АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ

АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ

Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из Минология XI в. (ГИМ)

Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из Минология XI в. (ГИМ)


Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из Минология XI в. (ГИМ)

[греч. Αὐξέντιος] (ок. 420, Сирия - ок. 470, Вифиния), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф. Род. в знатной семье, получил прекрасное образование. Прибыл в К-поль при имп. Феодосии II, служил в придворной гвардии (в 4-й схоле). Ок. 442 г. ушел в один из вифинских мон-рей, где принял постриг, был посвящен во диакона, а затем и во пресвитера. После этого он удалился для уединенного подвига в пещеру на г. Оксия. Согласно житию А., имп. Маркиан вызвал его на Халкид. Собор (451; см. Всел. Соборы), где А. обличал приверженцев ересей несторианства и евтихианства, однако в актах Собора его имя отсутствует. А. был тесно связан с мон-рем Руфина во время своего второго пребывания в К-поле. Вновь покинув столицу, А. поселился в пещере Скопа в Вифинии. Впосл. на этом месте был основан мон-рь, освященный во имя А. (см. Авксентия святого гора). Здесь А. стал аввой для Вифинии; он духовно провидел кончину прп. Симеона Столпника, вскоре после к-рой почил сам. Мощи А. находились в К-поле, о чем свидетельствуют лат. рукопись нач. XII в. (Digb. lat. 112. Fol. 17-28v): «37. В церкви святого Воскресения лежат святой Авксентий, монах и игумен, и святой Маркиан - пресвитер и казначей Великой церкви» (Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в. / Пер. Л. К. Масиеля-Санчеса // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. C. 436-464) и Антоний Новгородский, видевший мощи А. в 1200 г. во время паломничества по святым местам и записавший в «Книге паломник»: «Ту же лежит св. отец Ауксентей» (Книга паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского в 1200 г. / Под ред. Х. М. Лопарева // ППС. 1899. Вып. 51. С. 1-39, 71-94).

Житие А. составлено Симеоном Метафрастом якобы на основании свидетельств, оставленных Георгием, учеником А., позднее переработано Михаилом Пселлом, к-рый приписывает А. собственные биографические черты (Každan A. // Byz. 1983. Vol. 53. P. 546-556).

Пространное житие святого было переведено на слав. язык к кон. XI в. В XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского переведено краткое житие. В 1-й пол. XIV в. краткое житие вновь перевели на слав. язык в составе Стишного Пролога (видимо, перевод выполнили сербы на Афоне). В XVI в. пространное житие вошло в состав ВМЧ под 14 февр. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 478-481).

Для паломников, приходящих за наставлением, А. слагал «тропари из двух или трех фраз (τροπάρια ἀπὸ δύο ῥητῶν ἢ τριῶν), весьма приятные и назидательные, с очень простой и безыскусной мелодией» (PG. 114. Col. 1416A). На совершаемых преподобным παννυχίς (букв. - панихидах) от 3-го до 6-го часа молящиеся неск. раз повторяли 1, 2, 3-й и т. д. тропари, затем А. пел песнь 3 вавилонских отроков, а народ отвечал припевом: «Пойте и превозносите Его во веки»; после говорилось поучение. Тропари А.: «Бедный и нищий, поем Тя, Господи: Слава Отцу, слава Сыну, слава святому Духу, глаголавшему пророки»; «Воинства в небесех песнь возсылают, и мы на земли славословие: Свят, свят, свят Господь, исполнь небо и земля славы Твоея»; «Содетелю всех рекл еси и быхом, повелел еси и создахомся, повеление положил еси и не мимоидет: Спасе, благодарим Тя»; «Господи сил, пострада и воскресе, явися и вознесеся, приидеши судити мир, ущедри и спаси нас»; «Душею сокрушенною припадаем Ти и молим Ти ся, Спасе мира, Ты бо еси Бог кающихся»; «Седяй на Херувимех и небеса отверзый, ущедри и спаси нас»; «Веселитеся праведнии о Господе, молящиися за нас; Слава Тебе, Господи, Боже святых» (пер. В. В. Василика). Основой тропарей являются цитаты из библейских книг (прежде всего из Псалтири), они содержат реминисценции на символы веры (Никейский, Сирмийский, Никео-Цареградский) и ранние литургические гимны; по форме они ориентированы на семитскую поэзию: тропари состоят из 2 частей - эпиклисиса (призывания) и параклисиса (прошения), обладают определенной метрической урегулированностью, насыщены риторическими приемами (антитезы, гомеотелевты, репризы, параллелизмы и др.). Гимны А.- характерный образец христ. поэзии V в., находящейся на стыке эллинистической и семитской традиций. Тропари А. имеют гимнографические аналогии в папирусе Oxyrynchus 1927 (V-VI вв.) и в метризованных гомилиях прп. Ефрема Сирина.

