- ГЕОРГИЙ ИЗ САГЛЫ
Георгий из Са́глы [или Георгий из Гасчи; эфиоп. - , или - ] (XIV-XV вв.) (пам. эфиоп. 7 хамле (1 июля)), эфиоп. св., церковный деятель, автор многочисленных работ. Среди ученых нет единого мнения о том, идентичен ли Г. С. Георгию из Гасчи. Одни считают, что это одно и то же лицо (Таддесе Тамрат, Гетачеу Хайле, Колен), другие полагают, что это тезки, жившие в разное время (Я. Бейене).
Г. C. род. в мест. Сагла, вероятно, в начале правления эфиоп. царя Давида II (1380-1412). Согласно Житию Г. C., составленному в XV в., вскоре после смерти святого, его отец, к-рый был священником царской походной церкви, отправил сына учиться в школу в островном мон-ре Дэбрэ-Хайк-Эстифанос. Настоятель этого мон-ря Сарака Берхан († 1403) был убежденным противником идеи почитания субботы наряду с днем воскресным, к-рая широко обсуждалась тогда в эфиоп. церковных кругах. Г. C. оказался сторонником этой идеи и впосл., заняв место своего отца, стал активно ее пропагандировать. Г. С. получил при дворе должность воспитателя царских сыновей, и, вероятно, именно он учил буд. эфиоп. царя Зара Якоба и внушил ему идею субботствования. Богословская ученость, лит. труды и поэтический талант снискали Г. С. благоволение эфиоп. царей Давида II и Исаака (1413-1430), а его субботствование - стойкую неприязнь митрополита Варфоломея (1399-1436) и насельников мон-ря Дэбрэ-Либанос. Царь Давид назначил Г. С. «рукоположенным», т. е. протоиереем мон-ря Дэбрэ-Дамо и благочинным этой округи; случалось, что Г. С. был при дворе в опале. В конце концов он удалился в Гасчу, в мон-рь, основанный св. Бацалотой Микаэлем, был избран его настоятелем и скончался там в 1417 г.
Лит. наследие Г. C. велико; ему приписывают 10 произведений: «Органон восхваления», «Восхваление Креста», «Восхваление Девы», «Восхваление апостолов», в области литургики - новый эфиоп. часослов (Книга славословия дневного и ночного), к-рый почти полностью вытеснил из употребления прежний, а также «Молитву преломления». Г. С. написал также книгу «Толкование веры». В 1424 г. он создал «Книгу Таинства» - большое сочинение, называемое эфиоп. Summa Theologicae по тому значению, к-рое оно оказало на развитие богословской мысли в Эфиопии.
Ист. и соч.: Vie de Georges de Sagla / Ed. et trad. G. Colin. Lovanii, 1987. (CSCO; 492-493. Aethiop.; 81-82); Giyorgis di Sagla. Il Libro del Mistero (Mashafa Mestir): I-II / Ed. et trad. Yaqob Beyene. Lovanii, 1990. (CSCO; 515-516, 532-533. Aethiop.; 89-90, 97-98).
Лит.: Taddese Tamrat. Church and State in Ethiopia: 1270-1527. Oxf., 1972. P. 222-225; Sergew Hable Sellassie. Giorgis Zegasitcha: Teacher and Author // The Ethiopian J. of Education. 1975. Vol. 8. P. 15-32; Getatchew Haile. The Forty Nine Hour Sabbath of the Ethiopian Church // JSS. 1988. Vol. 33. P. 233-254; Yaqob Beyene. La dottrina d. Chiesa Etiopica e il «Libro del Mistero» di Giyorgis di Sagla // RSE. 1989. Vol. 33. P. 35-88; [Georgius of Sagla] // Amharic Church Dictionary / Ed. Sergew Hable Sellassie, аssist.: Fikre Dengel Beyene, F. Heyer. Hdlb., [1991]. [Vol. 5]. P. 74-83; Лурье В. М. Авва Георгий из Саглы и история юлианизма в Эфиопии // ХВ. 1999. Т. 1 (7). С. 317-323.
С. Б. Чернецов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.