- ГИВАРГИС
Гива́ргис (сир. , араб. ) (575 - янв. 615), христ. мч. (пам. сир. 14 кануна II (14 янв.)). Пострадал во время гонений Хосрова II. Подробное жизнеописание Г. составлено его современником Бабаем Великим, архимандритом обители на горе Изла, краткое содержится в Анонимной сирийской хронике времени Сасанидов и более поздних сир. сочинениях.
Г. (в зороастризме - Михран-Гушнасп) род. в аристократической иран. семье в Кашкаре (область на левобережье Тигра, восточнее Вавилонии). Его отец был остандаром (губернатором) Нисибина, дед по отцу - префектом в Нов. Антиохии (одной из частей пятиградия сасанидской столицы), дед по матери - мобедом (главой зороастрийского жречества). Юношу определили пажом во дворец шаханшаха для продвижения по служебной лестнице и занятия гос. должностей. Когда в окрестностях столицы вспыхнула эпидемия чумы, Михран-Гушнасп бежал из города в одно из своих имений и доверил управление землей и всем имуществом христианину. В 595 г., как сказано в источниках, Бог избрал Михран-Гушнаспа для служения истинной вере, и он принял крещение из рук Симеона ибн Джабира, еп. Хиры, к-рый в 593 г. крестил лахмидского царя Нумана. Обращенный cменил имя, став Г., освободил своих рабов, роздал имущество родственникам и удалился в пустыню. Симеон рукоположил Г. во иерея. Его родная сестра последовала примеру брата и была крещена католикосом Сабришо (596-604), приняв имя Мария. Оба решили посвятить жизнь отшельничеству и совершили паломничество на св. гору Изла. В Нисибине Мария ушла в жен. мон-рь, а Г. стал учиться в Нисибинской духовной школе. При наставничестве архим. Дадишо Г. утвердился на позициях несторианства. Он сопровождал еп. Хиры Симеона в поездке в К-поль. По возвращении оттуда Г. выполнил свой обет и стал монахом обители Авраама Кашкарского, руководимой в то время его преемником Дадишо. В этом мон-ре Г. находился вместе с Бабаем Великим. По сведениям «Хроники Сеерта», там же Г. написал «Книгу, опровергающую веру магов и разоблачающую все их ложные таинства». После смерти патриарха-католикоса Григория I (608-609) епископы Церкви Востока, полагаясь на обширные знания Г. и прежние связи в кругах иран. аристократии, привлекли его к составлению коллективного послания монарху с просьбой разрешить избрание нового католикоса. В сопровождении 2 священников и 2 диаконов Г. прибыл в царскую резиденцию. На просьбу христиан Хосров II ответил, что для получения разрешения они должны подтвердить истинность своей веры. По одним данным, придворный царя предложил устроить словесное состязание представителей Церкви Востока и сирийцев-яковитов (сторонников монофизитства), по другим - яковит Гавриил Шигарский, личный врач шаханшаха, сам вызвал оппонентов на словесное единоборство. Епископы Церкви Востока определили группу участников диспута со своей стороны, включив в нее митрополитов Адиабены и Бет-Гармая (Гармакана), Г. и 2 епископов. Г. и Хенанишо было поручено составить текст исповедания веры. В «Деяниях» соборов Церкви Востока V-VII вв. он помещен в виде приложения к Собору Григория I (605).
Полемика представителей несториан и монофизитов по вопросу о природе Христа состоялась весной 612 г. Несторианские источники сообщают о победе единоверцев. По данным «Хроники Сеерта», Хосров II, ознакомившись с текстом несториан, заявил: «Если и существует истинная христианская вера, то это - вера Нестория». Но из послесловия к тексту исповедания веры следует, что благоприятное для представителей Церкви Востока заявление монарха не было поддержано практическими действиями. Под влиянием монофизитского (яковитского) окружения Хосров II не решался открыто поддерживать их оппонентов. Разногласия 2 ветвей христианства в Иране еще более обострились после того, как при поддержке царицы Ширин яковиты попытались отобрать у несториан мон-рь св. Сергия. Благодаря Г. мон-рь удалось отстоять, но эта победа стоила ему жизни. По доносу придворных яковитов Г. был обвинен в отступничестве от зороастризма и заточен в тюрьму. В течение года и 8 месяцев его подвергали пыткам и истязаниям, требуя отречения от христианства. Не добившись согласия, его распяли на сенном рынке сасанидской столицы. Верующие сняли тело мученика с креста и похоронили в обители св. Сергия. Части мощей Г. были доставлены в др. мон-ри.
Ист.: Nöldeke Th. Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden: aus d. arab. Chronik d. Tabari / Übers. u. mit ausführlichen Erläuterungen u. Erg. versehen. Leiden, 1879. S. 287, 292, 299; Hoffmann G. Auszüge aus syr. Akten persischer Märtyrer. Lpz., 1881. S. 91-108. (Abhandl. f. d. Kunde d. Morgenlandes; Bd. 7, N 3); Histoire de Mar-Yabalaha, de trois autres patriarches, d'un prêtre et de deux laïques nestoriens / Ed. P. Bedjan. P., 1895, P. 416-571; Chabot. Synod. orient. P. 567-598; Histoire nestorienne: (Chronique de Séert) / Publ. et trad. par A. Scher, R. Griveau. P., 1919. Pt. 2. Vol. 2. P. 498, 536-539. (PO; T. 13, Fasc. 4).
Лит.: Labourt. Christianisme dans l'empire perse. P. 215, 225-230; Christensen A. L'Iran sous les Sassanides. Copenhague, 1936. P. 483-484; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. С. 38, 68-70, 210-212.
А. И. Колесников
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.