- ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич
Петр Андреевич (12.07.1792, Москва - 10.11.1878, Баден-Баден), поэт, лит. критик, гос. деятель. Из древнего княжеского рода. Отец - А. И. Вяземский, сенатор при имп. Павле I, собрал обширную б-ку франц. авторов XVIII в. В 1805-1807 гг. В. обучался в иезуитском коллегиуме в С.-Петербурге и в пансионе при С.-Петербургском педагогическом ин-те, затем вернулся в Москву, получил домашнее образование под рук. профессоров Московского ун-та. Вошел в круг литераторов, посещавших Н. М. Карамзина в Остафьеве, подмосковной усадьбе Вяземских. (После смерти А. И. Вяземского Карамзин стал опекуном В., оказав на него огромное влияние; до конца дней для В. авторитет Карамзина как писателя и человека оставался непререкаем.)
Кн. П. А. Вяземский. Гравюра К. Афанасьева. XIX в. (РГБ)
Кн. П. А. Вяземский. Гравюра К. Афанасьева. XIX в. (РГБ)В 1807 г. В. формально поступил на службу в Московскую межевую канцелярию, через год дебютировал в печати («Послание Жуковскому в деревню»), в 1811 г. женился на кнж. В. Ф. Гагариной. Во время Отечественной войны 1812 г. записался в ополчение, участвовал в Бородинской битве, награжден орденом св. Владимира 4-й степени. В. стал одним из основателей лит. об-ва «Арзамас», в 1816 г. состоялось его знакомство с А. С. Пушкиным, вскоре переросшее в близкую дружбу. В. приобрел известность как ревнитель карамзинского «нового слога», одним из первых заговорил о «народности» в лит-ре, толкуя это понятие в духе политического либерализма (О жизни и сочинениях В. А. Озерова, 1817). В сер. 20-х гг. принял участие в организации ж. «Московский телеграф», публиковал там статьи с анализом совр. лит. явлений.
В 1818-1821 гг. служил в Варшаве чиновником для иностранной переписки при имп. комиссаре, был офиц. переводчиком речи имп. Александра I на открытии польск. сейма (1818), участвовал в разработке конституционных проектов для России. После критики правительства В. был отправлен в отставку, в 1821 г. поселился в Москве, где за ним был учрежден полицейский надзор. Политические стихотворения В., распространявшиеся в списках («Петербург», 1818-1819; «Негодование», 1820), звучали как противоправительственные инвективы, хотя либерализм В. был весьма умеренным. Он был связан со мн. декабристами, но в тайные об-ва не входил и деятельность их не одобрял. Убежденность В. в необходимости либеральных реформ «сверху» диктовалась неприятием «заговоров» и восстаний. Мятеж 14 дек. 1825 г. он впосл. называл «критикой вооруженною рукою» «Истории государства Российского» Карамзина, в к-рой В. видел «полное выражение» России, «каковою сделало ее Провидение, столетия, люди, события и система правления». Представив в 1829 г. имп. Николаю I записку с изложением своих взглядов («Моя исповедь»), В. был вскоре возвращен на службу (в 1830-1846 чиновник особых поручений при министре финансов, в 1846-1855 управляющий Гос. заемным банком, в 1855-1858 товарищ министра народного просвещения, с 1859 сенатор, член Гос. совета, обершенк двора).
В 30-х гг. В. был активным участником лит. жизни, сотрудничал в «Литературной газете» (1830-1831), выступая защитником пушкинского круга писателей от обвинений в «литературном аристократизме» (О духе партий; о литературной аристократии, 1830; и др.), в письме 1832 г. к А. Х. Бенкендорфу протестовал против закрытия журнала И. В. Киреевского «Европеец», в 1833 г. направил правительству меморандум «О безмолвии русской печати», предлагая организовать издание независимого, лояльного к власти журнала. В 1836 г. писал для пушкинского «Современника» (статья о «Ревизоре» Н. В. Гоголя и др.). В эти годы выходили фрагменты кн. «Биографические и литературные записки о Д. И. Фон-Визине», в к-рой В. воссоздал атмосферу лит. и общественной жизни эпохи имп. Екатерины II и дал очерк истории рус. драматургии от А. П. Сумарокова до Гоголя. В 1839 г. В. был избран действительным членом Российской академии (с 1841 ординарный академик ОРЯС АН).
