ГЛИНСКАЯ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

ГЛИНСКАЯ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

(ставропигиальная УПЦ), находится в с. Сосновка Глуховского р-на Сумской обл. (Украина).

Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Литография XIX в.

Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Литография XIX в.


Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Литография XIX в.

По преданию, зафиксированному в 1-й пол. XIX в. прп. Филаретом (Данилевским) (Ист. описание Глинской Богородицкой пуст. СПб., 1835), Г. п. основана на месте явления в 1-й пол. XVI в. местным пчельникам на сосне чудотворной Глинской Рождества Пресв. Богородицы иконы. Вскоре, вероятно, насельниками Молченской Софрониевой пуст. была построена часовня. В кон. XVI в. житель Крупецкой вол. Фома Милонов с товарищами построил на месте явления иконы деревянную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Возможно, в XVII в. при храме селились пустынники, в т. ч. постриженики путивльского Молченского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря, к-рый, согласно Межевой книге на земли в Крупецкой вол. 1685 г. (РГАДА. Ф. 1255. Оп. 4. Д. 23), с 1648 г. владел «Глинским ухожьем». Грамотой царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1693 г. подтверждалось право Путивльской обители на земли Глинского ухожья Севского у. Крупецкой вол. Грамотой патриарха Иоакима 1689 г. игум. Феодосию иеромонахи путивльского Молченского мон-ря обязывались регулярно служить в Глинской Богородице-Рождественской ц.

XVIII в.

Когда 13 дек. 1703 г. Петр I пожаловал Крупецкую вол. гетману И. С. Мазепе, Г. п. отошла Киевской митрополии. Ок. 1704-1706 гг. по благословению Киевского митр. Варлаама (Ясинского) она была приписана к Бутыринскому Петропавловскому мон-рю Глуховского у. Черниговской губ., а в 1708 г., после измены Мазепы, пожалована кн. А. Д. Меншикову, к-рый стал благотворителем обители. Он отдал Г. п. ок. 5 тыс. га земли, построил кельи и деревянную ц. в честь Вознесения Господня (1724). В донесении 1730 г. Киевского архиеп. Варлаама (Ванатовича) в Святейший Синод сказано, что Г. п. благодаря дару «князя Меншикова стала обширнейшей» (РГИА. Ф. 796. Оп. 10. Д. 448). Указами имп. Анны Иоанновны и Синода от 11 окт. 1731 г. Г. п. вошла в подчинение Синодальной области и приписана к путивльскому Молченскому мон-рю, в 1764 г. стала самостоятельной, заштатной.

Братия

Достоверные сведения о насельниках Г. п. XVII в. отсутствуют, 8 сент. 1704 г. в обители принял постриг мон. Иона Суздалец, 7 марта 1705 г.- мон. Моисей Москвитин, впосл. проживавшие в Троице-Сергиевой лавре (РГИА. Ф. 796. Оп. 12. Прилож. 11. Л. 1087). В донесении митр. Иоасафа (Кроковского) в Синод 1715 г. впервые упоминается имя строителя Г. п. Даниила (Хрисанфиевича) (РГИА. Ф. 796. Оп. 10. Д. 448. Л. 3). В 1730 г. в Г. п. проживали 13 иноков, в 1764 г.- строитель, 2 иеромонаха, 5 монахов, 15 бельцов, в 1785 г.- 35 насельников. В 10-х гг. XIX в. число братии сократилось до 5-7 чел., в 1764-1809 гг. сменилось 15 строителей. С 60-90-х гг. XVIII в. в Г. п. ссылались священники-епитимийцы. Согласно епархиальным отчетам, многие из них исправлялись, пожив недолго в обители (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1453). Уже в кон. XVIII в., по свидетельству глинского схим. Феодосия (Левченко), в Г. п. подвизались старцы. По мнению глинского иером. Иасона, несмотря на частую смену настоятелей в XVIII в., Г. п. «таила в себе крепость духовных сил; прочный духовный фундамент… глубоко коренился в ее духовных подвижниках».

Постройки

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в.

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в.


Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в.

Согласно офицерской описи подпоручика А. Рязанцева, к 1764 г. в Г. п. находились деревянный на каменном фундаменте Богородице-Рождественский собор с резным позолоченным 4-ярусным иконостасом, на юж. вратах располагалась чудотворная Глинская икона; теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца (сгорел в 1769 вместе с монастырским архивом); деревянные колокольня с 5 колоколами, настоятельский и братский корпуса, трапезная, кухня, хлебная с погребом и ледником, 6 амбаров, конюшня, 2 сарая, за оградой - гостиница. В 1770-1781 гг. был возведен каменный собор в честь Рождества Богородицы: восьмерик на 2-этажном четверике. На нижнем этаже собора находились главный престол в честь Рождества Богородицы и притвор с теплым приделом во имя свт. Николая Чудотворца, на верхнем этаже - небольшой придел в честь Преображения (по описи 1817 г.- Вознесения) Господня. Ок. 1786 г. к притвору храма была пристроена каменная колокольня. В Богородице-Рождественском храме справа от царских врат помещалась Глинская икона, украшенная позолоченной ризой, серебряной лампадой. В соборе хранились также чтимые Молченская икона Божией Матери в серебряной ризе, образы ап. Иоанна Богослова, свт. Геннадия I, патриарха К-польского и др.

