ГОСЦЕЛИН

ГОСЦЕЛИН

Госцели́н [Гозелин; лат. Goscelinus, Gozzelinus; франц. Gauzelin] († 962), свт. (пам. зап. 7 сент.), еп. г. Туль (Франция).

Источники о жизни Г. распадаются на неск. групп. Совр. Г. юридические акты включают грамоты Г. и его преемника свт. Герхарда, кор. зап. франков Карла III Простоватого, герм. имп. Оттона I, папы Стефана VIII, акты Соборов, в к-рых принимал участие Г. (изд. болландистом Яном Стилингом: ActaSS. Sept. T. 3. P. 129–146); агиографические сочинения X — нач. XI в.: «Житие и чудеса св. Мансвета» Адсона, «Житие св. Апра», приписываемое Адсону, «Чудеса св. Берхария» анонимного автора, «Житие св. Герхарда» Виндриха, аббата мон-ря св. Апра в Туле, «Житие св. Иоанна, аббата Горце» Иоанна, аббата мон-ря св. Арнульфа в Меце. На основе этих источников, а также, видимо, народного предания в нач. XII в. было составлено Житие Г., вошедшее в «Деяния епископов Туля» (Gesta episcoporum Tullensium. P. 639–641).

Все упомянутые источники сообщают о знатном франк. происхождении Г., нек-рые (Vita Apri, 29; Gesta. P. 639) — о его высоком положении при дворе Карла III. Однако, согласно актам королевской канцелярии Карла III, Г. занимал скромную должность нотария. В грамоте каноникам кафедрального собора Туля от 4 марта 922 г. говорится о недавней кончине местного еп. Дрогона. Находившийся в это время в Лотарингии Карл III воспользовался случаем, чтобы пригласить на вакантную кафедру верного человека, и его выбор пал на Г. Хиротония Г. была совершена 17 марта того же года архиеп. Ротгером Трирским. Став епископом, Г. не вмешивался в политические дела. В 928 г., после перехода Лотарингии под власть Восточнофранкского королевства, он получил от герм. кор. Генриха I Птицелова право взимать торговые пошлины в графстве Туль.

Основную деятельность Г. сосредоточил на монастырской реформе. В 934 г. им был преобразован мон-рь св. Апра в предместье Туля. Возможно, епископ был воодушевлен примером Адальберона I Мецского, к-рый незадолго, в 933 г., реформировал аббатство Горце, поставив туда настоятелем Эйнольда, бывш. архидиакона Г., проведшего перед этим 3 года в отшельничестве. Автор «Жития св. Иоанна, аббата Горце» пишет, что Г. был единственным, кто поддержал презираемого всеми Эйнольда в его стремлении к подвижничеству (Vita beati Joannis Gorziensis, 29). Однако в реформаторской деятельности Г. ориентировался не на Горце, а на клюнийскую реформу. В 934 — нач. 935 г. Г. посетил аббатство Флёри, в 930 г. реформированное Одоном из Клюни, откуда привез кодекс бенедиктинского устава и пригласил мон. Архембальда для восстановления монашеской дисциплины в мон-ре св. Апра в соответствии с бенедиктинской практикой. Кроме Архембальда, ставшего аббатом, Г. пригласил сюда ученых монахов Адсона из Люксёя и Альбериха из мон-ря св. Аполлинария в Реймсе, благодаря к-рым обитель св. Апра стала центром образования. В 941 г. Г. основал в своем диоцезе, возле дер. Буксерия (совр. Буксьер-о-Дам, близ Нанси), жен. бенедиктинский мон-рь в честь Пресв. Богородицы. Первой настоятельницей его стала затворница из Вердена Ротхильда. В том же году Г. получил от папы Стефана VIII подтверждение основания мон-ря и всех данных ему привилегий. В 40-х гг. X в. Г. удалось добиться от кор. зап. франков Людовика IV возвращения под свою юрисдикцию мон-ря Монтье-ан-Дер, находившегося в диоцезе Шалон (совр. Шалон-ан-Шампань). Ок. 950 г. Г. поставил туда аббатом Альбериха, дав ему в помощники Адсона.

В 947–948 гг. состоялось 3 Собора, посвященные незаконному низложению архиеп. Артольда Реймсского и назначению на его место Гуго, и, хотя это дело касалось Западнофранкского королевства, епископы Лотарингии приняли в них участие. В авг. 947 г. состоялся Собор в Вердене, от имени к-рого Г. и Адальберон I Мецский были посланы к Гуго, чтобы призвать его явиться на Собор. Но Гуго отказался, и окончательное решение дела было отложено до следующего Собора, к-рый был созван в янв. 948 г. в Музоне и на к-ром также присутствовал Г. Он участвовал и в более представительном Соборе в июле 948 г. в Ингельхайме, где папский легат Марин и короли Людовик IV и Оттон I поддержали осуждение архиеп. Гуго Реймсского (Richer von Saint-Remi. Historiae. S. 145–159).

