ГОЛЬТИСОН


ГОЛЬТИСОН

Гольтисо́н Михаил Александрович [до перехода в Православие Михель Хацкельвич] (16.10.1870 - 15.02.1914, С.-Петербург), духовный композитор, певец (тенор), хоровой дирижер и муз. писатель. Род. в семье военного фельдшера. С 9-летнего возраста в течение 16 лет пел в с.-петербургской синагоге. В 1894 г. поступил в С.-Петербургскую консерваторию в класс пения проф. С. И. Габеля. В 90-х гг. увлекся правосл. церковным пением. Вместе с другом, воспитанником Придворной певческой капеллы и буд. регентом народного хора при Троицкой ц. в С.-Петербурге И. А. Смолиным, начал знакомиться с певч. лит-рой, затем перешел к серьезному изучению правосл. богослужебного пения под наблюдением Ю. К. Арнольда. Г. принимал участие в службах консерваторского церковного хора в качестве регента-репетитора, в эти же годы стал регентом хора в Александровской общине сестер милосердия Красного Креста. По окончании консерватории в 1901 г. по классу пения (посещал также занятия класса теории композиции проф. Н. Ф. Соловьёва) Г. пел 2 года в одном из частных оперных театров С.-Петербурга, но главным в карьере певца стало участие в вокальных квартетах, смешанном (1901-1910) и мужском (1902-1914), причем последним он сам руководил. Г. часто совершал гастрольные поездки по городам России, участвовал в различных концертах в столице, приглашался на записи компанией «Граммофон».

Из церковных песнопений Г. опубликовал с июля 1901 (дата выхода 1-го песнопения «Верую») по нояб. 1913 г. (дата выхода последнего песнопения «Да исправится молитва моя» № 2) Литургию свт. Иоанна Златоуста (заупокойную) и 53 духовно-муз. сочинения. Являясь сотрудником ж. «Музыка и пение», Г. занимался подготовкой и изданием наследия композиторов кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. и найденных им, в частности в сев. мон-рях, новых материалов. Под ред. Г. опубликованы произведения А. Л. Веделя, С. А. Дегтярёва, Дж. Сарти, прот. Петра Турчанинова, архим. Феофана (Александрова), свящ. Василия Старорусского, А. П. Есаулова, П. J. Кочановского и нек-рых др.

В 1907 г. Г. выступил с проектом по увековечению памяти Д. С. Бортнянского, прот. П. Турчанинова и А. Ф. Львова, войдя в состав Временного комитета в качестве секретаря. Г. писал статьи на совр. темы и из истории церковнопевч. искусства, публиковавшиеся в ж. «Музыка и пение» под псевдонимами М. Г., Музыкант и Magon, в 1907-1914 гг. был редактором этого издания. Как регент Г. приобрел достаточную известность благодаря 15-летней работе в Александровской общине Красного Креста и выступлениям на концертной эстраде с хором В. В. Певцовой и Сампсониевским народным хором. 14 и 15 мая 1911 г. Г. вместе с А. А. Архангельским, И. Я. Тёрновым, М. Ф. Гривским (впосл. священник) и И. И. Тульчиевым участвовал (как регент и певец) в 2 концертах на первом народном певч. празднике в Пскове.

Творчество Г. часто получало противоречивые оценки современников. Если в провинции его сочинения принимали, то в столицах на них появлялись резко отрицательные отзывы см.: На суд общества // ХРД. 1910. № 4. С. 81-83). Д. С. Семёнов, один из знатоков правосл. церковного пения, писал, что «беспристрастный наблюдатель, видевший в духовно-музыкальных сочинениях прежде всего не музыку, а средство для возбуждения религиозно-молитвенного чувства, отнес бы сочинения Гольтисона к школе А. Архангельского, к подражанию его «Милость мира» и причастным». Обращения к народному стилю, по мнению Семёнова, выглядели у Г. как псевдонародные, искусственные («Воскресение Христово видевше») в сравнении с «простыми хорами его херувимских, «Ныне отпущаеши» и др.». При этом он отмечал, что сочинения Г. были популярны в столичных, мн. архиерейских, городских и сельских хорах.

Арх.: РГИА С.-Петербурга. Ф. 361. Оп. 1. № 999 [личн. дело по С.-Петерб. консерватории].

Муз. соч.: Изд. автора (для смеш. и однородн. хора): «Верую», «Богородице Дево», «Ныне отпущаеши». 1901; «Воскресение Христово видевше», «Уст Твоих», «Слава… Единородный», Блаженны, «Приидите, поклонимся», «Святый Боже», «Благословен грядый», «Видехом», «Да исполнятся», «Буди имя Господне» (№ 3-7 болгарского распева), «Апостоле Христу Богу», «Возлег на перси Учителя Христа», «Кто ны разлучит» (монастырского напева), Херувимская № 2, Херувимская № 3, «Хвалите имя Господне» № 2, «Ныне отпущаеши» № 3, «Взбранной Воеводе», «Тебе поем», «Многая лета», «Да возрадуется душа», «Объятия Отча» (дьячковского напева), «Ныне вся исполнишася света», «Душе моя», «За любовь Господню», «Правило веры», «Христу нас ради». 1907-1912; изд. П. Юргенсона (для смеш. хора): «Ныне отпущаеши» № 1, «Богородице Дево», «Верую», «Доколе, Господи», «Молитву пролию», Херувимская № 1, «Ныне отпущаеши» № 2, «Радуйся, Богослове», «Приидите, поклонимся», «Господи, спаси благочестивыя… Святый Боже»; Литургия св. Иоанна Златоуста (заупокойная) для муж. хора. 1902-1905; изд. ж. «Нар. образование» (для смеш. хора): «Да исправится молитва моя» (№ 17), «Хвалите имя Господне» (№ 18). 1903; изд. ж. «Музыка и пение»: «Достойно есть» (на заупокойной литургии для смеш. хора). 1906; «Отца и Сына» (для муж. хора). 1910; изд. Н. Иванова (для смеш. хора): «Господи, спаси… Святый Боже» № 3, «Хвалите имя Господне» № 4. 1913; изд-во «Аккорд» (для смеш. хора): «Вкусите и видите» № 1, «Благослови, душе моя, Господа» № 1 (на всенощной), Херувимская № 4, «Милость мира» № 1 (знаменного распева), «Взбранной Воеводе» № 2, «Хвалите имя Господне» № 3, Блаженны № 2, «Достойно есть» № 2, «С нами Бог», «Благий рабе верный» (дьячковского напева), Многолетие № 2, «Да исправится молитва моя» № 2. 1913.