Экономическое положение

К 1764 г. Г. п. владела 4800 га земли, рыбными ловлями на реках Клевень и Обеста, скотным двором в слободке Шутовке, пасекой на 80 ульев; к 1784 г.- 2523 га земли, в т. ч. строевым лесом, использовавшимся для «корабельного поделья». В 1789 г. лишилась всех владений, указами имп. Павла I от 18 дек. 1787 г. Г. п. была наделена 30 дес. земли, мельницей и рыбными ловлями, назначено 300 р. «милостынного подаяния» в год.

1817-1918 гг.

Возрождение и расцвет Г. п. связаны с настоятельством (11 мая 1817 - 31 марта 1841) прп. Филарета (Данилевского), при к-ром, по словам свт. Филарета (Дроздова), пустынь «стала процветать благодатью» (РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7829). По ходатайству еп. Курского Евгения (Казанцева) 24 авг. 1821 г. Синод утвердил общежительный устав Г. п., составленный прп. Филаретом по образцу правил Молченской Софрониевой пуст., восходящих к уставам мон-рей Афона. Впосл. игум. Филарет переписал его уставным письмом и переплел в кожу (РГИА. Ф. 796. Оп. 102. Д. 936).

Устав

Г. п. состоит из 3 отделов, включавших 36 глав. В 1-м определен порядок богослужения и трапезы. С 24 ч. в Г. п. читались утренние молитвы и полунощница, совершались утреня, лития, с 6 ч. читался Акафист Пресв. Богородице, с 8 ч. совершалась литургия, с 16 ч.- вечерня, лития, с 18 ч.- повечерие с 3 канонами, читались молитвы на сон грядущим и помянник. Воскресное и праздничное бдение начиналось в полночь и продолжалось в Господские и Богородичные праздники (кроме чтения кондаков и икосов акафиста) 5 ч., а в проч. праздники - 4 ч. В воскресенье, в 5 ч. утра, совершался соборный акафист Иисусу Сладчайшему. В мон-ре был введен особый Глинский распев, партесного пения прп. Филарет не допускал. После литургии насельники попарно шли в трапезную, служился чин панагии. В пустыни совершались непрерывное чтение Псалтири и ежедневное поминовение по особому синодику. В 1-ю неделю каждого месяца совершалось освящение воды. Среди особенностей богослужения Г. п. было ношение диаконами по храму дарохранительниц, каждение кациями (кадильницами с ручками). 2-й и 3-й отделы устава регламентировали обязанности настоятеля, старшей и рядовой братии. Иноки не имели собственности, никого не принимали в кельях, с родственниками встречались изредка и только в гостинице. Каждый поступавший в обитель поручался для духовного окормления старцу, к-рый назначал ученику келейное правило, послушания, ежедневно принимал исповедь и откровение помыслов. Среди старцев, подвизавшихся в Г. п. при игум. Филарете, известны иеромонахи Василий (Кишкин), Анастасий, духовниками братии были иеромонахи Аввакум, Варсонофий, принявший постриг на Афоне иеросхим. Пахомий (Сковородка), с 1824 г. иеросхим. Порфирий (Мамчич), с 1826 г. иеросхим. Пантелеимон Отшельник (Ɨ 1831). Помимо существовавших послушаний духовника и казначея прп. Филарет ввел в Г. п. должности благочинного, ризничего, уставщика, экклисиарха, эконома, больничного, гостинника и др. Согласно 25-й гл., братию, не исполнявшую устава, удаляли из пустыни.

Прп. Серафим Саровский называл Г. п. «великой школой иноческой жизни». Глинский устав был заимствован мн. мон-рями (ок. 15), послужил «краеугольным камнем прочного устройства и процветания» Одрина во имя свт. Николая Чудотворца, Святогорского Зимненского, Щегловского тульского, Оптина болховского, бузулукского в честь Преображения Господня, Чуркинского и др мон-рей. Прп. Филарет составил также уставы для 8 жен. мон-рей, в т. ч. екатеринбургского в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Борисовского в честь Тихвинской иконы Божией Матери, челябинского в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», Казанского мон-ря в г. Троицке Оренбургской губ., мензелинской во имя прор. Илии общины Уфимской губ. «Наставление о должности духовника, служащего инокиням» игум. Филарета прилагалось к уставам мн. жен. мон-рей. Написанное преподобным «Поучение к новопостриженному монаху» было напечатано в Синодальной типографии и по указу императора в 1824 г. разослано во все 37 епархий «для руководства в управлении монастырями и братией» (РГИА. Ф. 796. Оп. 104. Д.1000). В Г. п. поучение читалось в трапезной в день пострига кого-либо.

Братия

До иером. Филарета (Данилевского) обителью управляли строители, с 1839 г.- игумены, с 1887 г.- архимандриты. После кончины прп. Филарета, т. е. с 1841 г., Г. п. управлял игум. Евстратий (Яковлев), с 1855 г.- игум. Авксентий, с 1857 г.- игум. Иоасаф, с 1861 г.- игум. Иувеналий (Половцев), с 1862 г.- игум. Иннокентий (Степанов), с 1888 г.- схиархим. Иоанникий (Гомолко), с 1912 г.- архим. Нектарий (Нуждин).