К нач. 40-х гг., остро ощущая свою принадлежность к минувшей эпохе и уходящему поколению («Я пережил...», 1837; «Смерть жатву жизни косит, косит…», 1840; и мн. др.), В. все более скептически откликался на прогрессистские устремления современников («Наш век нас освещает газом…», 1841), с раздражением наблюдал за новыми лит. веяниями (распространение социально-утопических идей, успех В. Г. Белинского и «натуральной школы» и др.). Ощущая себя одиноким хранителем традиций Карамзина и Пушкина, В. в ст. «Взгляд на литературу нашу в 10-летие после смерти Пушкина» (1847) язвительно писал, что ныне «литература переродилась в журналистику», «везде из-под литературной оболочки проглядывают политика, дух партий, задние мысли», что господствующее направление - «направление к расстройству, к беспорядку» и, наконец, что «наша эпоха отвечает исторической эпохе нашего междуцарствия, смут и самозванцев». В ст. «Языков и Гоголь» (1847) выступил в защиту гоголевских «Выбранных мест из переписки с друзьями», проявляя сочувствие к христ. умонастроению автора и противопоставляя его книгу как «событие литературное и психологическое» мелким дрязгам отечественной «книгопрядильной промышленности». В «Воспоминаниях о 1812 годе» (1869) В. расценил роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир» как клеветническое сочинение, «протест против 1812 года».
Кн. П. А. Вяземский. Литография. 1864 г. (РГБ)
Кн. П. А. Вяземский. Литография. 1864 г. (РГБ)К 1840 г. относятся первые стихотворения собственно религ. содержания «Молись! (М. А. Бартеневой)» и «Молитва», заканчивающаяся строками: «Дай умиленье мне молитвы и любви, / Дай память смертную, лампаду в вечер темный». В 40-х гг. свойственные молодому В. религ. индифферентизм и прозап. политические воззрения отступили перед лицом скорбных событий в семье (в 1835, 1840 и 1849 умерли 3 совершеннолетние дочери В.) и революционных потрясений в Европе. В 1849-1850 гг. В. с женой совершил путешествие в Палестину и К-поль, где в рус. посольстве служил их сын Павел. В Иерусалиме В. находился с 4 по 24 мая 1850 г., причащался в Гроба Господня храме, молился на панихиде об умерших родственниках и друзьях. Под впечатлением путешествия написал серию заметок (Путешествие на Восток. СПб., 1883), стихотворения «Палестина» (1850), «Иерусалим» (1850), «Одно сокровище» (1853), «Александру Андреевичу Иванову» (1858), «Памяти Авраама Сергеевича Норова» (1869). Революционное брожение в Европе побудило В. искать опору в России, в ее вере, в обычаях, в ее самодержавии (Святая Русь, 1848), причем во мн. его стихах апология рус. жизни идет за счет развенчания европ. (Масленица на чужой стороне, 1851; Рябина, 1854; и др.). Находясь в 1851-1855 гг. по болезни за границей, В. опровергал тенденциозные обвинения, предъявляемые России в европ. печати во время Крымской войны 1853-1856 гг., напрямую обратился к зап. читателю с 30 письмами, объединенными в анонимно изданной брошюре «Lettres d'un vétéran Russe de l'année 1812 sur la question d'Orient» (Lozanne, 1855). Принципиальность для России восточного вопроса В. обосновал с конфессиональных позиций: «Россия есть то, что она есть, преимущественно потому, что она дочь Восточной Церкви, и потому что она всегда остается верна ей. В Православии заключается ее право на бытие; в нем развивалась протекшая ее жизнь, и в нем задатки ее будущности. […] ...Наша особенность, наша сила, вся наша деятельность, все сосредоточивается в Православии. Остальные международные отношения наши второстепенны и условны». Из патриотических стихотворений В., написанных в то время, выразительно четверостишие «О Русский Бог! Как встарь, Ты нам Заступник буди! / И погибающей России внемля крик, / Яви Ты миру вновь: и как ничтожны люди, / И как Единый Ты велик!» (1855). К этому же году относится ст. «Освящение церкви во имя св. прав. Елисаветы в Висбадене».
