- «ВЛАСФИМИЯ»
[греч. βλασφημία - поношение, кощунство], древнерус. компилятивный трактат, составленный не ранее 1-й четв. XIV в., бо́льшая часть входящих в него статей объединена темой обличения симонии. Известны 2 списка «В.». Древнейший (РНБ. Соф. № 1262. Л. 63 об.- 113, нач. XV в.) находится в составе полемического «Трифоновского сборника», данного вкладом в Троицкий Видогощский мон-рь близ Новгорода. 2-й список содержится в «Потребнике митрополита Макария» (РНБ. Сол. № 1085/1195. Л. 628-684), написанном «дьячишко Алексеем» в 1504 г. для игум. новгородского Лисицкого мон-ря Иоакима. В оглавлениях списков указаны 67 глав, однако «Трифоновский сборник» содержит 62 главы (пропущены главы 63-67), состоящие из 105 статей, «Потребник» - 65 глав (пропущены главы 22-я и 63-я), состоящие из 64 статей. Полностью совпадают в списках тексты 53 глав.
А. С. Павлов, П. Л. Соколов, В. А. Кучкин связывают происхождение «В.» с Переяславским Собором 1311 г., на к-ром сторонники вел. кн. св. Михаила Ярославича Тверского хотели осудить свт. Петра. «В.» содержит единственный известный список «Написания о поставляющих мзды ради», созданного противником митр. Петра мон. Акиндином между 1310 и 1314 гг. и адресованного кн. Михаилу; ему же адресовано послание Патриарха Нифонта I в составе «В.», что может свидетельствовать о создании и первоначальном бытовании трактата в Твери. Имеются аргументы в пользу московского происхождения «В.» (упоминание в 66-й гл. вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты). А. И. Клибанов вслед за А. Д. Седельниковым настаивал на том, что «В.» сформировалась среди стригольников.
Во «В.» приведены правила Вселенских и Поместных Соборов, св. апостолов и св. отцов, Прохирон, отрывки из книг Исаии и Иезекииля, толковых Евангелий, Деяний святых апостолов, Посланий ап. Павла к Коринфянам с толкованиями святителей Григория I Великого (Двоеслова) и Иоанна Златоуста, выписки из трудов святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, преподобных Ефрема Сирина, Анастасия Синаита, Исидора Пелусиота, отрывки из посланий К-польских Патриархов святых Тарасия и Геннадия I, отрывки из «Лествицы» Иоанна, игум. синайского, житий свт. Иоанна Златоуста, прп. Пахомия Великого, апокрифическое правило 165 св. отцов «об обидящих Божия церкви» и др.
Статьи канонического содержания, составляющие основную часть трактата, заимствованы из Кормчей (из 2 ее разновидностей: «Номоканона XIV титулов» без толкований и Кормчей рус. редакции (предположительно Варсонофьевской), с комментариями и полными текстами правил). Среди др. источников «В.» - четьи сборники (типа «Златая цепь»), возможно, переводы с латыни («Правило 60 святых отцов, сшедшихся в граде Риме»); предположение нек-рых исследователей о новых переводах с греч. языка в составе «В.» нуждается в уточнении.
Главы 63-67 основаны на рус. текстах: «Правило митрополита Кирилла II», «Послание Константинопольского Патриарха Нифонта великому князю Михаилу», «Написание о поставляющих мзды ради» Акиндина, «О церковных судех», «Послание Киевского митрополита Никифора к великому князю Владимиру». Данные сочинения лишены тематического единства: 63-я гл. доказывает законность ставленнических пошлин, 64-я и 65-я называют эти пошлины симонией, 66-я ничего не говорит о симонии, 67-я посвящена полемике с латинянами. Писец «Потребника митрополита Макария» осознавал противоречивый характер «В.» и пытался придать сочинению однозначную антисимонийную направленность. В оглавлении он снабдил 63-ю гл. («Правило митрополита Кирилла II») примечанием: «В немже ересь Симона Волхва и Антонина еретика в закон введена. Се правило в начале право, а в конце проклято»,- в тексте памятника эта глава отсутствует.
Составителя трактата в первую очередь интересовали вопросы об объеме дисциплинарной власти архиерея по отношению к подвластному ему духовенству и священника по отношению к своей пастве, о правомерности взимания ставленнических пошлин и платы за требы, об отношении к заподозренным в ереси, трактат осуждает «еретические писания», лжепророчества, волхвование и др. Наряду с обличением симонии важное место во «В.» занимает тема обличения недостойных пастырей (это сближает «В.» со 2-й ред. Измарагда), наиболее ярко раскрытая в 44-й гл. («Слово Иоанна Златоуста о лживых учителях»). «В.» не получила распространения в древнерус. книжности.
Публикации отдельных глав «В.»: Тихонравов Н. С. Летописи рус. лит-ры и древности. М., 1862. Т. 4. С. 105-112; Гальковский Г. Борьба христианства с остатками язычества в Др. Руси. М., 1913. Т. 2; Два послания к вел. кн. Михаилу Ярославичу Тверскому: К-польского Патриарха Нифонта I и рус. инока Акиндина - о поставлении на мзде / Предисл. [А. С. Павлова] // ПС. 1867. Ч. 2. С. 236-253; То же // ПДРКП. Стб. 147-158; «Слово о лживых учителях» // Клибанов А. И. Духовная культура средневек. Руси. М., 1996. С. 301-305.
Лит.: Соколов Пл. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913; Любавский М. К. Древняя рус. история до кон. XVI в. М., 1918; Седельников А. Д. Следы стригольнической книжности // ТОДРЛ. 1934. Т. 1. С. 121-136; Попов Н. П. Памятники лит-ры стригольников: Старший рус. Измарагд // ИЗ. 1940. № 7. С. 34-58; Гранстрем Е. Э. Описание рус. и слав. пергаментных рукописей. Л., 1953. С. 60; Клибанов А. И. Реформационные движения в России. М., 1960. С. 13-34; Кучкин В. А. Источники «Написания» мниха Акиндина // АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 60-68; Алексеев А. И. «Трифоновский сборник» как источник для изучения рус. религиозности кон. XIV-XV вв. // Средневек. православие от прихода до патриархата. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 129-145.
А. И. Алексеев
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.