По ходатайству прп. Филарета перед имп. Александром I с 1821 г. настоятели избирались из числа братии. К 1817 г. в Г. п. проживало ок. 25 насельников, в 1823 г.- более 40 чел., в т. ч. 7 иеромонахов, 4 иеродиакона, 4 монаха. В 1837 г. игум. Филарет писал имп. Николаю I, что «братство, получив твердое духовное основание введением примерного устава Святой Афонской Горы, умножилось» и составляло ок. 100 чел. В 1885 г. в Г. п. проживало ок. 340 чел., в т. ч. игумен, 16 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 60 монахов, 57 послушников, в 1903 г.- 481 чел., в т. ч. 3 архимандрита, 24 иеромонаха, 16 иеродиаконов, 106 монахов, 38 послушников, в 1910 г.- 507 чел., в т. ч. архимандрит, 28 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 96 монахов, 100 послушников. В 1909 г. выходцы из крестьянского сословия составляли до 75% братии, насельники в возрасте до 40 лет - 65% братии.

Архиеп. Курский и Белгородский Илиодор (Чистяков) писал в Синод, что в Г. п. «принимаются люди только твердые в обете и нравственности, посему и избрание на служение в другие монастыри, не требуя предварительного согласия настоятеля, всегда падает на иноков Глинской пустыни» (РГИА. Ф. 796. Оп. 122. Д. 825). В XIX - нач. XX в. более 30 пострижеников Г. п. служили настоятелями др. обителей и миссионерами, в т. ч. архим. Паисий (Ɨ 1841) в Коренной пуст., иеромонахи Арсений (Митрофанов) и Герман (Клица) в Святогорской пуст. (см. Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. лавра), архимандриты Паисий (Сипченко) и Самуил (Ɨ ок. 1890), иером. Македоний (Жиров) в Чуркинском мон-ре, архим. Вениамин (Ɨ 1890) в Новоиерусалимском в честь Воскресения Господня мон-ре, архим. Амвросий (Булгаков; Ɨ после 1918) в Почаевской, затем Киево-Печерской лавре. Постриженики Г. п. были во мн. мон-рях духовниками, казначеями, ризничими. Постриженик Г. п. и ученик прп. Филарета прп. Макарий (Глухарёв) учредил Алтайскую духовную миссию и устроил при ней общежитие для братства по образцу Г. п. Во 2-й пол. XIX в. на р. Куикпак (Аляска) глинский архим. Иларион построил ц. в честь Воздвижения Креста Господня и устроил миссионерскую общину по уставу Г. п. В кон. XIX - нач. XX в. большой вклад в развитие Русской духовной миссии в Иерусалиме внес глинский иером. Тихон (Ростовский). В нач. XX в. Троицкую правосл. миссию на оз. Иссык-Куль в Туркестанской епархии возглавлял воспитанник Г. п. игум. Порфирий. В миссии была устроена больница, странноприимный дом престарелых, Дом трудолюбия для сирот по образцу Глинского. Архим. Паисий (Рухленко) был настоятелем Фрумошского мон-ря (Молдавия), архим. Антоний - наместником виленского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря и ближайшим помощником митр. Иосифа (Семашко). Среди пострижеников Г. п.- архиеп. Литовский и Виленский Иувеналий (Половцев), митр. Одесский Леонтий (Гудимов), митр. Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга; † 1985) (Грузинская ПЦ)

В XIX - нач. XX в. Г. п. прославилась старцами. Курские архиереи писали в Синод: «Старчество как духовный институт издавна существовал в Глинской пустыни и оказывает благотворное влияние не только на братию, но и на богомольцев. Подавая пример доброй нравственности, старцы руководят неопытных в духовной жизни и вразумляют заблудившихся, благодаря их влиянию и строгому надзору братия усердно ревнует о своем спасении» (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2033). В Г. п. подвизались ученики прп. Филарета мон. Феодот (Левченко; Ɨ 1859); иеросхим. Макарий (Шаров; Ɨ 1864), схим. Евфимий (Любимченко; Ɨ 1866) и схиархим. Илиодор (Голованицкий; Ɨ 1879), схим. Марк (Карлов; Ɨ 1893), иеросхим. Илиодор (Захаров; Ɨ 1895), схим. Архипп (Шестаков; Ɨ 1896), схим. Лука (Швец; Ɨ 1898), мон. Петр (Лешков; Ɨ 1898), духовник и скитоначальник иером. Феоктист (Бородин; Ɨ ок. 1911), иером. Аристоклий (Ветер), иером. Иулиан (Гагарин; Ɨ ок. 1911), иером. Софроний (Юденков; Ɨ ок. 1911) и др. Нек-рые из них окормляли как братию, так и мирян. До 1889 г. послушники могли ходить на откровение помыслов к любому старцу или братскому духовнику. Игум. Иоанникий ввел более строгий порядок: при поступлении в обитель каждому назначался старец (по своему желанию нельзя было избирать), к-рому ежедневно следовало открывать помыслы и поступки, без благословения его ничего нельзя было предпринимать.