Ист.: ЖСв. Февраль. С. 277-282; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 165-167; Скабалланович. Толковый Типикон. Вып. 1. С. 365-366; Pétridès S. Notes d'hymnographie byzantine: I. Un Tropaire de saint Auxence // BZ. 1904. Bd. 13. S. 421-423; Wellesz. Byzantine Music and Hymnography. Р. 174-178; Každan A. Auxentios // ODB. 1991. Vol. 1. P. 236; Μιτσάκης Κ. Βυζαντινή ὑμνογραφία. Θεσσαλονίκη, 1971. Σ. 45, 78-84, 168, 331; PG. 114. Col. 1377-1436; ActaSS. Febr. Т. 2. Col. 769-782; BHG, N 199-203С; Joannou P.-P. Démonologie popoulaire-démonologie critique au XI-e siecle. Wiesbaden, 1971. P. 64-132.

В. В. Василик, А. Ю. Никифорова

Гимнография

Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (ГИМ)

Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (ГИМ)


Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (ГИМ)

В визант. Месяцесловах память А. регулярно фиксируется уже в X в. В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) и в к-польском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского отмечена память «преподобного отца нашего Авксентия» и служба ему (Mateos. Typicon. T. 1. P. 232), совершавшаяся подобно службе свт. Григория Нисского 20 янв., с тропарем 3-го гласа: «Τύπος γέγονας τῆς ἐγκρατείας». Студийский устав различных редакций и греч. и слав. служебные Минеи к нему (кон. XI в. ГИМ. Син. Греч. № 181. Л. 67-69об.; XII в. РНБ. Греч. № 227. Л. 116об.- 117об.; XII в. ГИМ. Син. № 164. Л. 99-110об.) содержат память А. и последование (канон Феофана, седален, стихиры). Мессинский Типикон (Arranz. Typicon. P. 122) предписывает петь службу с общим тропарем преподобному (Минея Общая. Л. 69об.). В древних списках Иерусалимского устава (напр., Sin. Gr. 1096, XII в.- см. Дмитриевский. Описание. T. 3. C. 40) А. указана служба с Аллилуия. По совр. рус. и греч. Типиконам поется служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова). Канон А. (4 гласа) написан прп. Феофаном Начертанным († 845), без 2-й песни, с акростихом «Авксентия божественнаго пою премудре». Из синайской рукописи XI в. (Sin. Gr. 602. Fol. 66v - 68) известен др. канон (8 гласа) Германа («̀λδβλθυοτεΟτι ἐν ὄρει ἐπῆρας τὰς ὁσίας χεῖράς σου»), со 2-й песнью, без акростиха (Ταμεῖον. № 494. P. 166). Служба, выписанная в печатной рус. Минее, по составу совпадает с последованием совр. греч. Минеи.

Изд., лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 450, 481; Т. 2. С. 43; Παπαηλιοπούλου-Θωτοπούλου Ε. Ταμεῖον ἀνεκδότων βυζαντινῶν ἀσματικῶν κανόνων. ̓Αθῆναι, 1996. Σ. 166, № 494.

А. Ю. Никифорова

Иконография

А. изображается как старец-преподобный с длинной бородой. Представлен: на миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 399) - с воздетыми в молении руками (орант); на миниатюре Минология (ГИМ. Син. греч. № 183. Л. 59, нач. XI в.); во фресках мон-ря Неа-Мони на Хиосе, сер. XI в.; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- поясное; в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг.,- в рост; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 100, XV в.) - в рост, в правой руке держит крест, левая сложена в жесте приятия благодати. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., описан как старец с остроконечной бородой (Ч. 3. § 13. № 66).

Иконогр.: Kaster K. S. // LCI. Bd. 5. Sp. 298; MenolBas. Torino, 1907. Tav. 399; Wehofer T. M. Untersuchungen zum Lied des Romanos auf die Wiederkunft des Herrn // SAWW. 1907. Bd. 5. 154. S. 11-15; Тренев Д. К., Попов Н. Д. Миниатюры греческого менология XI в. № 183 Московской Синодальной библиотеки. М., 1911. Табл. IV, 13; Миjовић. Менолог. С. 275, 356; Евсеева. Афонская книга. С. 277. № 123; Ерминия ДФ. С. 173.

Е. А. Луковникова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ" в других словарях:

  • АВКСЕНТИЙ Вифинский — (ум. ок. 470), христианский монах отшельник, подвизался в Вифинии на горе Оксия близ Халкидона. Родом из Персии, был царедворцем при дворе императора Феодосия Младшего. Приняв иночество, служил диаконом, затем пресвитером в Константинополе.… …   Энциклопедический словарь

  • АВКСЕНТИЙ Вифинский — (ум. ок. 470) христианский монах отшельник, подвизался в Вифинии на горе Оксия близ Халкидона. Родом из Персии, был царедворцем при дворе императора Феодосия Младшего. Приняв иночество, служил диаконом, затем пресвитером в Константинополе.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Авксентий Вифинский — …   Википедия

  • Евгений (значения) — Евгений  мужское имя. Носители, известные по имени Папы римские Евгений I  папа римский в 654 657. Евгений II  папа римский в 824 827. Евгений III  папа римский в 1145 1153. Евгений IV  папа римский в 1431 1447 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»