Хронист Рихер Сансский (XIII в.) сообщает, что во время епископата Г. Туль подвергся разорению со стороны иноплеменников (gens aliena), так что при кафедральном соборе осталось только 3 каноника. В этом смутном сообщении можно увидеть отголоски событий 953–954 гг., когда герц. Лотарингии Конрад, подняв мятеж против Оттона I, пригласил в качестве наемников венгров, разоривших мн. земли Лотарингии (Les annales de Flodoard / Éd. Ph. Lauer. P., 1905. P. 307). Г. удалось довольно быстро поправить материальное положение своего еп-ства, под конец жизни он начал строительство мон-ря в честь св. Мансвета в Туле, к-рое закончил его преемник св. Герхард. Автор «Деяний епископов Туля» пишет о многочисленных дарениях, полученных Г. от богатых землевладельцев Лотарингии. Возможно, эти подношения помогли ему восстановить положение Церкви после разорения венграми.

Г. был погребен в мон-ре Пресв. Богородицы, его мощи покоились там до кон. XVIII в., до упразднения мон-ря, затем были перенесены в кафедральный собор в Нанси, где также хранились литургическая чаша, гребенка и евангелиарий Г. В XVII в. глава святителя находилась в соборе Туля, время и обстоятельства ее перенесения неизвестны. Видрих сообщает о видении св. Герхарду его предшественника во славе святых (Vita Gerhardi. 23), Адсон (или его интерполятор) — о совершении дня памяти святителя в аббатстве Пресв. Богородицы (Vita Mansueti. 19). Впрочем, в бревиарии из Туля XII–XIII вв. под 7 сент. указано только поминовение Г. без богослужебных чтений. Последние были внесены в печатный бревиарий 1535 г. С XVI в. имя Г. появляется в дополнениях к различным изданиям Мартиролога Узуарда и в частных мартирологах этого времени.

Ист.: Gesta episcoporum Tullensium 31–33 // PL. 157. Col. 459B–462B; MGH. SS. Bd. 8. S. 631–648; Stillingus J. Commentarius Praevius // ActaSS. Sept. T. 3. P. 129–146; Vita beati Joannis Gorziensis 4. 29 // ActaSS. Febr. T. 3. P. 695, 698–699; Adso Dervensis. Vita Sancti Mansueti 15. 19 // PL. 137. Col. 634A, 638B — 634A; Vidricus. Vita Gerhardi 4. 23 //ActaSS. Apr. T. 3. P. 207, 210–211.

Лит.: Choux J. Décadence et réforme monastique dans la province de Trèves (855–959) //RBen. 1960. Vol. 70. P. 204–223; idem. Gozzelino de Toul // BiblSS. T. 7. Col. 140–141.

Д. В. Зайцев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Нужно сочинение?

Смотреть что такое "ГОСЦЕЛИН" в других словарях:

  • Меллит (епископ) — Меллит Mellitus Архиепископ Кентерберийский …   Википедия

  • ГОНОРИЙ — [лат. Honorius] († 653), свт. (пам. зап. 30 сент., перенесение мощей 6 или 13 сент.), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери). Св. Беда Достопочтенный (Hist. eccl. 5, 19) и свт. Госцелин (Historia translationis st. Augustini. 5, 26; Vita… …   Православная энциклопедия

  • Patrologia Latina — (Латинская патрология)  собрание сочинений латиноязычных христианских авторов, включающее 217 огромных томов, первая часть «Полного курса патрологии» (Patrologiae Cursus Completus), вторая часть  Patrologia Graeca. Изданы аббатом Минем… …   Википедия

  • БОРДО — Дворцовая площадь. Фотография. Ок. 1900 г. Дворцовая площадь. Фотография. Ок. 1900 г. [франц. Bordeaux; лат. Burdigala], г. в Юго Зап. Франции (адм. центр деп. Жиронда), центр архиеп ства, порт на р. Гаронна. В III в. до Р. Х. на этом месте… …   Православная энциклопедия

  • ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ — [греч. Διονύσιος ὁ ᾿Αρεοπαγίτης; лат. Dionysius Areopagita], сщмч. (пам. 3 окт., 4 янв. в Соборе 70 апостолов, пам. зап. 9 окт.), афинский аристократ, обращенный ап. Павлом в христианство во время проповеди в ареопаге. Согласно церковной традиции …   Православная энциклопедия

  • ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… …   Православная энциклопедия

  • ИВ — [лат. Ivo, Yvo; англ. Ives] (VII в.?), свт. (пам. зап. 24 апр., 10 июня), почитается как персид. проповедник в Англии. Наиболее ранние свидетельства о почитании И. содержались в несохранившемся Житии, написанном в нач. XI в. Андреем (Витманом),… …   Православная энциклопедия

  • ИЗАРН — [лат. Isarnus, Ysarnus; франц. Ysarn] (ок. 975/80 24.09. 1047), св. (пам. зап. 26 сент.), аббат монастыря Сен Виктор в Марселе (Франция), деятель монашеской реформы и движения «Божий мир». Основным источником сведений об И. является Житие,… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»