Благотворители

Прп. Филарет привлек в Г. п. крупных благотворителей. Среди жертвователей имп. Александр I, наместник Александро-Невской лавры архим. Товия, помещик В. О. Туманский, майорша Е. И. Деменкова, мещанин А. Шадский, князья А. А. Суворов и В. А. Долгоруков, граф А. Н. Толстой, граф С. П. Потёмкин, графиня А. А. Орлова-Чесменская. В синодике Г. п. как благотворители также записаны бояре Чарторыжские, Аракчеевы, Трубицыны, роды князей Барятинских, Голицыных, Мещерских, Щербатовых, Шаховских, Оболенских, Волконских, графов Орловых-Давыдовых, Прозоровских, Чернышёвых и др. Благодаря пожертвованиям в XIX в. велось активное каменное строительство.

Постройки

Собор в честь Рождества Богородицы (XVIII в.) при игум. Филарете был капитально отремонтирован и освящен 6 сент. 1820 г. еп. Евгением (Казанцевым). В результате перестройки 1852-1864 гг. к собору были пристроены 2 придела, освященные в сент. 1864 г. еп. Курским Сергием (Ляпидевским): юж.- во имя свт. Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, сев.- свт. Алексия Московского и мц. Александры. Приделы были оформлены в едином стиле пилястрами, 2 ярусами окон (окна нижнего света имели треугольные разорванные фронтоны), 3 декоративными килевидными кокошниками над карнизами сев. и юж. фасадов. Барабан увенчала массивная глава луковичной формы с ребрами, соответствующими граням барабана. Вероятно, в это же время вплотную к углам основного четверика были сооружены 4 главки на высоких 8-гранных барабанах, установленных на 8-гранные, декорированные глухими арками основания. На каждой апсиде появилось по 3 небольшие главки. На средства харьковского помещика К. Д. Хрущова в храме был поставлен резной, с позолотой, 2-ярусный иконостас.

Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в.

Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в.


Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в.

В 1848-1850 гг., при игум. Евстратии, к югу от собора был построен теплый каменный храм в честь Успения Пресв. Богородицы с правым приделом во имя свт. Николая Чудотворца и левым - вмц. Варвары: 2-светный четверик, завершенный треугольными фронтонами с сев. и юж. сторон, увенчанный луковичной главкой на барабане, с 3-частной апсидой, трапезной с папертью с запада. Храм был декорирован пилястрами по углам, треугольными фронтонами над дверными проемами и полукруглыми нишами со сдвоенными окнами на сев. и юж. фасадах. В 1889 г. храм был расширен, его длина увеличилась вдвое, ширина сравнялась с основным объемом, в зап. части трапезной сооружены хоры для братии, под храмом устроена усыпальница. Успенская ц. была расписана внутри и снаружи.

Надвратная ц. в честь Иверской иконы Божией Матери была построена в 1826-1830 гг. и освящена в окт. 1831 г. игум. Филаретом. Это 3-ярусная постройка: в нижнем ярусе расположены св. врата, украшенные 4-колонным портиком; 2-й ярус - четверик с полукруглой апсидой и симметричным ей объемом, с запада декорированный пилястрами с окнами между ними; 3-й ярус - восьмерик с окнами на каждой грани, увенчанный ребристым куполом и луковичной главкой на высоком барабане. В нишах между колонн 1-го яруса и над окнами четверика - изображения святых. В храме был установлен резной, из красного дерева, позолоченный иконостас. При входе с гостиного двора братия и прихожане поклонялись поставленной над св. вратами Иверской иконе, присланной с Афона.

Храм в честь Воздвижения Креста Господня был освящен 22 авг. 1897 г. еп. Иувеналием (Половцевым) в больничном корпусе Г. п.

Глинская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в.

Глинская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в.


Глинская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в.

К XX в. в Г. п. были построены каменные ограда, 2-этажный архиерейский и 18 др. корпусов, 8 гостиниц, больница с аптекой, б-ка, трапезная, прачечная, книжная лавка, кузница, водокачка и мастерские (сапожная, столярная, портняжная, свечная, переплетная, кровельная, кожевенная, колесная, бондарная, слесарная, жестяная, плотницкая), свечной завод, 13 сараев, 5 амбаров, коровницкий двор и конюшня. В Г. п. были сапожная, портняжная, столярная мастерские, а также мастерские живописцев, позолотчиков, коверщиков, ложечников, резчиков по дереву, токарей, корзинщиков, по шитью риз. Процветало образцовое садоводство, огородничество, цветоводство, пчеловодство, в прудах разводили рыбу. Вне ограды работали дегтярный и кирпичный заводы, маслобойня, крупорушка, сукновальня. В 1890 г. при Г. п. был создан Дом трудолюбия для сирот. В нач. XX в. здесь обучалось ок. 200 чел. сапожному, портняжному, столярному, токарному, иконописному, переплетному, кузнечному, каретному, шорному, слесарному, позолотному, резному мастерству, выделке ковров, шитью риз, а также садоводству, пчеловодству, огородничеству, рыбоводству. Каждому ученику выдавалось свидетельство об окончании обучения.