В лирике 50-х гг. присутствуют стихотворения исповедального характера (Сознание, 1854) и стихотворные молитвы (Молитва Ангелу-Хранителю, 1850; «Чертог Твой вижу, Спасе мой…», 1858), стихи о Церкви (Церковная молитва, Сельская церковь, 1856). Стихотворение «На церковное строение» завершается строками: «...зачтется мне в замену добрых дел, / Что к Церкви Божией душой я не хладел». Видимо, в то же время написано программное стихотворение В. «Молитвенные думы», где с правосл. Церковью связывается и судьба рус. народа («И грешный наш народ, хоть в искушеньях слаб, / Но помнит, что он сын Креста и Божий раб, / Что Промысла к нему благоговеньем явным / В народах он слывет народом православным»), и судьба каждого человека («Она встречает нас при входе нашем в мир […] И, с нами радуясь и радостям и счастью, / Благословляет их своей духовной властью. / Когда над нами час ударит роковой, / Она нас с берега проводит на другой, / И в этот темный путь, где все нас разом бросит, / Одна Ея звезда луч упованья вносит; / За нас и молится и поминает нас, / Когда уж на земле давно наш след угас… / Нам Церковь, в жизнь и смерть, заботливая мать…»).
С 1863 г. В. почти безвыездно проживал на заграничных курортах, писал воспоминания о дворянской культуре и быте кон. XVIII - нач. XIX в. (Допотопная или допожарная Москва, 1865; Московское семейство старого быта, 1877; и др.). Он пересмотрел и готовил к печати «Записные книжки», к-рые вел с 1813 г. на протяжении всей жизни. В 1878 г. В. принял участие в подготовке полного собрания своих сочинений, написал «Автобиографическое введение», но выхода 1-го тома не дождался. Последние годы жизни В. были омрачены тяжкими недугами (постоянные головные боли, бессонница), основным мотивом написанных тогда стихотворений стал ропот на Творца («Свой катехизис сплошь прилежно изуча…», 1872; «Все сверстники мои давно уж на покое…», 1872; «Куда девались вы с своим закатом ясным…», 1874; цикл «Хандра с проблесками», 1876; и др.). Похоронен в Александро-Невской лавре в С.-Петербурге.
Арх.: РГАЛИ. Ф. 195; РГБ ОР. Ф. 63; РНБ. Ф. 167.
Соч.: ПСС. СПб., 1878-1896. 12 т.; Остафьевский архив кн. Вяземских. СПб., 1899-1913. М., 1994р. 5 т.; Записные книжки (1813-1848). М., 1963; Соч.: В 2 т. М., 1982; Эстетика и лит. критика. М., 1984; Стихотворения. Л., 1986; Записные книжки. М., 1992.
Лит.: Сухомлинов М. И. Кн. П. А. Вяземский. СПб., 1879. (Сб. ОРЯС; Т. 20); Wytrzens G. P. A. Vjazemskij. W., 1961; Kauchtshischwili N. L'Italia nella vita e nell' opera di P. A. Vjazemskij. Mil., 1964; Гиллельсон М. И. П. А. Вяземский: Жизнь и творчество. Л., 1969; Ивинский Д. П. Кн. П. А. Вяземский и А. С. Пушкин. М., 1994; Моторин А. В. Худож. вероисповедание кн. П. А. Вяземского // Христианство и рус. лит-ра. СПб., 2002. Сб. 4. С. 209-249.
В. Л. Коровин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.