ГЕРАСА


ГЕРАСА

Гера́са [греч. Γέρασα; совр. Джараш, Иордания], один из крупнейших городов Десятиградия. Г. стоял на международном торговом пути с севера на юг (т. н. царская дорога), примерно посередине между Мёртвым и Галилейским морями, в 30 км от р. Иордан.

Через город протекает небольшая р. Иавок (у античных авторов Золотая река, совр. Эз-Зарка). В НЗ имя Г., возможно, косвенно звучит в производной форме в ряде греч. рукописей в рассказе о чуде исцеления Христом бесноватых из «страны Герасинской» (Мк 5. 1; Лк 8. 26, 37 - по NAG). Др. версии прочтения этого топонима - Гадара и Гергеса - возникли из-за близости написания топонима в греч. языке и расположения этих городов в одной зоне, восточнее Иордана. Из Г. был родом древнегреч. математик и философ неопифагорейского направления Никомах (ок. 1-й пол. II в. до Р. Х.).

Юж. тетрапилон на Кардо Максимус в Герасе

Юж. тетрапилон на Кардо Максимус в Герасе


Юж. тетрапилон на Кардо Максимус в Герасе

Г.- один из самых широко известных памятников археологии эллинистическо-рим. эпохи, сыгравший значительную роль в развитии изучения Св. земли. Г. развивалась как греч., а затем как рим. колония со смешанным эллинистическо-араб. населением. Согласно письменной традиции, Г. основал Александр Македонский как поселение ветеранов; известна надпись, упоминающая македонян в числе первых поселенцев. После того как Заиорданье было отторгнуто от Египта Селевкидами, Г. нек-рое время называлась Антиохией-на-Хрисорроасе в честь одного из Антиохов, III или IV: надписи, в т. ч. на монетах, составлялись здесь от имени граждан «...города антиохийцев, ранее жителей Герасы». Во время землетрясения в Иерихоне (31-30 гг. до Р. Х.) Г. сильно пострадала, но была быстро восстановлена. В эпоху Маккавеев ее захватил Александр Яннай (ок. 85 г. до Р. Х.) (Ios. Flav. De bell. I 4. 8), а затем Помпей (63 г. до Р. Х.), после чего Г. вошло в Десятиградие (созданное римлянами для прикрытия юж. границы империи) как город-гос-во. В I Иудейскую войну (66-70 гг. по Р. Х.) Г. наряду с др. сир. городами разграбили евреи в отместку за убийства, учиненные римлянами в Кесарии Приморской (Ibid. II 18. 1); позже ее захватили римляне по приказу имп. Веспасиана (Ibid. IV 9. 1). В нач. III в. имп. Каракалла наградил Г. почетным титулом Colonia Aurelia Antoniniana.

В визант. эпоху церковная жизнь Г. отмечена присутствием ее епископов на Соборах в Селевкии (359) и Халкидоне (451). Согласно сообщению Георгия Кипрского (VI в.), Г. являлась 7-м городом пров. Аравия (Georgii Cyprii Descriptio orbis romani. N 1063 / Ed. H. Gelzer. Lpz., 1890. P. 54). В 746 г. Г. была разрушена землетрясением и залита селевым потоком, превратившим ее в своего рода «иорданские Помпеи», сохраняющие древний облик лучше др. античных городов Палестины и Заиорданья.

Г. уверенно отождествляется с совр. г. Джараш в Иордании (40 км севернее Аммана) по созвучию имен, по данным эпиграфики (зафиксировано ок. 150 надписей) и обильных нумизматических находок и по упоминаниям в источниках: Иосиф Флавий помещает Г. на вост. границе Переи (Ios. Flav. De bell. III 3. 3), еп. КесарийскийЕвсевий - рядом с Амманом (Euseb. Onomast. 102. 19), определяя ее местоположение рядом с горой Галаад (idem. 64. 2) в Перее (idem. 94. 26-27). После араб. завоевания Джараш стал одним из адм. центров в округе Урдун. По мере упадка города он со 2-й пол. X в. исчезает из перечней провинциальных центров. В нач. XII в. атабек Дамаска возвел здесь крепость, взятую крестоносцами в 1121 г. Арабский географ Якут (1-я пол. XIII в.) и позднейшие авторы описывали Джараш как нагромождение развалин. Тем не менее какое-то незначительное поселение в этом районе существовало, оно фигурирует в османских налоговых реестрах XVI в. (без упоминания о проживании там христиан). Впосл. под давлением бедуинов Джараш был покинут жителями, путешественники нач. XIX в. описывают его как необитаемый. Постоянное население снова появилось там только в 1878 г., когда на территории города были размещены мусульманские переселенцы с Кавказа.

