«ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ»

«ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ»

[греч. Πᾶσα πνοή - Пс 150. 6], в правосл. богослужении: 1) общий прокимен перед утренним евангельским чтением; 2) стих хвалитных псалмов (Пс 148-150).

1. Пс 150. 6 наряду с 1-м стихом того же псалма составляет общий прокимен, исполняемый на утрене между изменяемым прокимном и чтением Евангелия. Наиболее раннее упоминание о пении «В. д.» перед утренним Евангелием содержится в «Повествовании о путешествии отцов Иоанна и Софрония» (VII в.) (Longo A. Il testo integrale d. «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «ρμηνεῖαι» di Nicone // RSBN. 1965/1966. Vol. 2/3. P. 251-252). С послеиконоборческого времени такая практика стала нормой в визант. монастырском богослужении, она отмечается во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов.

«В. д.» указано также после 8-гласовых воскресных утренних прокимнов и утренних праздничных прокимнов, помещенных в приложении к Типикону Великой ц. (Mateos. Typicon. P. 170-173, 180-187); на Антипасху «В. д.» здесь использовано как самостоятельный прокимен. Вероятно, в богослужение храма Св. Софии «В. д.» вошло под влиянием традиции монастырского богослужения (Ibid. P. 171). Согласно рукописи Типикона XI в. (Dresd. 104A), «В. д.» кроме утрени входило также в состав паннихис в 1-ю седмицу Великого поста (Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие Типиконы. К., 1907. С. 334).

В ныне действующем Типиконе отмечено, что по исполнении прокимна гласа диакон возглашает:   , иерей отвечает:      , лик поет:  , канонарх (или диакон) и хор поют «В. д.» по чину прокимна, а затем следует диаконский возглас перед чтением Евангелия. «В. д.» исполняется тем же напевом, что и прокимен перед ним (по воскресеньям - на глас недели, в остальные дни - на 4-й глас).

2. Будучи последней строкой хвалитных псалмов, стих Пс 150. 6 может также исполняться в их начале, открывая собой псалмы. Наличие этого дополнительного начального стиха обычно обозначается в уставе как «поем «Всякое дыхание»». Хвалитные псалмы начинаются со «В. д.» в те дни года, когда на утрене поется великое славословие в праздничной редакции, а также в нек-рые др. особые дни (напр., в Великую пятницу). Двукратное исполнение стиха Пс 150. 6 - в начале и в конце псалмов - на утрене с праздничным окончанием подчеркивает всеобъемлющий характер восхваления Господа.


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "«ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ»" в других словарях:

  • всякое дыхание — живущее вообще, человек Ср. Речь шла о скуке, этой прародительнице всякого дыхания, хвалящего Господа. Салтыков. Брусин. Ср. Всякое дыхание да хвалит Господа. Ср. Все дышащее да хвалит Господа. Псал. 150, 6 …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Всякое дыхание любит даяние. — Всякое дыхание любит даяние. См. ПРОСЬБА СОГЛАСИЕ ОТКАЗ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Всякое дыхание — Всякое дыханіе (живущее вообще, человѣкъ). Ср. Рѣчь шла о скукѣ, этой прародительницѣ всякаго дыханія, хвалящаго Господа. Салтыковъ. Брусинъ. Ср. Всякое дыханіе да хвалитъ Господа. Ср. Все дышащее да хвалитъ Господа. Псал. 150, 6 …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Что живо, то и хитро. Всякое дыхание хвалит господа. — Что живо, то и хитро. Всякое дыхание хвалит господа. См. ЖИВОТНОЕ ТВАРЬ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • ДЫХАНИЕ — ДЫХАНИЕ. Содержание: Сравнительная физиология Д.......... 534 Дыхательный аппарат............. 535 Механизм вентиляции легких......... 537 Регистрация дыхательных движении..... 5 S8 Частота Д., сила дыхат. мышц и глубина Д . 539 Классификация и… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ — [церковнослав. ; греч. ἀγρυπνία, παννυχίς; лат. vigilia], в широком смысле слова аскетическая практика, состоящая в отказе от сна и продолжительном молитвословии в ночное время суток; в богослужении правосл. Церкви особый комплекс служб суточного …   Православная энциклопедия

  • ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ — Описанное 4 евангелистами (Мф 21. 1 11; Мк 11. 1 11; Лк 19. 28 40; Ин 12. 12 19) одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа Его торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника Пасхи, к рое хронологически и… …   Православная энциклопедия

  • БЛАГОДАРЕНИЕ — [греч. εὐχαριστία], выражение хвалы и прославления Бога, Подателя всех благ; вид христ. молитвы. В Свящ. Писании Б. глубинный религ. ответ твари Богу, с благоговейным трепетом созерцающей Его величие и славу. Евр. слово , переводимое, как правило …   Православная энциклопедия

  • БЕДСТВИЯ СТИХИЙНЫЕ — В Свящ. Писании указывается, что землетрясение, потоп, засуха, голод, эпидемия и проч. Б. с. происходят или непосредственно по воле Божией (Лев 26. 3 4, 18; 2 Пар 7. 13; Пс 103. 32; 148. 8; Иов 37. 6; Иер 14. 22), или по Его попущению (Ам 3. 6),… …   Православная энциклопедия

  • ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ — [греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста; лат. Exaltatio S. Crucis Воздвижение св. Креста], один из главных христ. праздников в правосл. Церкви, входящий в число… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»