Муз. соч. изд. под ред. Г.: Историческая хрестоматия церковного пения. СПб., [1908/09]. Вып. 7; [1909/10]. Вып. 8; [1913]. Вып. 9; [1912]. Вып. 10; [1913]. Вып. 11; Сб. духовно-муз. соч. старых и новых авторов. СПб., [1908]. Вып. 1; [1909]. Вып. 2; Сб. духовно-муз. сочинений старых и неизвестных авторов в легкой обработке. СПб., [1910?]. Кн. 1; Избр. соч. Ломакина, Кочановского, Старорусского, Строкина и архим. Феофана. СПб., 1912; Сб. великопостных песнопений разн. авт. СПб., 1913; Ведель А. Л. Всенощная. СПб., б. г.; он же. Литургия св. Иоанна Златоуста. СПб., б. г.; Турчанинов П., прот. Духовно-муз. соч. в 3 вып. СПб., [1909-1911]; Феофан (Александров), архим. Всенощное бдение. СПб., [1911].

Лит.: Лисицын М., свящ. М. А. Гольтисон. Духовно-муз. сочинения // Музыка и пение. 1901/02. № 5. С. 7; Компанейский Н. [О духовно-муз. соч. Гольтисона] // РМГ. 1903. № 16. Стб. 461-464; Г. Гольтисон М. «Воскресение Христово видевше» // ХРД. 1910. № 4. С. 109-110; Игнатьев А., свящ. М. А. Гольтисон // Музыка и пение. 1914/15. № 4; Ровнер В. Вокальный ансамбль. Л., 1977. С. 25-29.

Некрологи: Музыка и пение. 1913/14. № 5; РМГ. 1914. № 9. Стб. 235; Биржевые ведомости. 1914. № 14009 (17 февр.).

А. А. Наумов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "ГОЛЬТИСОН" в других словарях:

  • Гольтисон, М. — композитор, род. в еврейской семье; в 1891 г. Г. издал в Петербурге "Три еврейские молитвы" (переложенные на музыку для смешанного хора: Waani Tefilati, Adonai El rachum wechanun, Lecha adonai hagdulah), пoсвященные кантору и хору… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гольтисон, Мих. Ал-др. — своб. худ., композит., ж. "Музыка и пение", р. 1874, с. воен. фельдш., † 15 ф. 1914. {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • ДЕГТЯРЁВ — [Дехтерёв, Дехтярёв] Степан Аникиевич (1766, слобода Борисовка Хотмыжского у. Белгородской губ., позднее Грайворонского у. Курской губ. 23.04.1813, Москва), русский композитор, один из значительных мастеров хоровой музыки рубежа XVIII и XIX вв.,… …   Православная энциклопедия

  • ЕСАУЛОВ — [Эсаулов, Эссаулов, Ессаулов, по паспорту Петров] Андрей Петрович (ок. 1800 ок. 1850, Рязань), композитор, скрипач, автор духовно муз. сочинений. Внебрачный сын знатного помещика Есаулова, получил прекрасное домашнее муз. образование. Служил в… …   Православная энциклопедия

  • ЖУРНАЛЫ ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ — Рус. периодические издания кон. XIX нач. XX в., преимущественно либо частично посвященные церковному пению. «Музыка и пение» Ежемесячный ж., публиковавший ноты для одноголосного и хорового пения, фортепиано и др. инструментов и статьи о музыке.… …   Православная энциклопедия

  • Журналы музыкальные —         (от франц. journal, первоначальное значение дневник; нем. Zeitschrift; англ. magazine) периодич. издания, посв. вопросам муз. иск ва. Выходят еженедельно, ежемесячно, поквартально в виде отдельных книжек, тетрадей, обычно большого формата …   Музыкальная энциклопедия

  • Церковная музыка —         (нем. Kirchenmusik, итал. musica sacra, musica da chiesa, франц. musique d eglise, musique sacrйe, англ. church music) музыка христианской церкви, предназначенная для сопровождения службы или исполнения в т. н. внеслужебные часы. Понятия… …   Музыкальная энциклопедия

  • Музыка и Лермонтов — МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… …   Лермонтовская энциклопедия

  • ВЕДЕЛЬ — [Ведельский, Веделев] Артемий Лукьянович (1767, Киев 14.07.1808, там же), укр. композитор, дирижер, певец. Сын резчика по дереву, члена Киевского иконописного цеха. Образование получил в Киево Могилянской академии (1776 1788), где еще в… …   Православная энциклопедия

  • ГОВЯЗИН Иосиф Евсевиевич — Иосиф Евсевиевич (1876 после 1956), учитель пения, хормейстер, автор духовно муз. сочинений. В 10 х гг. XX в. жил в С. Петербурге, зарабатывая на жизнь уроками пения в городских уч щах. В эти годы примыкал к духовным композиторам (прот. Михаил… …   Православная энциклопедия