Форум и колоннада в Герасе

Форум и колоннада в Герасе


Форум и колоннада в Герасе

Руины Г.- важный объект археологии христианской. Это прекрасно сохранившийся образец процветающего города рим. провинции на Ближ. Востоке. Остатки колоннадных улиц, языческих храмов, христ. церквей, столпы к-рых, увенчанные капителями, высились на месте Г. в XVIII-XIX вв., служили точкой притяжения мн. экспедиций, изучавших Палестину и Иорданию.

Г. была открыта У. Я. Зеетценом в 1806 г., затем ее осмотрели Я. К. Буркхардт (1812), Бакингем (1816) и мн. др.; первое научное описание принадлежит Г. Шумахеру (1902). Ранее Г. посещали, описывали и пытались исследовать рус. ученые Н. П. Кондаков (экспедиция ИППО в Сирию и Палестину, 1891-1892 гг.) и Ф. И. Успенский. Археологические раскопки в городе велись с 1925 г. Важнейшие сезоны 1928-1930 гг. провела экспедиция Йельского ун-та (США) и Британской школы археологии в Иерусалиме под рук. Дж. У. Кроуфута, открывшая не менее 15 раннехрист. памятников; здесь работали Дж. Хорсфилд, К. С. Фишер, Н. Глюк, Л. Хардинг. С 80-х гг. широкие раскопки и реставрации ведутся международными экспедициями под эгидой Департамента древностей Иордании (команды археологов из Великобритании, США, Италии и др.).

Археологически город в собственном смысле слова появляется только в эпоху эллинизма (хотя незначительные поселения существовали, по-видимому, уже с позднего каменного века). Его стены (толщиной ок. 3 м) имели 101 башню и образовывали круг диаметром 9,5 км. К 75 г. до Р. Х. Г. имела планировку по гипподамовой системе (сеть улиц, к-рые перекрещивались под прямым углом через равные промежутки). Хорошо сохранилась часть главных улиц, расположенных с севера на юг (Кардо Максимус) и 2 поперечных, протянувшихся с востока на запад (Декуманус Максимус). В I в. по Р. Х. был сооружен эллипсовидный форум, обрамленный полукруглой колоннадой в ионическом стиле, и открытой к югу; на север от него уходила Кардо Максимус. За юж. городской стеной был построен храм Зевса Олимпийского (22-43 гг. по Р. Х.), театр с 33 рядами на 3 тыс. мест (после 50 г. по Р. Х.), ипподром с местами на 15 тыс. зрителей (I-II вв.). Ок. 150 г. был сооружен огромный храм Артемиды на зап. стороне главной улицы. Во II - нач. III в. Г. достигла вершины процветания и насчитывала ок. 20-25 тыс. жителей. Кардо Максимус, названная в честь имп. рода Виа Антониниана, стала колоннадной.

Св. Мария. Мозаика одного из христ. храмов Герасы. 611 г.

Св. Мария. Мозаика одного из христ. храмов Герасы. 611 г.


Св. Мария. Мозаика одного из христ. храмов Герасы. 611 г.

Памятники первых веков христианства или места почитания, к-рые были бы связаны с описанным в Евангелии чудом исцеления, в Г. неизвестны. В визант. период в Г. было построено не менее 13 храмов, к-рые погибли в VIII-IX вв. и более не восстанавливались.