Экономическое положение

При игум. Филарете благосостояние Г. п. улучшилось. В 1823 г. имп. Александр I пожаловал 300 дес., имп. Александр II - 100 дес. земли. К нач. XX в. за счет пожертвований благотворителей Г. п. являлась самым большим землевладельцем Курской епархии. В 1911 г. Г. п. владела 1946 дес. земли, в т. ч. 930 дес. пахотной, 501 дес. леса, 4 водяными мельницами, подворьями в г. Глухове, близ дер. Заруцкой, домовой ц. во имя арх. Михаила (1893) в г. Путивле, домовой ц. в честь Вознесения Господня (1908) на хуторе Негровском. К 1834 г. на счетах Г. п. в банках находилось 8415 р., ежегодно пустынь получала проценты 372 р., т. е. больше, чем пособие (300 р.), выдаваемое из казны.

Скиты

В 1828 г. по инициативе прп. Филарета (Данилевского) на месте явления Глинской иконы был основан Ближний скит с деревянной часовней и кельей, в к-рой поселился братский духовник иеросхим. Пантелеимон. В 1829 г. к нему присоединились неск. иноков. В 1848 г. вместо часовни был построен и 26 окт. 1860 г. освящен каменный храм во имя праведных Иоакима и Анны, колокольня. Ок. скита сохранялся сосновый пень, на к-ром, по преданию, явилась Глинская икона. В XIX в. здесь находилась точная копия явленного образа.

Илиодоровский скит. Фотография. Нач. ХХ в.

Илиодоровский скит. Фотография. Нач. ХХ в.


Илиодоровский скит. Фотография. Нач. ХХ в.

Дальний (Илиодоровский) скит был основан схиархим. Иоанникием (Гомолко) в 1893 г. в 3 км от обители, на месте подвигов схиархим. Илиодора (Голованицкого), при деревянном храме в честь Нерукотворного образа Спасителя (освящен 11 мая 1892). 4 авг. 1893 г. Синод утвердил устав скита, составленный схиархим. Иоанникием (Гомолко) и одобренный свт. Феофаном Затворником, с к-рым переписывался настоятель. В воскресные и вел. праздники совершалась литургия, в остальные дни - обедница с акафистом: в понедельник - арх. Михаилу, во вторник - св. Иоанну Предтече, в среду - вмч. Пантелеимону, в четверг - свт. Николаю Чудотворцу, в пятницу - Страстям Господним, в субботу - Пресв. Богородице, в воскресенье - Спасителю.

Будничные скитские службы в отличие от монастырских имели особенности. На утрене читали 12 псалмов с разделением на 4 части, после каждой части из них полагалось 200 Иисусовых молитв и 100 Богородичных с поклонами. Затем читалось 100 Богородичных молитв, 100 - ангелу-хранителю и 100 - всем святым. На вечерне вычитывалось 12 псалмов (без сотниц), акафист Спасителю или Божией Матери попеременно и сотница за упокой братии и благотворителей. На повечерии, пред молитвой «Владыко Человеколюбче», читалось по главе из Евангелия и Апостольского послания. Также совершалось непрерывное чтение Псалтири. В зимнее время после 14 часов скитяне собирались для духовных бесед или чтения, старцы разрешали вопросы и недоумения, если они возникали. В скиту, так же как в Г. п., было введено ежедневное откровение помыслов. Свт. Феофан определил келейные занятия скитян: молитва, чтение и рукоделие. Вход в скит женщинам был воспрещен, миряне посещали скит только по благословению схиархим. Иоанникия. По совету свт. Феофана для духовных бесед с посетителями за оградой была построена особая часовня-приемная. Кельи скита отличались аскетической обстановкой, свт. Феофан писал, что там находились «столик, табурет или скамейка, койка, на коей рогожка или войлок, и все». На трапезе в понедельник, среду, пятницу было положено сухоядение, в проч. дни - щи и каша. Для приготовления такого стола было достаточно 2-3 послушников, к-рые успевали участвовать во всех богослужениях.

Первоначально в скиту находилась Спасская ц. и неск. домиков, обнесенных плетнем. С увеличением числа братии в 1899 г. была устроена деревянная домовая ц. во имя св. Иоанна Предтечи. Спасский храм был расширен, в 1894 г. пристроена деревянная колокольня с 4 кельями, в 1906 г.- каменная колокольня с 2 кельями. На средства благотворителей скит был обнесен каменной оградой. В Спасском храме был устроен одноярусный дубовый иконостас с иконами, написанными на цинке иноками Г. п. Над царскими вратами находилась икона Нерукотворного образа Спасителя, за правым клиросом - Коневская икона Божией Матери в позолоченном киоте, а за левым - икона вмч. Пантелеимона в киоте, переданная с Афона. В металлическом ковчеге хранился др. дар Св. Горы - часть Креста Господня и 12 частиц мощей святых.

