- ГЛИНСКАЯ РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ИКОНА
(празд. 8 сент., 23 окт.), согласно преданию, хранимому иноками Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст., явлена на сосне в лесу, называемом «бортным ухожьем», во время сбора меда. Из-под корня сосны, на к-рой обретена икона, стала истекать целебная вода; рядом поселился пустынник (имя неизвестно), соорудивший там часовню. Обретение относится к нач.- 1-й пол. XVI в. Предполагают, что владельцами земли в этот период были князья Глинские, покровительствовавшие возникновению обители, что запечатлено в наименованиях новоявленной иконы «Пустынная-Глинская» и самой пустыни - «ухожья Пресвятой Богородицы Глинския» (Иоанн (Маслов), схиархим. С. 51). Вскоре сюда были направлены иноки путивльского Молченского Софрониева мон-ря, к-рые положили начало монашескому пустынножительству. В кон. XVI в. житель Крупецкой вол. Фома Милонов с товарищами построил здесь деревянную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Монастырское предание сохранило рассказ о том, как трижды монахи пытались снять икону с дерева и как она неведомой силой возвращалась обратно; настоятель мон-ря велел срубить сосну, после чего источник иссяк, а настоятель заболел и умер. Вскоре источник (криница) появился в 2 км к западу от прежнего места и также прославился исцелениями, к-рые отмечены в монастырских рукописных описаниях Глинской пуст. вместе с чудесами от Г. и. Свидетельствами почитания образа служат многочисленные «привесы», известные по записям уже с 1724 г. (Там же. С. 73).
Глинская икона «Рождество Пресв. Богородицы». Литография. 1891 г.
Глинская икона «Рождество Пресв. Богородицы». Литография. 1891 г.С именем еп. Севского и Брянского Кирилла (Флоринского) монастырское предание связывает чудо троекратного возвращения Г. и. в обитель, когда по воле архиерея она была перенесена в кафедральный собор г. Севска (1768); после вывоза иконы в обители случился пожар (1769). В 1770-1781 гг. еп. Кирилл, радея о восстановлении пустыни, возвел первую холодную каменную ц. Рождества Богородицы. При игум. Филарете (Данилевском) икона была поставлена над царскими вратами и опускалась для поклонения во время соборного акафистного чтения в субботние дни. При игум. Евстратии (Яковлеве) отстроили теплую каменную ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1848-1850), куда Г. и. помещали на зиму. Старцы мон-ря называли обитель «чудесным достоянием Царицы Небесной», а Богородицу - «покровительницей обители», произносили перед образом обеты. Связь истории обители с почитанием Г. и. нашла отражение в особых днях ее празднования, уставного субботнего чтения акафиста Благовещению в 1-ю и 5-ю недели Великого поста, а также в совершении крестных ходов (в расположенный на месте 1-го явления иконы Ближний скит и на источник) на Преполовение (1 авг., 9 сент.) и по частным просьбам. С иконой ежегодно устраивались утвержденные Синодом многодневные крестные ходы в г. Глухов (с 19 июля по 2 авг.) в честь исцеления от эпидемии холеры в 1848 г., в с. Шалыгине Путивльского у. в связи с избавлением в 1856 и 1857 гг. от саранчи. Последнее сообщение об иконе относится к 1922 г., когда после закрытия обители образ был унесен членами церковного совета с. Шалыгина. Существует мнение, что святыня и сейчас находится в этом селе и перед открытием Глинской пуст. появится на своем месте.
Об изображении можно судить по литографическому воспроизведению в изданиях XIX в. и по описанию. Размер Г. и.- 20×16,7 см. Иконография не раз поновленной Г. и., возможно, сохраняет черты древнего образа. Традиц. извод иконы «Рождество Пресв. Богородицы» соединяет текст апокрифического Протоевангелия Иакова с прообразовательными символами: скинию завета символизирует 3-пролетная арка, на ее фоне представлена фигура прав. Анны на высоком ложе, а в проемах изображены жена, несущая дары, и прав. Иоаким; подле ложа прав. Анны - стол, прообразующий жертвенник, в правом нижнем углу, оформленном в виде картуша, рядом с женой с младенцем Марией на руках - купель, напоминающая об обновлении и очищении человеческого рода.
В 1861 г. взамен серебряной позолоченной ризы, известной по описи с 1764 г., икона получила золотую, украшенную бриллиантами, топазами и сапфирами ризу и была вставлена в медный позолоченный киот в виде прямоугольной рамки, к-рый в свою очередь помещен в киот округлой формы чеканной работы (1868). Согласно литографии, на круглом серебряном киоте, окаймленном старопечатным орнаментом в виде ракушек, вплетенных в гирлянды из листьев аканфа, помещено самостоятельное изображение: на облаках ангелы, предстоящие чудотворному образу, поддерживают святыню, над к-рой в окружении херувимов благословляющий Господь Саваоф и Св. Дух. Все фигуры изображены в реалистичной манере с использованием светотеневой моделировки и перспективного сокращения. Художественное решение изображения на киоте исполнено в стиле укр. барокко и академической живописи.
Лит.: Глинская Рождество-Богородицкая общежит. пуст. М., 1891; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 309-310; Чудотворная икона Рождества Пресв. Богородицы Пустынно-Глинская. Од., 1901, 19072; Поселянин. Богоматерь. С. 572; Чудотворная икона Рождества Богородицы Пустынно-Глинская: Очерк явления иконы и описание чудес, от нее происшедших. Од., 19072; Глинская пуст.: Очерк совр. состояния обители. Од., 19042; Логвин П. Г., Милева Л., Свенцицкая В. Укр. средневек. живопись. К., 1976. № 27, 59; Игнатий (Брянчанинов), свт. О Божьей Матери // МЦВ. 1989. № 10. С. 2; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская икона «Рождество Пресв. Богородицы» // ЖМП. 1992. № 6. С. 5-7; он же. Глинская пуст.: История обители и ее духовно-просвет. деятельность в XVI-XX вв. М., 1994. С. 58.
Л . А . Корнюкова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.