Благодаря высокой степени сохранности руин и их изученности Г. стала одним из первых мест, где удалось проследить трансформацию античного полиса в христ. город (см.: Crowfoot). Уже в 350-375 гг. (или в 400-х) возвели огромный (длиной 45-50 м) собор. При этом строители собора использовали храм Артемиды как каменоломни (одна из церквей заняла часть пропилей бывш. языческого храма). Главными заказчиками церковного строительства были епископы. К VI в. формирование христ. Г. было завершено; этим веком датируются: церковь, построенная Прокопием (526-527), а также храмы святых Петра и Павла, св. Иоанна Предтечи, св. Георгия, св. Дамиана и др.; лишь нек-рые восходят к V в.: крестообразная в плане ц. Пророков, апостолов и мучеников (дата приведена в мозаике пола: 461-465). Трансформации подвергались не только языческие храмы, но и синагоги: одна из них, стоявшая на холме к западу от храма Артемиды, была превращена в ц. Синагоги (530): ориентировка нового здания сменилась с западной (к Иерусалиму) на восточную, а поверх мозаик с изображением потопа и евр. надписями были настланы новые, с христ. сюжетами. За 3 года до персид. нашествия (614) в Г. была построена последняя из открытых пока церквей - ц. еп. Генесия (611). После нашествия персов Г. оставалась христ. городом еще ок. 100 лет. Затем археология фиксирует начало уничтожения изображений живых существ на мозаиках и разрушение храмов. Землетрясение 746 г. прервало развитие Г., заставив жителей бросить имущество, покинуть город и более не возвращаться.

Руины раннехрист. базилики в Герасе

Руины раннехрист. базилики в Герасе


Руины раннехрист. базилики в Герасе

Сложно устроенный епископальный комплекс в Г. важен для понимания развития ранней церковной архитектуры и взаимоотношений в ранневизант. обществе. Он стоял к западу от Кардо Максимус и южнее храма Артемиды на ступенчато повышавшихся террасах и включал собор и др. базилики, дворы и фонтаны, жилища клириков и бани. Его постепенно расширяли и достраивали в V-VI вв., пока он не достиг протяженности ок. 180 м. Начало строительства городского собора датируют по появлению епископа Г. на Соборе в Селевкии (359) и по свидетельству Епифания Кипрского (Epiph. Adv. haer. 51. 30 // PG. 41. Col. 941 A) (ок. 375), где упоминается о фонтане в Г., у к-рого ежегодно совершалась мистерия превращения воды в вино. По-видимому, это происходило во дворике западнее собора (он размещался на месте снесенного языческого храма в честь младенца Диониса). Изначально квадратный и окруженный колоннами, дворик даже после перестройки этой части комплекса сохранил фонтан (воду к к-рому подводили по свинцовым трубам) и особое место для епископа в зап. части. 3-нефный одноапсидный базиликальный собор имел входы с севера и юга, его алтарь отделял мраморный темплон, с юго-запада стояла кафедра. Колонны, капители и почти весь камень были взяты из ранних построек. С севера двора лестница вела в проход, выводивший на улицу, а рядом с лестницей в VI в. помещалась мастерская по изготовлению мозаик. С юга имелась маленькая капелла и мемориальная церковь в память ктиторов (о чем сказано в мозаичной надписи).

2 марша ступеней с запада вели в сев. храм базиликального типа св. Феодора. Его дата (494-496) и посвящение названы в 2 надписях - над главной зап. дверью базилики и над внешним порталом храма; в этой надписи свящ. Эней оставил риторическое сочинение из 10 строк, прославлявшее очищение св. места, оскверненного в языческом прошлом «кровью и смрадом от убийства жертвенных животных». Пол церкви вымощен плитами цветного мрамора и известняка, составляющими орнаментальные композиции. На юго-западе расположен углубленный в пол баптистерий, а на юго-востоке - маленькая капелла с мозаичным полом. Атриум базилики состоит из колоннады, идущей по 3 сторонам двора, и небольших помещений, украшенных мозаикой. Серия комнат на севере - жилые помещения для клира, а на юге - еще одна маленькая капелла. После землетрясения колонны храма сохранились целиком - никаких попыток реконструкции или вторичного использования не предпринималось.

Юж. церковь базиликального типа, посвященную св. Георгию, продолжали использовать до VIII в.; она единственная из 3 сохранила ступень синтрона; в ней найдены 2 реликвария и остатки от 2 темплонов - возможно, это свидетельство переноса в храм оборудования из других, уже разрушенных церквей. Между сев. и юж. церквами находился храм св. Иоанна (464-465) с оригинальным планом: круг, вписанный в квадрат, с квадратным световым четвериком на 4 больших колоннах. По-видимому, это упрощенный вариант собора в Босре (Сирия), к-рый старше на неск. лет. Т. о., в Г. фиксируется очень ранний случай применения крестообразной купольной композиции, знаменовавший начало нового этапа в архитектуре Византии.