Святыни

В Богородице-Рождественском соборе, над царскими вратами, в серебряном киоте хранилась чудотворная Глинская икона. За правым клиросом собора в киоте находилась почитаемая икона Нерукотворного образа Спасителя (XVIII в.) в серебряной ризе, перед к-рой по воскресеньям читался акафист. С 1833 г. в соборе находился кипарисовый ковчег с частицами Креста Господня, ризы Господней и Божией Матери и 67 частицами мощей различных святых. В Иверском храме, над царскими вратами, находилась Иверская икона Божией Матери, к-рой в 1817 г. прп. Феодосий (Маслов) благословил прп. Филарета при вступлении в должность строителя. Икону украшала серебряная позолоченная риза (1 фунт 60 золотников). В Крестовоздвиженской ц. особо почиталась Балыкинская икона Божией Матери. В 1856 г. имп. Александр II утвердил совершение ежегодного (с 19 июля по 2 авг.) крестного хода с Глинской иконой из Г. п. в г. Глухов в память избавления горожан от холерной эпидемии 1848 г. После возведения в 1860 г. храма во имя праведных Иоакима и Анны в Ближнем скиту ежегодно 9 сент. стали совершать крестный ход с иконой в скит. Образ оставался там до окончания литургии. В 1891 г., после многочисленных просьб крестьян, был установлен ежегодный крестный ход с иконой 29 апр. из Г. п. в с. Шалыгино.Также в теплое время года по просьбе богомольцев совершались частные крестные ходы, иногда неск. раз в день.

Библиотека

пустыни считалась лучшей в Курской епархии. Если в 1802 г. она насчитывала 117 книг, то в 1910 г.- более 2 тыс. литургических, богослужебных и аскетических книг, в т. ч. сб. «Добротолюбие», «Луг Духовный», «Лавсаик», Прологи, творения святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Кирилла Иерусалимского, Амвросия Медиоланского, Димитрия Ростовского, Тихона Задонского, прп. Иоанна Дамаскина, Макария Египетского, Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Нила Сорского, Паисия (Величковского).

Благотворительная деятельность

согласно 23-й гл. устава Г. п., была непреложным законом для мон-ря. По инициативе игум. Филарета в 1823 г. была построена больница, в к-рой лечили и братию, и паломников. В 1877 г. было построено каменное 2-этажное, а в 1896 г.- каменное 3-этажное здание больницы. В отчетах о состоянии Курской епархии подчеркивалось, что здание «устроено по коридорной системе, со всеми необходимыми приспособлениями для вентиляции, дезинфекции и отопления… в особой комнате находилась аптека с запасом медикаментов, хирургических инструментов, имелась также сушильня трав, ванна» (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2033). Больница обеспечивала нуждающихся как стационарным, так и амбулаторным лечением. Если в кон. XIX в. ежегодно за медицинской помощью в больницу обращалось 7-10 тыс. богомольцев, то в 1915 г.- 11 тыс. Больные получали бесплатно питание, уход, лекарства, различные медицинские процедуры. Содержание больницы обходилось Г. п. ежегодно более чем в 2 тыс. р.

В XIX-XX вв. Г. п. содержала неск. гостиниц, богаделен, странноприимниц, в т. ч. в самой обители, в дер. Заруцкой, на подворье при Сеймских мельницах. Посетителей Г. п. обеспечивали бесплатным питанием, жильем, одеждой. Значительные средства Г. п. жертвовала пострадавшим от стихийных бедствий, на устроение храмов военно-врачебных заведений, на содержание правосл. миссионерского общества, в пользу Иерусалимской ц. Гроба Господня, на рус. паломников в Палестине, и устройства храмов в Туркестанском крае. Обитель оказывала помощь пострадавшим от землетрясений на о-ве Закинф (Занте), жителям Греции, Балкан.

Г. п. известна своей издательской и просветительской деятельностью, начало к-рой положил игум. Филарет. Помимо наставлений монашествующим и уставов он вел обширнейшую переписку (в год писал более 750 писем; РГИА. Ф. 796. Оп. 102. Д. 936), составлял нотные книги. В ж. «Странник» печатались духовно-назидательные книги глинского иером. Порфирия (Левашова, Ɨ 1868): «О воспитании девиц в духе истинно христианском», «Взгляд на монашество», «О причинах раскола», «Беседа со старообрядцами», «О бессмертии». Игум. Иасон известен как составитель жизнеописаний глинских старцев: схиархим. Илиодора, мон. Феодота, мон. Мартирия, схим. Евфимия, мон. Досифея и др., вошедших в многотомное изд. «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков». С кон. XIX в. обитель издавала духовно-просветительскую лит-ру, в 1901-1910 гг.- жития старцев Г. п., а также бесплатные «Глинские листки», «Глинские Богородицкие книжки», к-рые поступали в школьные б-ки (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д.1396). В 1908 г. при Г. п. был открыт миссионерский кружок во имя ап. Иоанна Богослова для борьбы с сектантством.

Патриотическая деятельность

В 1812 г. братия Г. п. пожертвовала значительные средства на вещи для рус. войска. В период Крымской войны (1853-1856) по инициативе игум. Евстратия Г. п. оказывала материальную и пастырскую помощь дружине Курского ополчения в Путивльском у. Во время русско-тур. войны (1877-1878) в Г. п. был устроен большой лазарет для раненых воинов, в основном гвардейских полков, к-рых содержали за счет обители. За лечение воинов настоятель игум. Иннокентий и братия получили благодарность покровительницы об-ва Красного Креста имп. Марии Александровны.

