- ВОЭЦИЙ
Гейсберт Воэций. Портрет. 1-я пол. XVII в.
Гейсберт Воэций. Портрет. 1-я пол. XVII в. [лат. Voetius; нидерланд. Voet, Вут] Гейсберт (3.03.1589, Хёсден - 1.11.1676, Утрехт), голл. пастор и богослов-кальвинист.Род. в протестант. семье, рано потерял отца, погибшего при осаде Бредеворта (1597). В 1604 г. магистрат Хёсдена послал В. в Лейденский ун-т, где он изучал теологию, философию, античную лит-ру, а также приобрел обширные познания в математике, химии и анатомии. Особое влияние на формирование В.-богослова оказал Ф. Гомар. В 1611 г. В. получил место пастора во Влеймене; в 1612 г. вступил в брак с Делианой ван Дист и имел 10 детей, трое из них стали профессорами богословия. В 1617 г. В. служил пастором в родном Хёсдене, изучал араб. и сир. языки. В 1619 г. на Дордрехтском (Дортском) Синоде он выступил против ремонстрантов (арминиан). В 1634-1675 гг. В. был профессором теологии и вост. языков в академии Утрехта (с 1636 Утрехтский ун-т) и пастором местной конгрегации.
Во время обучения в Лейденском ун-те В. оказался в центре дискуссии Я. Арминия и Гомара о Божественной благодати и свободе человеческой воли. Он принял сторону кальвинист. ортодокса Гомара и жестко придерживался этой позиции до конца жизни. После Дордрехтского Синода В. продолжал писать трактаты против ремонстрантов и социниан, защищая незыблемость кальвинист. вероучения. Принял участие в полемике с К. Янсением, в то время профессором теологии в ун-те Лёвена, по вопросу о легитимности протестант. миссии на захваченных католич. территориях, имея опыт проповедника реформатской церкви после освобождения от испанцев в 1630 г. Хертогенбоса. Посетив Англию в 1636 г., В., вдохновленный идеями и деятельностью пуритан, стал лидером нового движения в Голландской реформатской церкви «Дальнейшая реформация» (Nadere Reformation). Это движение призывало к христ. очищению общества через практику индивидуального и общественного благочестия. В. выступал против ростовщичества, танцев, «неестественного» стиля причесок и т. д., призывал строго соблюдать «День Господа» (воскресенье), но новое движение и его сторонники никогда не имели полной поддержки в церкви. Против «отсталого Утрехта» особенно резко высказывались богословы лейденской школы А. Хейден и И. Кокцей. В. занимал строго кальвинист. позицию по вопросу государственно-церковных отношений и полагал, что Церковь должна быть независима от гос-ва, а конгрегации свободны от власти магистратов.
В 40-х гг. XVII в. В. стал одним из основных действующих лиц в т. н. утрехтском кризисе - дискуссии с Р. Декартом, проживавшим в то время в Голландии. В. написал соч. «О природах и субстанциальных формах вещей» (дек. 1641), защищая Свящ. Писание и категории схоластической метафизики от идей Коперника, от атомизма и «новой философии» Декарта, к-рая, по мнению В., вела к атеизму. В 1643 г. по просьбе и при участии В. его ученик М. Схок опубликовал соч. «Удивительный метод новой философии Рене Декарта» (Admiranda methodus novae philosophiae Renati des Cartes. Utrecht, 1643). Декарт ответил «Письмом к прославленному мужу Гисберту Воэцию» (Epistolaad cellebrrimum virum Gisbertus Voetium. Amst., 1643), где изобразил В. политическим интриганом и ученым шарлатаном, «научный» метод к-рого состоит в компиляции бесконечных цитат, аргументов и концепций из различных источников. В. ответил на эти выпады в предисловии к т. 1 «Избранных богословских рассуждений» (Selectarum Disputationum theologicarum. Utrecht, 1648-1669. 5 vol.), объяснив, что он преподает студентам реформатскую теологию и готовит их к пасторскому служению, поэтому считает необходимым познакомить читателей со мн. сочинениями как древних, так и совр. авторов, что при обсуждении теологических вопросов дает им возможность самим выбрать и применить нужное на практике. В богословии Голландской реформатской церкви В., т. о., является создателем направления «практической теологии» (theologia practica), важнейшим компонентом к-рого стала «аскетическая теология» (theologia ascetica). В пособие для буд. пасторов (Exercitia et bibliotheca studiosi theologiae. Utrecht, 1644) В. включил описания различных видов духовных упражнений, образцы проповедей, толкования наиболее трудных библейских стихов, ответы на часто задаваемые каверзные вопросы и т. д. Учениками В. были Г. де Брёйн, Й. Хорнбек, А. Эссений, М. Нетен и др.
Соч.: Proeve van de Cracht der Godsalicheyt. Amst., 1628; Oratio de pietate cum scientia conjungenda.Utrecht, 1634; Desperata causa Papatus, novissime prodita a Cornelio Jansenio. Amst., 1635; Thersites heautontimorumenos. Utrecht, 1635; Sermoen van de nutticheydt der Academien ende Scholen, mitsgaders der wetenschappen ende consten die in de selve gheleert werden. Utrecht, 1636; Exercitia pietatis. Groninchem, 1644; Een kort tractaetjen van de danssen, tot dienst van den eenvoudigen. Utrecht, 1644; Theologisch advys over 't gebruyck van kerckelijcke goederen. Utrecht, 1653; Politica ecclesiastica: In 4 vol. Amst., 1663-1676.
Лит.: Duker A. С. Gisbertus Voetius: In 4 vol. Leiden, 1897-1915, 1989r; Steenblok C. Gisbertus Voetius: Zijn leven en werken. Gouda, 1976; Ruler J. A., van. New Philosophy to Old Standards: Voetius's Vindication of Divine Concurrence and Secondary Causality // Nederlands Archief voor Kerkgeschiedenis. 1991. Vol. 71. P. 58-91; Verbeek T. From «Learned Ignorance» to Scepticism: Descartes and Calvinist Orthodoxy // Scepticism and Irreligion in the 17th and 18th Cent. Leiden, 1993. P. 31-45; Groot A., de Jong O. J. Vier eeuwen theologie in Utrecht: Bijdragen tot de geschiedenis van de theol. fac. aan de Univ. Utrecht. Zoetermeer, 2001.
И. Р. Леоненкова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.