Все 3 церкви имели общий атриум с рядом колонн по одной стороне, отделяя прилегавшую к храму полосу мозаики; снаружи каждой церкви помещались сосуды для св. воды. С северо-востока базилики св. Феодора шел коридор с полом из красных и белых квадратов, за к-рым начинался комплекс бань (вход в них был с улицы, идущей вдоль двора храма Артемиды), построенных еп. Плакком в 454-455 гг.

Лит.: Buhl F. Djarash // FEI. Vol. 2. P. 1017; Crowfoot J. W. Churches at Jerash: A Prelim. Rep. of the Joint Yale-British School Expedition to Jerash, 1928-1930. L., 1931; Kraeling C. H. Gerasa: City of the Decapolis. New Haven, 1938; Browning I. Jerash and the Decapolis. L., 1982. P. 92-102, 180-207, 209-211; Gerasa I: Rep. of the Italian Archaeol. Expedition at Jerash: Campaignes 1977-1981 // Mesopotamia. 1983. Vol. 18/19. P. 5-134; Jerash Archaeol. Project: 1981-1983 / Ed. Z. F. Amman, 1986; Negev A. Gerasa // The Archaeol. Encyclopedia of the Holy Land. N. Y., 1986. P. 152-153; Jerash Archaeol. Project: 1984-1988 / Ed. F. Zayadine // Syria. 1989. Vol. 66.

Л. А. Беляев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "ГЕРАСА" в других словарях:

  • Гераса —          греч. город в Иордании, основан в эпоху Александра Македонского. Хорошо сохран. открытый театр, форум, термы, храм …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Гераса —         (греч. Gerasa), совр. Джарат, греч. город в Иордании, основан в эпоху Александра Македонского. Хорошо сохранились открытый театр, форум, термы, храм. Вызывает интерес техника сооружения бассейна размерами 155,5 х 55 м, пригодного для… …   Словарь античности

  • ДЕСЯТИГРАДИЕ — [Декаполис; греч. Ϫεκάπολις], встречающееся в Евангелиях (Мф 4. 25; Мк 5. 20; 7. 31) и принятое в эллинистическо рим. эпоху название группы городов, лежавших (кроме Скифополя) к востоку от р. Иордан и Галилейского м. (Геннисаретского оз., совр.… …   Православная энциклопедия

  • Герас (мифология) — Эта статья  о мифологическом персонаже. О других реалиях с этим наименованием см. Герас …   Википедия

  • ИОРДАНИЯ — Петра. Гробница с урной. 1 я четв. I в. Петра. Гробница с урной. 1 я четв. I в. [Иорданское Хашимитское Королевство], гос во в Зап. Азии. Граничит на севере с Сирией, на северо востоке с Ираком, на востоке и юге с Саудовской Аравией, на западе с… …   Православная энциклопедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… …   Православная энциклопедия

  • Декаполис (Ближний Восток) — У этого термина существуют и другие значения, см. Декаполис. Декаполис (греч.: deka, десять; polis, город; в славянском и русском переводе Библии  Десятиградие)  группа из десяти античных городов восточнее Иорданской долины, с юго… …   Википедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ III — Литература Визант. лит ра, словесность и книжность в целом составляют труднообозримый массив духовного наследия христ. империи. Его освещение предполагает обращение ко мн. видам и жанрам лит ры, в первую очередь к святоотеческой, богословской лит …   Православная энциклопедия

  • Иордания —         Иорданское Хашимитское Королевство (Аль Мамляка аль Урдуния аль Хашимия), государство в Западной Азии. Граничит на С. с Сирией, на В. и С. В. с Ираком, на Ю. и Ю. В. с Саудовской Аравией, на З. и С. З. с Израилем. На Ю. З. омывается… …   Большая советская энциклопедия

  • Гадаринская страна — упоминаемая в евангелиях область. По определению ев. Луки (Лук. VIII, 26) область эта лежала против Галилеи , т. е. к В от Галилейского озера. Та же область у ев. Матвея (Мф. VIII, 28) называется страной Гергесинской . Названия эти заимствованы… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.