В 1914 г., во время первой мировой войны, в Г. п. был устроен лазарет. Медикаменты, кровати, белье были заготовлены на средства обители. Ухаживали за ранеными солдатами монахи под рук. опытного инока-фельдшера. При обители был устроен санаторий для воинов, нуждавшихся в отдыхе после лечения, а также приют для детей погибших (на 15 мальчиков). Для увечных солдат были оборудованы столярная, сапожная и швейная мастерские. В Курске на средства епархиальных мон-рей был оборудован госпиталь. 20% средств на его содержание обеспечивала Г. п. На оборудование др. госпиталя (в Знаменской роще Курского мон-ря) только в 1914 г. Г. п. пожертвовала более 2 тыс. р. В 1915 г. в гостинице Г. п. проживало ок. 60 тыс. беженцев. Они получили 100 тыс. бесплатных обедов на сумму 10 тыс. р., бесплатно пользовались одеждой, обувью, лекарствами, многим из них были выданы деньги. В 1915-1916 гг. на нужды Красного Креста Г. п. пожертвовала 10 тыс. р., часть этих денег была направлена на расходы по устройству быта беженцев. В 1915 г. на фронт были направлены иеромонахи обители, в 1915-1916 гг.- 75 послушников. Для нужд походных храмов Г. п. передала в Курскую духовную консисторию ризницу с иконами, книгами и облачениями общей стоимостью до 600 р.

1919-2006 гг.

Церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. Фотография. 2001 г.

Церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. Фотография. 2001 г.


Церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. Фотография. 2001 г.

В 1919 г. в Г. п. проживало ок. 300 насельников, в год ее посещало ок. 60 тыс. паломников. В 1918-1920 гг. у пустыни была отобрана часть земли, в 1921 г.- мельница, в мае 1922 г. изъята часть богослужебной утвари (211 серебряных предметов) «общим весом 11 пудов и пять и 3/4 фунта». В авг.-сент. 1922 г. решением комиссии Путивльского исполкома Г. п. была закрыта. В 20-х гг. XX в. все храмы, кроме больничного Крестовоздвиженского, и колокольня были взорваны, имущество было расхищено. Местонахождение Глинской иконы неизвестно, согласно расписке 15 сент. 1922 г., ее «взяли» члены церковного совета с. Шалыгина (ГА Сумской обл. Ф. Р 1662. Оп. 2. Д. 8. Л. 91). В корпусах Г. п. образован городок для детей Поволжья, в 1928 г.- сельскохозяйственная артель, реорганизованная в 1934 г. в колхоз «Красный Октябрь» (с. Сосновка), в 1936 г.- в промкомбинат по изготовлению сельхозинвентаря. Часть братии перешла в рыльский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь, Дранский Успенский и др. мон-ри, нек-рые служили на приходах, жили у родственников, в ссылке находились схиигум. Андроник (Лукаш), схиархим. Серафим (Романцев), схиигум. Николай (Хондарёв), иеросхим. Иоанн (Примаков), схим. Симон (Хондошко) и др. Последний настоятель архим. Нектарий (Нуждин) жил в Путивле.

В авг.-сент. 1942 г., после оккупации Сумской обл. фашистскими войсками (1941), по ходатайству церковной общины с. Сваркова Г. п. была открыта, настоятелем назначен архим. Нектарий (Нуждин), с 23 мая 1943 г. схиархим. Серафим (Амелин). С 14 марта 1957 г. настоятелем был архим. Таврион (Батозский), с 3 нояб. 1958 г.- игум. Феоген (Таран), с 29 июля 1960 г.- игум. Модест (Гамов), с 12 апр. 1961 г. иером. Даниил (Новиков).

К кон. 1942 г. в Г. п. проживали 12 насельников, в 1943 г.- ок. 25, в 1952 г.- 60 (34 монаха и 26 послушников). В 1942 г. Глуховское лесничество передало мон-рю больницу с Крестовоздвиженской ц. и 2-этажный архиерейский корпус, в к-ром устроили кельи, трапезную, кухню, просфорню. Б-ка насчитывала ок. 600 книг. Г. п. содержалась на пожертвования прихожан; при поступлении в обитель насельники приносили кто что мог (продукты, одежду, домашних животных). Не хватало одежды, обуви, литургии совершали в лаптях. Часто на трапезе вместо хлеба была вареная свекла. В 1943 г. Г. п. получила от Сосновского сельского совета 5 га болотистой земли, к-рую использовали под огород; зерновые не сеяли. Весной 1947 г. Шалыгинский райсовет выделил Г. п. ок. 10 га земли, на к-рых сеяли овес, просо, ячмень, кукурузу, фасоль. К 1947 г. в Г. п. было 2 лошади, 2 вола, 3 коровы, бык, устроена пасека на 14 ульев.

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2001 г.

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2001 г.


Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2001 г.

