе с еп. Иоасафом упоминаются в 20-60-х гг. XIII в.), Евсигний (упом. в 1287-1289), Афанасий I (хиротонисан в мае 1328; ок. 1353 жил в Переяславле Залесском), Иона I (упом. в 1388), Афанасий II (упом. в 1388-1391), Иоанн (Гоголь; хиротонисан в 1405), Герасим (упом. в 1415, не позднее 1428 переведен в Смоленск), Никифор II (упом. в 1458), Порфирий (упом. в 1470), Феодосий (упом. в 1485), Дамиан (упом. в 1487), Вассиан I (1486/87-1497), Иона II (упом. ранее 1503), Вассиан II (упом. в 1507-1511), Пануфтий (упом. в 1513-1522), Иона III (упом. в 1521-1535), Геннадий (упом. в 1536-1547), Иосиф (Красенский-Борзобогатый; упом. в 1551), в нач. 60-х гг. XVI в. кафедрой владел И. Я. Борзобогатый (упом. в 1562-1563), Феодосий (Лазовский) (управлял епархией с 1565 до 13 апр. 1589), Мелетий (Хребтович-Богуринский) (управлял епархией с 1589 до янв. 1593), Игнатий (Потей) (хиротонисан после 20 апр. 1593, в 1596 принял унию); в 1596-1620 гг. епархией владели униаты; Иосиф (Курцевич; янв. 1621 - лето 1625).
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.