Братия соблюдала строгий богослужебный устав, во многом благодаря опытному уставщику, слепому иеросхим. Никодиму (Калиушу; † 1953). В 4 ч. утра служили полунощницу, утреню, затем следовали 3-я и 6-я песни канона, читались святоотеческие поучения и Пролог, первый час. В 7 ч. 30 мин. читался акафист Спасителю, в субботу - Божией Матери. В 9 ч. совершалась литургия, с 11 ч.- требы. В 16 ч. начиналась вечерня, в 18 ч.- повечерие с канонами. После вечернего правила встречи и разговоры не допускались. Келейное правило давалось старцем, обычно включало Евангелие, Апостол, Псалтирь, пятисотницу с земными и поясными поклонами. На келейную молитву перед утренней службой насельники вставали в 2 ч. ночи. Воскресные и праздничные богослужения начинались в 16 ч. малой вечерней, с 18 ч. до 1 ч. ночи служилось всенощное бдение. В 6 ч. начиналась воскресная или праздничная полунощница, затем соборный Акафист Пресв. Богородице, часы и литургия, к-рая оканчивалась в 13 ч. По праздникам звонили в маленькие колокола и подвешенные рейки. Как и прежде, кадили кациями, с «гробницею» на плечах. Пение совершалось 2 клиросами на гласы и подобны. Левый клирос придерживался распевов Г. п., правый - обихода и распевов Киево-Печерской лавры. В храме монахи стояли отдельно от богомольцев, в особой комнате.

В 40-50-х гг. ХХ в. в Г. п. сохранялась традиция старчества. При схиархим. Серафиме братским духовником был схиигум. Антоний (Ветер), затем - архим. Антоний (Прохода), схиархим. Серафим (Романцев), благочинным - иеросхим. Иов (Полхов), затем - схиархим. Андроник (Лукаш). С сер. 40-х гг. в Г. п. подвизались архимандриты Тихон (Беляев), Артемий (Миньковский), Антоний (Прохода), иеросхимонахи Иов (Полхов), Петр (Дробязка), Мелетий (Шечко), Алексий (Заярный) и др. Среди поступивших в Г. п. после 1945 г. были опытные подвижники, схииером. Оптиной пуст. Паисий (Гришкин), схим. Новоафонского мон-ря Симон (Хондошко), постриженик Св. Горы схим. Варсонофий (Середа). Старцы окормляли паломников, приезжавших в Г. п. со всей страны, вели переписку.

В 1959 г. в Г. п. приезжало неск. комиссий по проверке паспортного режима, указом Сумского еп. Иосифа паломникам не разрешалось селиться и питаться в обители. Под давлением властей 13 июля 1961 г. еп. Черниговский Андрей (Сухенко) подписал указ о закрытии Г. п. Братию разогнали, запретив взять с собой деньги, одежду или продукты. Все помещения Г. п., инвентарь, топливо, продукты были переданы Сосновскому дому инвалидов (впосл. психоневрологический интернат). Ризница, 153 иконы, антиминс, престол, б-ка были переданы на хранение в Анастасиевскую ц. Глухова. Среди святынь в ней находится копия чудотворной Глинской иконы.

В 80-х гг. XX в. постриженик Г. п. схиархим. Иоанн (Маслов), исследовав фонды Г. п. в РГИА, РГАДА, ОР РГБ, ГА Курской и Сумской обл., частично восстановил архив пустыни (ок. 4 тыс. ед. хр.), собрал и опубликовал сведения об обители и подвижниках. В 1994 г. Г. п. была возвращена РПЦ, с 12 сент. 1996 г. ставропигиальная УПЦ МП, наместник - еп. Васильковский Лука (Коваленко). В пустыни проживают 15 чел. монашествующей братии. Митр. Киевским Владимиром (Сабоданом) освящены восстановленные и построенные надвратный храм в честь Иверской иконы Божией Матери (1999); Никольский храм с колокольней (2001), кельи. В пос. Ямполь на месте разрушенного был возведен Преображенский храм (2001), при к-ром открыто подворье. На месте Ближнего скита освящен источник, поставлена часовня в честь праведных Иоакима и Анны (2002). Рядом со скитом восстановлено монастырское кладбище, особо почитается могила мон. Феодота (Левченко). На месте Дальнего скита расчищен источник. В Никольском храме находятся обретенные мощи схиархим. Серафима (Амелина), копия Глинской иконы.

Арх.: [Устав Глинской пустыни] // РГИА. Ф. 796. Оп. 102. Д. 936. Л. 9.

Ист.: Анатолий [Мартыновский], архим. Мат-лы по истории Курской епархии: Глинская Рождество-Богородицкая пуст. [Курск], 1886; Устав Глинской Рождество-Богородицкой общежит. пуст. Курской епархии Путивльского у. Б. м., 1910;

Лит.: Историческое описание Глинской Богородицкой пуст., состоящей Курской губ., в Путивльском у. / Сост.: Н. С. Самойлов. СПб., 1835. 2 ч.; Глинская Рождество-Богородицкая общежит. пуст. М., 1891; Жизнеописание игум. Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежит. пуст. Курск, 1892. Од., 19053; Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902. С. 76-77; Глинская пуст.: Очерк совр. состояния обители. Од., 19042; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пуст.: История обители и ее духовно-просвет. деятельность в XVI-XX вв. М., 1994 [Библиогр.: С. 590-604].

Н. В. Маслов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»